ПОИСК
Общество и люди

«Из-за ливня в пустыне вода поднималась до окон спортивного грузовика»: украинский экипаж занял 11-е место в ралли Дакар-2022

14:55 30 января 2022
Украинская команда ралли Дакар-2022
— Количество участников ралли Дакар-2022, которое недавно прошло в Саудовской Аравии, достигло 3 400 человек, включая механиков групп технической поддержки, — говорит Сергей Малик, лидер украинской команды, выступавшей на спортивном грузовике. — Плюс несколько тысяч человек, которые обеспечивали проведение ралли: организаторы, технические работники, обслуживающий персонал бивуака (лагеря), даже пилоты вертолетов. Зачем на ралли летчики? Дело в том, что оргкомитет гонок располагал целой эскадрильей вертолетов — для экстренной эвакуации из пустыни участников, которые в этом нуждались по тем или иным причинам, в том числе из-за травм и других расстройств здоровья. Поэтому на борту каждого вертолета были парамедики. Участникам выдавали GPS-навигаторы, с помощью которых они ориентировались в пустыне, а организаторы отслеживали, где находится каждая из машин. Если одна из них останавливалась, они связывались по спутниковому телефону с экипажем автомобиля. В случае, если он нуждался в эвакуации, к нему немедленно отправляли вертолет. Но это означало, что команда, которой оказана такая помощь, снимается с соревнований.

В нашем экипаже я был пилотом (водителем), Любомир Шумаков — штурманом, а Сергей Мартовенко — механиком. Мы ехали на грузовике 1999 выпуска Renault Kerax D-50. За 14 дней чрезвычайно сложного и изнурительного ралли не раз были вынуждены останавливаться из-за поломок (железо не выдерживало), колесами буквально зарывались в песок, но мы не вызвали вертолет и прошли всю дистанцию (7 тысяч 800 километров) с достойным результатом — 11-е место в нашем классе спортивных грузовиков. Кстати, многие экипажи сошли с дистанции, причем не только из-за серьезных проблем с техникой, но и из-за физического и морального истощения. Потому что очень непросто 14 суток выдерживать огромные нагрузки. Усталость накапливалась, и некоторые чувствовали, что дошли до предела своих психофизических возможностей.

«Ежедневно преодолевали по пустыне 500−600 километров. И так две недели подряд»

— К участию в Дакар-2022 наш спортивный грузовик подготовила команда французских специалистов: поставили форсированный двигатель, специальные усиленные амортизаторы, узлы и агрегаты, — продолжает Сергей Малик. — Вся эта начинка значительно выносливее обычной. Из Марселя нашу машину три недели везли на пароме в Саудовскую Аравию.

— Во время проведения Дакара-2022 в Интернете появлялись сообщения о том, что ваша команда ночует в палатках. Как был налажен быт?

— Мы ночевали не там, где нас заставал вечер, а в бивуаке — лагере, который огражден забором и обеспечен всем необходимым, в том числе надежной охраной (попасть на территорию можно только при наличии электронного браслета). Понятно, что там можно получить горячую вкусную еду, выпить чаю, кофе и даже безалкогольного пива (в Саудовской Аравии обычное пиво запрещено), помыться в душе, воспользоваться туалетом, постирать вещи. Если бы у нашей команды бюджет был крупнее, мы могли бы оплатить ночевку в передвижном кемпинге. Но наши финансовые возможности были не очень большими, поэтому из экономии спали в палатках. Но это все вторичное — главное, что мы смогли принять участие в Дакаре.

РЕКЛАМА

— Сколько часов каждый день вы находились за рулем?

— Лучше спросить, какое расстояние преодолевала наша машина — от 500 до 600 километров в день.

РЕКЛАМА

— Какое у вас было расписание?

