ПОИСК
Общество и люди

Стоит ли прогревать двигатель перед началом движения: лайфхаки, благодаря которым зимние поездки за рулем не будут обременительными

14:50 29 января 2022
Зимняя езда на автомобиле
Юлий МАКСИМЧУК, специально для «ФАКТОВ»

Несмотря на то, что в этом году зима припозднилась, она успела побеспокоить нас непогодой с морозами, вьюгами и ветрами. Все это создавало значительные проблемы как пешеходам, так и автомобилистам, которым еще раз пришлось пройти боевое испытание на водительское мастерство и выносливость своих машин. Как обычно, опытные водители со значительным стажем чувствовали себя в зимнюю непогоду увереннее других, поскольку хорошо знают основные секреты зимней эксплуатации автомобилей. Об этих лайфхаках мы и хотим напомнить нашим читателям.

Следует снимать батарею с машины и относить на хранение в теплое помещение

С наступлением зимы не все автомобилисты продолжили эксплуатацию своих автомобилей — некоторые поставили их на прикол к весне. Лучший вариант для сезонного хранения машины — гараж или закрытый паркинг, в идеале еще и теплый. Хотя такие комфортные условия имеет совсем небольшая часть автовладельцев. Подавляющее большинство держит свой транспорт под открытым небом — на стоянках или прямо под домом. Таким водителям важно знать, что просто забыть об автомобиле до теплых дней будет большой ошибкой. И вот почему.

Прежде всего, нужно позаботиться о здоровье аккумулятора, поскольку во время долговременной стоянки зимой он будет постепенно разряжаться. Особенно ощутимо этот процесс происходит у машин с новой батареей — весной она вряд ли сможет завести двигатель. А вот при значительных минусовых температурах аккумулятор вообще может «умереть» (произойдет сульфатация пластин) и реанимировать его принудительной зарядкой уже не удастся. Чтобы не иметь подобных проблем, людям, которые зимой не ездят, следует снимать батарею с машины и относить ее на хранение в теплое помещение.

При зимней спячке автомобиля обязательно необходимо позаботиться о его рабочих жидкостях — охлаждающей и омывающей. В двигатель должен быть залит антифриз с соответствующим запасом температуры до замерзания. Более того, обратите внимание, что, согласно требованиям многих автопроизводителей, антифриз нужно менять в среднем раз в два года, а при интенсивной эксплуатации — каждые 80—100 тысяч километров. Дело в том, что в дальнейшем присадки, находящиеся в составе этой жидкости, перестают выполнять свою функцию и в антифризе изменяются характеристики. Это приводит к снижению температуры замерзания (может замерзнуть даже при небольших морозах) и повышению агрессивной активности по отношению к металлу, из-за чего ржавеют и выходят из строя элементы системы охлаждения.

Ну и, учитывая сказанное, нельзя хранить и использовать автомобиль, в охлаждающую систему которого залита обычная вода. Когда она замерзнет, может разорвать каналы охлаждения в двигателе и радиаторах, превратив их в дуршлаг!

Подобные предостережения касаются также омывающей жидкости. Даже если вы не будете эксплуатировать автомобиль зимой, на время его сезонного хранения под открытым небом мы советуем залить в систему зимний омыватель. Поскольку замерзшая вода может вывести из строя элементы этой системы и нарушить ее герметичность.

Последний совет относительно длительного зимнего хранения автомобиля касается его местоположения. Обратите внимание — нельзя бросать машину прямо на обочине дороги! Во-первых, это будет мешать работе снегоуборочной техники, а во-вторых, в течение всей зимы авто будет обильно посыпаться песчано-солевыми смесями, что негативно влияет на лакокрасочное покрытие машины и провоцирует коррозию металлических частей. В случае со старыми машинами, которые чаще всего и бросают на обочинах, весной владелец может получить уже дырявое решето.

На заснеженных дорогах изношенная зимняя резина не намного лучше летней

Ну, а теперь пришло время советов для активных автовладельцев, которые отважно продолжают эксплуатировать свой транспорт, несмотря на метели и морозы.

