Андрей смоляков: «чтобы не срывать спектакль, мне пришлось выйти на сцену с высокой температурой, а зрители решили, что я пьян»
В свои 49 Андрей Смоляков, успевший сняться в полсотне фильмов и сыграть в не меньшем количестве спектаклей, выглядит молодо. Подтянут и очень обаятелен. Этим обаянием и взяли зрителя его киногерои, в основном отрицательные. Самым узнаваемым из них стал Кудла из «Буржуя». Именно у него, у Кудлы, детвора, выстроившись в ряд, просила автографы. На фестивале детского кино в «Артеке» актер Андрей Смоляков был одним из самых ответственных кумиров. На мастер-классы всегда приходил вовремя. Вообще, вел себя идеально: не пил, на девушек не глазел. Да и к чему оно, когда на фестиваль Андрей приехал с новой женой. Свою избранницу актер оберегал от назойливых фотокамер и неуместных вопросов.
«Сейчас я уже могу позволить себе отказываться от сериалов»
- С удовольствием посмотрела в Киеве спектакль «Бумбараш» с вашим участием. Не ожидала, что после всенародно любимого одноименного фильма театральная постановка может иметь такой успех.
- Да, спектакль хороший получился! У Олега Павловича Табакова халтуры не бывает. А киевская публика какая роскошная! Но мне проще говорить о замечательном селе Демьяновка Херсонской области, где я каждый год поправлял свое здоровье.
- На херсонских арбузах?
- На кавунчиках (улыбается)! Там и сейчас живет огромное количество моих родственников. Это — детство мое золотое. Все, что касается зрелой жизни — это, конечно, Киев. Столица Украины — один из самых театральных городов. И киностудия Довженко тоже не хилая.
- Давно снимались на Довженко?
- После «Буржуя» была еще картина «Баксы». И потом звонили, приглашали несколько раз. Но я как-то не мог вырваться.
- Для вас эти самые баксы — размер гонорара — имеют определяющее или сопутствующее значение?
- Это всегда вторично. В театре я на зарплате. А в кино отказываюсь от большого количества работ. Уже могу позволить, заработал. Но возможность отказывать существует лет 15, не больше. Конечно, деньги — это ощущение свободы. Осознание того, что костлявая рука нищеты не держит тебя ни за какое место.
- Бывало?
- Слава Богу, нет! Но если бы семья нуждалась в чем-либо, то количество сериалов, от участия в которых я отказался, было бы меньше.
- Если бы лицедейство перестало кормить, какую бы профессию освоили?
- Боюсь, никакую. Я актер. (Закуривает. )
- Андрей, а как курение сочетается с вашим здоровым образом жизни?
- Я курю о-очень легкие сигареты. Хотя вы правы, это дурная привычка, но возраст уже не тот, чтобы бросать. Правда, возраст, если честно, замечательный. Это то самое счастливое время, когда уже есть мастерство и еще есть силы. Есть желание любить, мучиться и что-то сделать в профессии.
- А что еще хотелось бы сделать?
- К сожалению, список ролей, которых я уже не сыграю, становится все больше. Раскольникова уже не сыграю. Это, пожалуй, единственная роль, о которой я говорю с сожалением. Но надо отдавать себе отчет, что возраст уже не позволяет. А было время, когда я к себе относился по-другому. К счастью, в эти дни рядом были умные люди.
- И кто они?
- Мама, сестра, Олег Павлович Табаков, Костя Райкин — учителя.
- Ваша супруга не принадлежит к этой отрезвляющей категории?
- Эту тему не открывать.
- Почему?
- Потому что в последнее время несколько изменились мои устремления в личной жизни. Нет, вы не подумайте, я не поменял ориентацию! Просто в моей судьбе появился другой человек.
«В детстве мама меня будила ночью, чтобы я усыпил свою годовалую сестру»
- Ну а о сыне Дмитрии можно говорить?
- Про сына — да! Митьке — 23, он уникальный человек. Когда я предложил ему пойти по стопам отца, он сказал: «Нет, я займусь радиоэлектроникой». Четыре года проучился и в прошлом году в мае звонит мне: «Я забрал документы!» И поступил на первый курс школы-студии МХАТа.
