«Ложь о князе, построившем Софию Киевскую, оставалась нераскрытой почти тысячу лет»: ровно 1010 лет назад был заложен древнейший храм Руси
Факты, свидетельствующие, что эти утверждения грешат против истины, обнаружила в соборе заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук Надежда Никитенко. Ей удалось выяснить, когда в действительности было начато и завершено возведение собора. Ее выводы признали эксперты ЮНЕСКО. По чьей инициативе была сооружена София Киевская и почему слава ее строителя досталась исключительно Ярославу Мудрому? Об этом в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала профессор Надежда Никитенко.
«Персонаж на фреске оказался… высокопоставленным евнухом императора»
— В ходе исследований в Софийском соборе фресок со светскими сюжетами у меня возникли серьезные сомнения в истинности летописных свидетельств о том, что этот храм — творение великого князя Киевского Ярослава Мудрого, — говорит Надежда Никитенко.
— Что конкретно натолкнуло вас на эту мысль?
— В южной башне собора (по ней князь и мужская часть знати поднимались на хоры) есть много интересных фресок. На той из них, которую можно назвать центральной, показана сцена с участием византийского императора на ипподроме в Константинополе. В императорской ложе изображен некий безбородый человек. Хотя в те времена все мужское население Византии носило усы и бороды. Мой предшественник в изучении этих фресок доктор исторических наук Сергей Александрович Высоцкий решил, что безбородый не кто иной (точнее иная), как киевская княгиня Ольга.
Ведь из исторических источников мы знаем, что в 957 году она посетила Константинополь и приняла там крещение. Понятно, что был смысл посвятить ее пребыванию в византийской столице одну из фресок в Софии Киевской. Однако, когда я во всех подробностях изучила дошедшие до нас сведения об обрядах, обычаях, традициях, бытовавших в Византии того времени, мне стало очевидно, что это не может быть Ольга.
— Хотите сказать, что женщинам находиться на ипподроме запрещалось?
— Да, причем в этот период истории Византии категорически. С какой стати императору Константину Багрянородному делать для княгини язычников-русичей исключение?
— Кто же в таком случае этот безбородый персонаж? И почему он стоит возле императора?
— Если знаешь о византийских реалиях Х века, то ответить несложно — это сановный евнух.
— Что дает основания утверждать такое?
— То, что среди придворных чиновников, в том числе высокопоставленных, было много скопцов.
— С какой стати им такая честь?
— В Византии считалось, что императором имеет право стать любой ромей (так сами византийцы называли себя), кроме скопца. Поэтому императоры охотно набирали этих людей на государственную службу, доверяли им высокие должности — вплоть до главы правительства. Наверняка евнух, изображенный на фреске в императорской ложе, занимал именно этот пост. Поэтому он и стоит подле императора — так полагалось по церемониалу. Замечу, что слово «ромеи» означает «римляне», ведь изначально Византия была восточной частью Римской империи.
— Если на фреске не княгиня Ольга, а евнух, то зачем было в соборе в Киеве изображать сцену на ипподроме в Константинополе?
— Затем, чтобы показать визит в Константинополь посольства великого князя киевского Владимира. Нужно понимать, что главным в программе визита посольства был прием на ипподроме — форуме византийцев, где Русь в лице ее посланников чествует вся империя во главе со знаменитым императором Василием ІІ. Глава посольства изображен в красных свадебных одеждах в императорской ложе.
— Почему в свадебных?
— Князь Владимир сватался тогда к сестре императоров-соправителей Василия ІІ и Константина VIII принцессе Анне. Согласно древней традиции, столь высокопоставленному жениху не следовало самому приезжать за невестой. Это могло быть опасно, ведь его могли убить. Поэтому было принято, чтобы роль властителя выполнял двойник-фактотум, возглавлявший его посольство. Фактотум даже обращался к византийским императорам от первого лица так, будто сам являлся князем Владимиром. Двойник выполнил в Константинополе то, что следовало сделать жениху: обряды «добывания невесты», а затем от имени Владимира обручился с Анной.
Читайте также: В Софийском соборе обнаружены портреты князя Владимира и его сыновей: сенсационное открытие украинских ученых
— Где сыграли свадьбу?