Самым главным залогом безопасной езды в холодное время года является использование зимней резины. На крайний случай — всесезонный. Поскольку летние шины уже при температуре плюс 7 градусов теряют свою эластичность — перемерзают (дубеют) и теряют сцепные свойства. Рассчитывать на устойчивость автомобиля, управляемость и эффективное торможение на такой резине зимой не приходится. Да что там говорить, часто на летних шинах даже тяжело начать движение по заснеженной дороге, а небольшой подъем становится непреодолимым препятствием.

Не менее важную роль также играет состояние протектора резины. Изношенные зимние шины на заснеженной дороге не намного лучше летней резины, потому что также не могут обеспечить надлежащие ездовые качества. Обратите внимание, что критическая остаточная глубина зимнего протектора, при которой нужно менять шины, составляет четыре миллиметра. Проконтролировать этот показатель легко самому: во многих шинах есть индикатор износа в виде перемычек в центральных канавках — их высота как раз и равна вышеупомянутой глубине. Если протектор сравнялся с перемычкой, резина нуждается в замене.

Кстати, в прошлом выпуске нашей автополосы мы писали о новом проекте постановления Кабмина, в котором чиновники хотят впервые в Украине положить начало обязательному использованию в холодное время года исключительно зимних или всесезонных шин, а для стимулирования выполнения этого требования установить штраф за езду на летней резине. Подробнее об этом и других нововведениях этого проекта читайте в газете «ФАКТЫ» от 14 января 2022 года или на нашем сайте fakty.ua.

Первые километры важно ехать в спокойном режиме — без резких ускорений и торможения

У многих автомобилистов возникает вопрос, нужно ли зимой прогревать двигатель перед поездкой? Водители советской школы настойчиво уверяют, что эта процедура обязательна. Да, но только для подержанных машин с изношенными двигателями, в которых применяются минеральные моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-60. Такие моторы нужно хорошо прогревать, чтобы избежать повышенных нагрузок и еще более интенсивного износа узлов и деталей. То же касается и карбюраторных двигателей, которые при езде на холодную могут работать неустойчиво или глохнуть.

А вот владельцам более современной техники это правило можно не применять. Именно на этом, кстати, настаивает и известный украинский автогонщик Алексей Мочанов. На своей странице в Facebook он объясняет, что современные двигатели прогревать до рабочей температуры не нужно. Ведь за ночь остывает вся машина, а стоя на месте, греется только двигатель. При этом остальные узлы и системы (коробка передач, редукторы мостов, рычажные сайлентблоки, амортизаторы, подшипники, моторчики стеклоочистителей) остаются холодными. Вместе с тем все они также требуют прогрева, которого можно добиться только в движении. Ведь нагретый двигатель и теплый салон еще не означают, что прогрелся весь автомобиль.

Перед поездкой зимой Алексей Мочанов советует завести двигатель, дать ему поработать минут пять и уже начинать движение. При этом первые километры важно ехать в спокойном режиме — плавно, без резких ускорений и торможения. При такой езде все замерзшие детали начнут постепенно разрабатываться и прогреваться, в то время как при активной езде будет происходить износ всех замерзших узлов и агрегатов.

Есть соответствующие советы у профессионального журналиста и автогонщика и для владельцев автомобилей, оборудованных автоматическими коробками передач. Он советует перед началом зимней поездки на заведенном двигателе нажать на тормозную педаль, а затем плавно перевести селектор КП в положение «D» (Drive) и подержать его около минуты, а затем перевести его в положение «R» (Reverse) и также немного подержать. «Благодаря таким манипуляциям масло в коробке передач прокачивается насосом по всем каналам управляющего гидроблока и гидротрансформатора, и затем замерзший автомат сможет увереннее работать и переключать передачи. После таких переключений рычага в разные режимы движения можно смело выдвигаться в путь, но обязательно помня об экономном темпе езды на первых километрах», — пишет Алексей Мочанов.

