В воскресенье, 29 августа, православные и грекокатолики отмечают праздник, который в церковном календаре называется Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. А народное его название — Третий Спас, Спас на полотне или Ореховый Спас.
Существует две версии событий, которым посвящен этот праздник. Одна из них, восточная, рассказывает историю чудесного исцеления правителя месопотамского города Эдессы (Едессы) по имени Авгарь Ухама, страдавшего неизлечимой болезнью — проказой. Услышав о чудесах, которыми прославился проповедовавший тогда в Иудее Иисус, Авгарь Ухама, даже ни разу не видевший Иисуса, признал его Сыном Божьим и отправил к нему с письмом своего придворного живописца Ананию (Ханнана). В письме была просьба об исцелении и приглашение в Эдессу с предложением защиты от преследователей. При неудаче этой миссии Анания должен был хотя бы написать портрет Спасителя.
Добравшись до места, Анания не смог пробиться к Христу через огромную толпу людей, слушающих его проповедь. Тогда художник, поднявшись на высокий камень, попытался издали рассмотреть Сына Божьего, чтобы написать его портрет. Но расстояние между ними было слишком велико, поэтому у художника ничего не получалось. И вдруг Спаситель сам подозвал его к себе, назвав по имени. Он передал для Авгаря краткое письмо, в котором объяснил, что нужно сделать правителю для исцеления тела и спасения души, и пообещал прислать к нему своего ученика. Потом Христос попросил принести воду и убрус (холст, плат, полотенце). Умыв лицо, Иисус вытер его убрусом — и на полотне чудесным образом отразился лик Спасителя. Плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа и письмо Анания доставил в Эдессу. Как и обещал Спаситель, с помощью убруса Авгарь избавился от основных очагов проказы. А окончательно победил болезнь, когда апостол Фома уже после Вознесения Христова прислал к нему одного из 70 учеников Иисуса — Фаддея, который не только помог правителю полностью исцелиться от страшной болезни, но и крестил его. Под влиянием Фаддея многие жители Эдессы тоже стали христианами.
Исцелившись и став христианином, Авгарь написал на нерукотворном образе фразу «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», приказал натянуть икону на доски из негниющего дерева и поместить ее над главными воротами города, чтобы всякий входящий мог поклониться святому образу.
Многие годы люди поклонялись святыне, получая от нее исцеление, пока к власти не пришел один из правнуков Авгаря. Этот язычник решил снять образ с городской стены. Но местный епископ, получив от Господа откровение, ночью зажег перед образом лампаду и нишу с иконой замуровал. Прошло время, и о месте хранения святыни забыли. Вспомнили о ней в 545 году, когда Эдессу осадили войска персидского царя Хосроя I (Хозроя I). Епископу Евлавию тогда было видение, в котором Богородица указала ему место, где спрятана святыня. Образ достали — он был невредим, и перед ним по-прежнему горела лампада. Мало того, на плите, прикрывавшей нишу, чудесным образом отразилось изображение святого убруса. Икону крестным ходом пронесли по стенам города, и враг отступил.
В 944 году византийский император Константин VII Порфирогенет (Багрянородный) выкупил убрус у правителя Эдессы за огромные по тем временам деньги (12 тысяч сребреников и 200 пленных сарацин). 15 августа 944 года нерукотворный образ Спасителя и написанное им письмо к Авгарю со всеми возможными почестями сначала доставили во Влахернский храм, потом перенесли в Фаросскую церковь. 16 августа (по старому стилю) икону перенесли в Константинопольский храм Премудрости Божьей, а затем, в тот же день, установили ее в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы, в которой были собраны величайшие святыни православия. И в честь этих событий установили отмечаемый ныне праздник с постоянной датой — 16 (29) августа.
Сохранить Нерукотворный образ Спасителя, к сожалению, не удалось. Согласно самой распространенной версии, в 1204 году из Константинополя в Венецию его попытались вывезти на корабле участники четвертого Крестового похода. Но судно попало в шторм и затонуло в Мраморном море.
Появление второго, западного, варианта истории возникновения Нерукотворного образа Спасителя относится к периоду с XIII до XV века. И возник этот вариант, скорее всего, в среде францисканских монахов. А рассказывает он о том, что, когда Христа вели на Голгофу, благочестивая еврейка Вероника подала ему льняной платок, чтобы он мог отереть с лица кровь и пот. На этом платке и запечатлелся лик Спасителя, а реликвия получила название «Плат Вероники». В настоящее время она хранится в соборе св. Петра в Риме.
Восточное и западное изображение Спасителя отличаются друг от друга. Во-первых, выражением лица Иисуса — на восточном оно спокойное, а на западном — исполнено страдания. Кроме того, на «Платке Вероники» отпечатался терновый венец на голове Иисуса.
По Уставу праздник Перенесения их Эдессы в Константинополь Убруса относится к малым праздникам. Традиционно в этот день в церковь для освящения приносят орехи, которые к этому времени как раз дозревают. Освящают также хлеб и различную выпечку из муки нового урожая. Приносят в церковь и колоски пшеницы, а также овощи и фрукты. И обязательно надо помолиться Господу, прося у него заступничества и помощи для себя и своих близких.
Молитва Господу Иисусу Христу
О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь.
А после службы в храме все освященные деликатесы должны попасть на праздничный стол, за которым надо вести себя спокойно, без особого шума и большого количества алкоголя. Но народные традиции требуют съесть все подчистую — выбрасывать ничего нельзя. Зато можно угощать соседей, знакомых и просто накормить голодных.
А еще можно понаблюдать за природой.
Если заметите в этот день в небе журавлиный клин, на Покров (14 октября) будет морозно.
Дождь и гроза — к теплой осени.
Хороший урожай орехов предрекает богатый урожай хлебов в следующем году.
Если при сборе орехов на Ореховый Спас попался червивый плод, лучше подготовить себя к неприятностям.
А вот свалившийся на голову орех — к удаче. Ну, а найденные два сросшихся ореха, по народным приметам, вообще способны заставить вас чувствовать себя счастливым целый год…
Как писали «ФАКТЫ», 14 августа православные христиане и грекокатолики отмечали праздник Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня. В народе этот праздник называют Маковеем, Первым, или Медовым Спасом. В храмах в этот день освящают воду, мак и цветы. Праздник объединил христианские и народные украинские традиции.
Приходится Медовый Спас на первый день Успенского поста, который длится до 28 августа — до Успения Пресвятой Богородицы.
А 19 августа православные христиане и грекокатолики отмечали Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник относится к двенадцати важнейшим после Пасхи праздникам и носит еще одно, народное, название — Второй, или Яблочный Спас.
1330Читайте нас в Facebook