— В Корсуни (византийском городе в Крыму), где Владимир ожидал невесту. Вообще-то братья-императоры не хотели отдавать любимую сестру Анну в жены иноземцу-язычнику. До этого они отказали четырем претендентам. Кстати, не удивительно, что принцесса засиделась в девках: когда к ней посватался Владимир, ей было уже 26 лет, по тем временам изрядный для невесты возраст.
— Из-за этого обстоятельства императоры все же решились отдать ему сестру?
— Нет, причина в другом. У императоров появился опасный конкурент. Победить его имевшимися у них силами было проблематично. Речь идет о могущественном феодале, командующем византийской армией Варде Фоке. Мятежники его короновали (ведь императором имел право стать любой ромей), и он дошел с войском до Константинополя. Императорам пришлось обратиться за помощью к Владимиру. Тот согласился прислать шеститысячный воинский корпус, чтобы одолеть бунтовщика. За эту услугу потребовал отдать ему в жены Анну.
Но братья-императоры не спешили выполнить свою часть уговора. Чтобы заставить их это сделать, Владимир пошел походом на Корсунь. Только тогда императоры окончательно решились расстаться с сестрой. Но поставили условие: Владимир перед свадьбой должен пройти обряд крещения. Это было сделано в церкви в Корсуни. Затем состоялась свадьба. Вернувшись с молодой женой домой, Владимир крестил киевлян. Из Киева христианская вера распространилась на всю страну.
В связи с браком с Анной произошло важное событие: в Киеве византийские послы от имени императоров короновали Владимира. Ведь мужем византийской принцессы должен быть равный ей по статусу властитель. Поэтому киевскому князю был дарован титул кесаря.
Кстати, сцена коронации самой Анны изображена на фресках северной (женской) башни Софии Киевской.
«В скандинавской саге рассказано, что наемники-викинги убили князя Бориса по заказу Ярослава Мудрого»
— В Софийском соборе одна из самых известных фресок со светскими сюжетами — это княжеский семейный портрет (очень большое, длиной 15 метров, художественное произведение), — продолжает Надежда Никитенко. — Прежде аксиомой являлось то, что на ней изображен Ярослав Мудрый с супругой — шведской принцессой Ингигерд-Ириной — и детьми. Ведь практически все специалисты были уверены, что собор построен по воле Ярослава. Но у меня возник вопрос: если эта трактовка верна, то почему на князе и княгине царские короны и облачения (плащи-корзо)? В странах, находящихся под влиянием Константинополя (Русь, несомненно, входила в их число), исключительное право короновать правителей имели византийские императоры. Если бы они даровали царский титул Ярославу, это наверняка было бы зафиксировано в древних источниках. Но этого нет! Заметьте, что на монетах Ярослава нет его портретов, а на печатях он в княжеской шапке, а не в короне.
— Получается, на фреске изображена семья другого великого князя киевского?
— Напрашивается именно такой вывод. Кто из наших великих князей был коронован византийскими императорами? Отец Ярослава князь Владимир, крестивший в 988 году Русь. Неопровержимым доказательством того, что Владимир был коронован, являются его монеты — на них он в короне. Его жена византийская принцесса Анна была царского рода, получила царский титул, поэтому, конечно же, имела право носить корону и мантию.
На княжеском портрете в руках Владимира изображена модель пятикупольной Десятинной церкви (ее приблизительный вид мы знаем благодаря сохранившимся фундаментам), которую прежде он построил. Закладывая новый храм — Софийский собор, Владимир несет модель уже существующей церкви. Это давняя традиция: такие модели (иерусалимы) вносили в храмы при их освящении.
В княжеском портрете есть еще одна любопытная особенность: возле Владимира и Анны художник изобразил не только их общих детей, но и Ярослава Мудрого. Да, он сын Владимира, но не Анны.
— Почему же Ярослав показан на этой фреске?
