«Из-за ливня в пустыне вода поднималась до окон спортивного грузовика»: украинский экипаж занял 11-е место в ралли Дакар-2022
В нашем экипаже я был пилотом (водителем), Любомир Шумаков — штурманом, а Сергей Мартовенко — механиком. Мы ехали на грузовике 1999 выпуска Renault Kerax D-50. За 14 дней чрезвычайно сложного и изнурительного ралли не раз были вынуждены останавливаться из-за поломок (железо не выдерживало), колесами буквально зарывались в песок, но мы не вызвали вертолет и прошли всю дистанцию (7 тысяч 800 километров) с достойным результатом — 11-е место в нашем классе спортивных грузовиков. Кстати, многие экипажи сошли с дистанции, причем не только из-за серьезных проблем с техникой, но и из-за физического и морального истощения. Потому что очень непросто 14 суток выдерживать огромные нагрузки. Усталость накапливалась, и некоторые чувствовали, что дошли до предела своих психофизических возможностей.
«Ежедневно преодолевали по пустыне 500−600 километров. И так две недели подряд»
— К участию в Дакар-2022 наш спортивный грузовик подготовила команда французских специалистов: поставили форсированный двигатель, специальные усиленные амортизаторы, узлы и агрегаты, — продолжает Сергей Малик. — Вся эта начинка значительно выносливее обычной. Из Марселя нашу машину три недели везли на пароме в Саудовскую Аравию.
— Во время проведения Дакара-2022 в Интернете появлялись сообщения о том, что ваша команда ночует в палатках. Как был налажен быт?
— Мы ночевали не там, где нас заставал вечер, а в бивуаке — лагере, который огражден забором и обеспечен всем необходимым, в том числе надежной охраной (попасть на территорию можно только при наличии электронного браслета). Понятно, что там можно получить горячую вкусную еду, выпить чаю, кофе и даже безалкогольного пива (в Саудовской Аравии обычное пиво запрещено), помыться в душе, воспользоваться туалетом, постирать вещи. Если бы у нашей команды бюджет был крупнее, мы могли бы оплатить ночевку в передвижном кемпинге. Но наши финансовые возможности были не очень большими, поэтому из экономии спали в палатках. Но это все вторичное — главное, что мы смогли принять участие в Дакаре.
— Сколько часов каждый день вы находились за рулем?
— Лучше спросить, какое расстояние преодолевала наша машина — от 500 до 600 километров в день.
— Какое у вас было расписание?
— Просыпались в шесть утра. После завтрака получали легенду (задачу) на день, наш грузовик проходил технический контроль (неисправную машину из бивуака организаторы не выпустили бы), и — в путь! Машины участников выезжали из лагеря поочередно с интервалом в одну минуту. Сначала нужно было доехать до определенного места в пустыне, которое организаторы определили как точку сегодняшнего старта. Добирались к ней по шоссе или грунтовой дороге. И только тогда начинали выполнять задания — преодолевали в пустыне от трех до пяти специальных участков.
Как я уже говорил, у нас были GPS-трекеры, с помощью которых ориентировались в пустыне. Но периодически нам ставили задачу искать нужный путь без его помощи. В таких случаях штурману следовало показать все, на что он способен. Не всякий раз удавалось правильно сориентироваться, и это повлияло на окончательный результат. Организаторы придумывали и другие способы проверить наше мастерство. К примеру, вдруг на трекере включался контроль скорости. Следовало как можно быстрее сбрасывать обороты. Если не успевал это сделать, наше место в общем зачете могло ухудшиться.
— На результат влияли и поломки машины?
— Да. Они вынуждали останавливаться посреди пустыни и срочно ремонтировать грузовик своими силами. Возникали проблемы с двигателем (в нем работало пять цилиндров из шести), случались неполадки с коробкой переключения передач, сцеплением, тягой. Бывало, что приходилось выкапывать колеса машины из песка.
— Остальные участники не останавливались, чтобы помочь вам?
— Несколько раз останавливались одни и те же ребята из Нормандии (Франция). Когда они видели, что наша машина снова застряла в песке, цепляли ее тросом и вытаскивали. Другие участники проносились мимо нас, не останавливаясь.