- Гены взяли свое.
- Видимо.
- Каким было ваше детство?
- У меня есть младшая сестра, у нас разница в 9 лет. Первые годы ее жизни прошли под моим чутким руководством. Я никогда не чурался гулять с ней.
- Все мальчишки в футбол, а вы — в няньки?
- Да! И это придавало мне гордости. Я был единственным человеком, который мог усыпить Наташку. Мама меня будила: «Андрюша, я уже не могу!» И часа в три ночи я вставал с постели, подходил к кроватке сестры, делал волшебное движение носом по ее мордашке, и она засыпала. И мама, и отчим пытались повторить то же самое — не помогало.
(В этот момент за спиной Андрея появляется хрупкая блондинка. — Авт. ) Знакомьтесь — моя жена. Выдающийся художник-модельер Дарья Разумихина.
- Ваша первая жена — балерина, нынешняя — художник. Не сложно людям творческих профессий уживаться?
- Напротив, существует момент взаимного творческого обогащения. Не могу представить, как жена может ревновать мужа к его успехам или наоборот.
- Худруки не ревновали? Олег Павлович отпускает вас на съемки?
- Театр — это тоже дом. И абсолютная защищенность, и отцовская любовь. Олег Павлович может ревновать, негодовать. Но он понимает, что я — мальчик взрослый. Успеваю сниматься и играть во МХАТе, и в театре «Практика».
- Правда, что вы поступили с первого раза, ничего не зная наизусть?
- Да. После уже, когда учился, я спросил у преподавателя Владимира Погазова, который сидел в приемной комиссии, почему меня не выгнали. А он говорит: «Понимаешь, время было уже позднее — двенадцатый час ночи. И вдруг ты вышел, улыбнулся так светло, и я подумал: ну чего парня выгонять, подумаешь, ничего не знает наизусть».
«Актеры — это товар, и надо уметь нас продавать»
- Когда вы осознали всю серьезность выбранной профессии?
- Когда уже в спектаклях играл. Зритель пришел в театр, и ему нет дела до твоих проблем. Однажды у меня была температура 39, и в тот день шел спектакль «Последние» Горького. Помимо меня, в нем играли Олег Табаков, Ольга Яковлева, Сережка Безруков. Я мог бы позвонить, сказать, что болен и спектакль отменили бы. Но почему из-за меня зритель должен лишиться удовольствия видеть этих замечательных актеров? И я пришел, хотя понимал: это может быть неправильно истолковано публикой. В результате так и получилось. Я вытянул спектакль на технике, но исполнить танец уже не смог. И зрители, испорченные поведением некоторых нетрезвых актеров, пустили в антракте слушок, что артист Смоляков пьян. Благо, в зале всегда есть свои люди, которые опровергли эти домыслы.
- К слухам вы как относитесь?
- Уже никак. Но меня побаиваются, особенно ваша братия, журналисты. Однажды один получил по лицу за глупость. Я не давал ему никакого интервью, а человек писал обо мне всякие небылицы. Но одно дело сказать, что Смоляков «козел», «бездарь» (меня это не волнует), и совсем другое — когда близких людей втягивают в эту историю. Мне это не нравится.
- А что нового в кино?
- Сейчас начинается сериал «Дом образцового содержания», года через полтора зрители его увидят. Затем фильм «Человек востока», где я играю хорошего мужика из ФСБ. Кстати, для детворы сейчас кино снимаем. Это сказочка, что-то вроде «Алисы в Зазеркалье».
- Как такой кинопоток совмещаете с работой в театре?
- У меня замечательный агент — Лена Чухрай, дочь режиссера Григория Чухрая. Сейчас у многих есть агенты, это так освобождает мозги, время! Ведь актеры — это товар, и надо уметь нас продавать.
- Вы хорошо продаетесь?
- Грех жаловаться. Как стал активно сниматься, так и пошло.
- Значит, голодным в Москве сегодня может быть только ленивый или бездарный актер?
- Наверное!
- В Голливуд сниматься зовут?
- В Голливуд — нет, а в Европе приходилось работать.
1527
Читайте нас в Facebook