— Тут дело тонкое, политическое. Поясню. Ученые пришли к выводу, что эта фреска была создана одной из последних в Софийском соборе. Это дает основание говорить о том, что, когда Ярослав в 1019 году окончательно захватил власть в Киеве, он приказал «отредактировать» княжеский портрет, включив в число его персонажей себя. Причем он изображен первым из сыновей — следующим за отцом. Тем самым Ярослав хотел дать понять, что является законным наследником. На самом деле это не так.
Из письменных источников мы знаем, что Владимир завещал престол сыновьям Борису и Глебу, которых ему родила Анна. Ведь Владимир хотел, чтобы после него Русью правили князья, в жилах которых течет кровь византийских императоров.
Читайте также: Внук Ярослава Мудрого получил от Папы Римского титул короля Руси: в Киеве презентовали уникальные манускрипты времен Киевской Руси
— Ярослав знал, что отец назвал своими наследниками Бориса и Глеба?
— Да. Он резко отреагировал на такое решение отца — отказался повиноваться ему и не отправил из Новгорода, где тогда правил, в Киев положенные две тысячи гривен. Владимир стал собираться в поход на строптивого сына. Во время этих приготовлений (в 1015 году) он неожиданно умер. Бориса на тот момент не было в Киеве — с дружиной находился в походе на печенегов. Младший Глеб, как свидетельствует «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, находился при дворе отца. Братьям так и не было суждено стать соправителями Руси — обоих убили.
— Кто?
— Темная история. Оба старших сына — Святополк Туровский и Ярослав Новгородский — претендовали на престол по древнему праву старшинства. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавиться от законных наследников, которым отец завещал великокняжеский престол. Первым был убит Борис, затем Глеб. Бориса и Глеба похоронили у церкви святого Василия в Вышгороде, где был создан их храм-мемориал, и причислили к лику святых. Ответственность за их смерть летопись возлагает на Святополка.
В связи с этим ему даже дали позорное прозвище Окаянный. Однако версия о том, что он виноват в гибели своих сводных братьев, вызывает серьезные сомнения: летом 1015 года, когда они погибли, Святополка в Руси не было — он бежал в Польшу, откуда вернулся только через три года.
Следует понимать, что историю пишут победители. Победителем в длившейся пять лет междоусобной войне за великокняжеский престол стал самый целеустремленный и удачливый — хромец Ярослав. В его власти было преподнести в летописи обстоятельства убийства Бориса и Глеба в выгодном для себя свете — возложить вину на Святополка.
Читайте также: Украинские ученые опровергли легенду о князе Владимире Крестителе
— Возможно, сохранились независимые источники, в которых рассказана эта история?
— Да, такой источник есть — древняя скандинавская Эймундова сага. Как известно, в княжеских дружинах русичей служило много наемников-варягов, поэтому в их эпосе и рассказано о событиях в Руси. В саге четко говорится, что Бориса убили по приказу Ярослава.
— Как конкретно описана эта расправа?
— Борис с войском шел на Киев отвоевывать престол. Вечером его дружинники изрядно напились хмельного меда. Нанятые Ярославом варяги сумели незамеченными пробраться в лагерь и убить князя. Его голову они принесли заказчику убийства.
Читайте также: Считавшиеся утраченными сокровища из Софийского и Успенского соборов Киева нашлись в Москве (фото)
— На фреске с изображением княжеской семьи Борис и Глеб нарисованы в царских облачениях?
— Да, они и их старшая сестра Феофана.
— Она пережила кровавую усобицу?
— Да, как и другие три дочери Владимира и Анны. На княжеском портрете изображены все четыре сестры. Мы знаем имена каждой из них, а также то, как сложились их судьбы. Феофана (она, кстати, названа в честь своей бабушки по материнской линии, знаменитой византийской красавицы-императрицы Феофано) вышла замуж за новгородского посадника (одна из высших должностей в Новгородской республике) Остромира. Он заказал в Киеве написать для него Евангелие. Остромирово Евангелие сохранилось и является одним из самых древних и ценных письменных источников времен Руси. В послесловии к этому манускрипту он упоминается вместе с женой Феофаной. Ее сестра Премислава стала женой венгерского герцога Ласло Сара. А сестра Агата — английского принца Эдуарда Изгнанника. Он некоторое время жил в Киеве при дворе Ярослава Мудрого, тогда и познакомился с Агатой. Младшая дочь Владимира и Анны Мария-Добронега стала королевой — ее мужем был король Польши Казимир I.