Читайте также: Вадим Нестерчук: «Три года мы посвятили этим двум коротким минутам, когда стояли на подиуме „Дакар-2011“ с украинским флагом»
— Бивуак все две недели путешествовал вслед за вами?
— Пока участники в течение дня выполняли свои задачи, специальная команда сворачивала бивуак и перевозила его на другое место, к которому мы должны были ехать вечером. И так каждый день бивуак перемещали в другой район пустыни.
«Выступить на Дакаре было моей мечтой 30 лет»
— Учтите, что после того, как вечером мы добирались до бивуака, наш рабочий день не заканчивался — нужно было ремонтировать машину, готовить ее к завтрашнему выезду, — продолжает Сергей Малик. — Значительную часть этой работы выполняли французские механики, которые готовили наш грузовик к ралли. Но все равно мы участвовали в ежевечерних технических работах. Поэтому ложились спать довольно поздно, а в шесть уже нужно было просыпаться. Нормально не высыпались, накапливалась усталость.
— Погода во время ралли была приемлемой?
— Не совсем — мы пережили в пустыне мощный ливень, который привел к наводнению. Из-за этого машины тонули по окна. Грунтовые дороги стали очень вязкими и труднопроходимыми даже для спортивных машин. Организаторы были вынуждены отменить один из этапов. Так что мы неожиданно получили выходной. Воспользовались этой возможностью, чтобы постирать вещи и немного отдохнуть.
Что касается температуры воздуха, то она в январе в Саудовской Аравии вполне приемлема: 9—16 градусов днем. Ночи, разумеется, более прохладные.
— Что находилось в кузове вашей машины?
— Минимальный запас запчастей, поскольку мы старались, чтобы общий вес был как можно меньше.
— Кабина спортивного грузовика отличается от обычной?
— Да, конечно. Там установлены спортивные сиденья, каркас безопасности. Также обязательно надевали шлем и специальные защитные доспехи, которые в случае аварии должны уберечь человека, чтобы он шею не сломал. На всех участниках были специальные костюмы.
Читайте также: «В Эквадоре ел термитов и морских свинок»: украинец совершил кругосветное путешествие на байке
— У вас был оберег?
— Нет. Просто помолился — и поехал.
— У автогонщиков есть приметы?
— У каждого свои. У меня тоже есть, но какие именно, не скажу.
— Каков был бюджет вашей команды?
— Принять участие в ралли Дакар стоит очень дорого. Не буду называть конкретную сумму. Говорить, кто и сколько предоставил нам средств, тоже не стану, никогда не разглашаю такого рода информацию.
Выступить на Дакаре было моей мечтой 30 лет. В 2007-м казалось, что она сбудется. Тогда все было готово для того, чтобы украинская команда приняла участие в ралли на специально подготовленном для этого грузовике КрАЗ. Но соревнования того года вообще отменили из-за террористической угрозы.
Если честно, по пути к Дакару-2022 у нас было столько препятствий, что возникали серьезные сомнения в том, что сможем туда поехать. В частности, пришлось выдержать целую «баталию» с одним из банков, чтобы он перечислил средства по безупречному, с точки зрения всех существующих нормативных актов, контракту. К тому же за месяц до старта ралли я переболел ковидом, а это довольно ощутимый удар по здоровью. Были и другие проблемы, но главное — результат: мы наконец-то выступили, причем достойно, на самом сложном в мире ралли!
Читайте также: Собирали авто два года: украинцы на уникальном «Шреке» примут участие в сложном ралли в Малайзии (фото)
Скоро примем участие еще в одних международных соревнованиях — на ралли Монте-Карло классик, которое пройдет с 31 января по 2 февраля. Будем ехать на ретро-автомобиле украинского производства — «Запорожец» (ЗАЗ-965). В этом ралли планируют принять участие четыре команды из Украины: три — на «Запорожцах» и одна — на «Москвиче».
По возвращении из Монте-Карло классик планирую привезти в Украину Renault Kerax D-50, на котором мы участвовали в Дакар-2022. Хочу провести пресс-тур — покатаю на спортивном грузовике журналистов.
Напомним, на днях ветеран АТО из Днепра победил на турнире по кроссфиту в США.
4019Читайте нас в Facebook