От себя мы посоветуем эти пять минут прогрева авто перед поездкой провести с пользой. В это время следует очистить автомобиль от снега. Обратите внимание, что недостаточно просто смести снег с окон и боковых зеркал заднего обзора. Обязательно нужно смести снежную шапку с крыши, поскольку ездить с ней опасно — во время движения или при торможении она может неожиданно засыпать ваше лобовое стекло, лишив обзора, или же, наоборот, на скорости отлететь в стекло движущегося сзади автомобиля и даже повредить лобовое.

Читайте также: Как действовать автомобилисту, если на машину упала сосулька: советы юриста

Владельцам современных автомобилей, оборудованных системами помощи при парковке и камерой заднего или кругового обзора, важно позаботиться о чистоте этих элементов. Их следует также очищать от снега и грязи, поскольку это может не только ограничивать дополнительный обзор, но и негативно влиять на корректную работу этих систем.

Есть еще один важный совет, касающийся окончания зимней поездки. Обратите внимание на то, что в морозы лучше не фиксировать машину «ручником», особенно на всю ночь, поскольку при этом нагретые во время поездки колодки стояночного тормоза могут примерзнуть к барабану или диску. Как следствие — утром колеса могут оказаться наглухо заблокированы. Но это не значит, что в течение зимы можно забыть о «ручнике» — из-за его бездействия трос тоже может прихватить, но в этот раз уже ржавчиной. Поэтому время от времени следует пользоваться стояночным тормозом, но не применять его на длительное время.

Запотевание стекла может провоцировать даже салонный фильтр

Многим водителям часто приходится сталкиваться с запотеванием стекла. Отметим, что конденсат образуется из-за влаги от мокрой или заснеженной обуви, одежды или автомобильных ковриков. Поэтому зимой рекомендуется использовать резиновые коврики — они, в отличие от ворсовых (велюровых), не впитывают в себя влагу, и за ними легче ухаживать. Чтобы снизить вероятность возникновения конденсата, при посадке в салон важно тщательно отряхивать снег с одежды и обуви, а после завершения поездки вытряхнуть снег и слить воду со всех ковриков.

Обратите внимание, что запотевание стекла может провоцировать забитый салонный фильтр системы вентиляции и обогрева салона. Его рекомендуется менять каждые 10−15 тысяч километров. Эффективно бороться с запотеванием стекла поможет применение кондиционера. Он качественно подсушивает воздух внутри салона, достаточно быстро убирая из него влагу.

Еще одной проблемой зимней эксплуатации авто, с которой регулярно сталкиваются многие водители, является примерзание «дворников» стеклоочистителей, дверей и окон. Существует несколько секретов, которые помогут предотвратить эти неприятности. Следует знать, что примерзание происходит из-за разности температур за бортом и в салоне. После окончания поездки, когда автомобиль остывает, образовавшийся на всех резиновых элементах конденсат замерзает, прихватывая «дворники» и двери.

Чтобы избежать этого, рекомендуется по окончании поездки минут на пять открыть в машине дверь или хотя бы окна, чтобы выхолодить салон, выровняв температуры за бортом и внутри. В качестве дополнительного мероприятия можно также поднять «дворники» от стекла (конечно, если это позволяет техническая конструкция автомобиля).

Еще одной важной мерой в противодействии примерзанию двери является отделка всех резиновых уплотнителей специальными силиконовыми смазками. Не забывайте и о багажнике, особенно если вы владелец автомобиля с кузовом хетчбэк, лифтбэк или универсал, где грузовое отделение является непосредственным продолжением пассажирского отсека и где перепад температур тоже достаточно ощутим. В морозы уплотнители багажника также часто примерзают, поэтому, чтобы предотвратить это, следует обрабатывать их тоже. Впрочем, как и резину моторного отделения под капотом.

Кроме того, специальными жидкими смазками следует обрабатывать еще и автомобильные замки и их личинки, чтобы в случае примерзания электроприводов замки можно было открыть механически с помощью ключа.

Всех перечисленные советы пригодятся автомобилистам и позволят им переездить холодное время года с наименьшими проблемами.

Читайте также: Временное изъятие водительского удостоверения в Украине: что изменилось, как вернуть и не лишиться прав навсегда

8742

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2022 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.