— Вам удалось найти на сто процентов неопровержимые доказательства того, что Софийский собор — это прежде всего детище князя Владимира.
— Да, такие доказательства нашла вместе с заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко. Доказательства — в самом соборе. Вы, наверное, знаете, что на его стенах есть тысячи граффити, нацарапанные в разные периоды истории храма, прежде всего в княжеские времена. Так вот, самое древнее граффити из тех, на которых указана дата их написания, сделано в 1018 году. Это значит, что к тому времени не только уже был построен собор, но и расписаны его интерьеры. Ведь граффити писали на фресках. Корниенко также обнаружил надписи 1019, 1022, 1023, 1028, 1033, 1036 годов. То есть сделанные до 1037 года — даты начала строительства Софии Киевской, указанной в «Повести временных лет». Получается, что эти данные в летописи не соответствуют действительности. Вряд ли летописец сделал ошибку случайно.
В Новгородской летописи указана значительно более ранняя дата заложения Софии Киевской — 1017-й. Однако построить и расписать его за один год было нереально.
— Ярослав внес свой вклад в строительство Софийского собора?
— Да, он завершил работы над ним. Прежде всего он обустроил в соборе усыпальницу для себя. Подобная практика существовала с незапамятных времен: властитель занимает трон, и одно из первых дел, к которым приступает, — начинает возводить для себя усыпальницу. Один из примеров тому — египетские пирамиды. В Византии к каждому новому императору приводили… гробовщика. Тот являлся с образцами мрамора, чтобы император выбрал, что ему понравится, и после этого сразу начиналось создание гробницы. Ярослав поступил примерно так же: окончательно захватив в 1019 году власть в Руси, позаботился о собственной гробнице.
Читайте также: Раскрыта тайна загадочного сооружения времен Киевской Руси рядом с Софийским собором
Изначально Софийский собор окружали открытые галереи (напомню, что современный вид храм приобрел на рубеже XVII—ХVIII веков). Арки северной галереи заложили кирпичом-плинфой и обустроили в восточном торце роскошную усыпальницу. Это был акт «присвоения» Ярославом собора, заявкой на власть в Руси, которую он захватил силой.
— Как вам удалось вычислить даты начала и завершения строительства Софийского собора?
— В этом помогли древнерусские святцы. В них указано, когда следует отмечать те или иные церковные праздники. Там приводятся два дня освящения Софии Киевской, то есть, если говорить простым языком, закладка храма и его открытие. Это 11 мая и 4 ноября (даты даны по старому стилю). Софийский собор — это храм Премудрости Божией. Поэтому его освящение могло быть только в день Господень, в воскресенье. Благодаря датированным граффити мы знаем, что к 1018 году София Киевская уже была построена и расписана. Оставалось изучить календарь. Во втором десятилетии XI века эти две даты приходятся на воскресенье только в 1011 (4 ноября) и 1018 (11 мая) годах. Так я и определила, когда конкретно был построен собор. Кстати, хорошо знавший источники, в том числе и те, что до нас не дошли, киевский митрополит Петр Могила в 1634 году сообщил в огромной надписи под куполом Софии, что ее начали строить в 1011 году.
ЮНЕСКО признала доказательства того, что София Киевская — это детище прежде всего князя Владимира Крестителя. Благодаря этому решением ЮНЕСКО 10 лет назад было на государственном уровне отпраздновано 1000-летие заложения Софии Киевской.
— Если собор заложили в ноябре, то почему годовщина празднуется 21 сентября?
— Потому что несколько столетий назад возникла традиция праздновать освящение храма Софии Премудрости Божией в Киеве в день Рождества Богородицы — 8 сентября по старому стилю, 21 сентября по новому.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об уникальном документе, который экспонировался в Софии Киевской — оригинале Конституции Филиппа Орлика. Впервые за 311 лет, прошедших с ее написания, этот раритет вывезен за пределы Швеции.
4772Читайте также: «Возле Десятинной церкви нашли клад, который с трудом поместился в два мешка»
Читайте нас в Facebook