— Просыпались в шесть утра. После завтрака получали легенду (задачу) на день, наш грузовик проходил технический контроль (неисправную машину из бивуака организаторы не выпустили бы), и — в путь! Машины участников выезжали из лагеря поочередно с интервалом в одну минуту. Сначала нужно было доехать до определенного места в пустыне, которое организаторы определили как точку сегодняшнего старта. Добирались к ней по шоссе или грунтовой дороге. И только тогда начинали выполнять задания — преодолевали в пустыне от трех до пяти специальных участков.

Как я уже говорил, у нас были GPS-трекеры, с помощью которых ориентировались в пустыне. Но периодически нам ставили задачу искать нужный путь без его помощи. В таких случаях штурману следовало показать все, на что он способен. Не всякий раз удавалось правильно сориентироваться, и это повлияло на окончательный результат. Организаторы придумывали и другие способы проверить наше мастерство. К примеру, вдруг на трекере включался контроль скорости. Следовало как можно быстрее сбрасывать обороты. Если не успевал это сделать, наше место в общем зачете могло ухудшиться.

РЕКЛАМА
Украинская команда выступала на Renault 1999 года выпуска. К участию в ралли Дакар-2022 грузовик подготовили французские специалисты

— На результат влияли и поломки машины?

— Да. Они вынуждали останавливаться посреди пустыни и срочно ремонтировать грузовик своими силами. Возникали проблемы с двигателем (в нем работало пять цилиндров из шести), случались неполадки с коробкой переключения передач, сцеплением, тягой. Бывало, что приходилось выкапывать колеса машины из песка.

— Остальные участники не останавливались, чтобы помочь вам?

— Несколько раз останавливались одни и те же ребята из Нормандии (Франция). Когда они видели, что наша машина снова застряла в песке, цепляли ее тросом и вытаскивали. Другие участники проносились мимо нас, не останавливаясь.

Читайте также: Вадим Нестерчук: «Три года мы посвятили этим двум коротким минутам, когда стояли на подиуме „Дакар-2011“ с украинским флагом»

— Бивуак все две недели путешествовал вслед за вами?

— Пока участники в течение дня выполняли свои задачи, специальная команда сворачивала бивуак и перевозила его на другое место, к которому мы должны были ехать вечером. И так каждый день бивуак перемещали в другой район пустыни.

«Выступить на Дакаре было моей мечтой 30 лет»

— Учтите, что после того, как вечером мы добирались до бивуака, наш рабочий день не заканчивался — нужно было ремонтировать машину, готовить ее к завтрашнему выезду, — продолжает Сергей Малик. — Значительную часть этой работы выполняли французские механики, которые готовили наш грузовик к ралли. Но все равно мы участвовали в ежевечерних технических работах. Поэтому ложились спать довольно поздно, а в шесть уже нужно было просыпаться. Нормально не высыпались, накапливалась усталость.

— Погода во время ралли была приемлемой?

— Не совсем — мы пережили в пустыне мощный ливень, который привел к наводнению. Из-за этого машины тонули по окна. Грунтовые дороги стали очень вязкими и труднопроходимыми даже для спортивных машин. Организаторы были вынуждены отменить один из этапов. Так что мы неожиданно получили выходной. Воспользовались этой возможностью, чтобы постирать вещи и немного отдохнуть.

Что касается температуры воздуха, то она в январе в Саудовской Аравии вполне приемлема: 9—16 градусов днем. Ночи, разумеется, более прохладные.

Когда в пути грузовик выходил из строя, украинский экипаж ремонтировал его самостоятельно. На фото: в центре пилот Сергей Малик, слева Любомир Шумаков, справа Сергей Мартовенко

— Что находилось в кузове вашей машины?

— Минимальный запас запчастей, поскольку мы старались, чтобы общий вес был как можно меньше.

— Кабина спортивного грузовика отличается от обычной?

— Да, конечно. Там установлены спортивные сиденья, каркас безопасности. Также обязательно надевали шлем и специальные защитные доспехи, которые в случае аварии должны уберечь человека, чтобы он шею не сломал. На всех участниках были специальные костюмы.

Читайте также: «В Эквадоре ел термитов и морских свинок»: украинец совершил кругосветное путешествие на байке

— У вас был оберег?

— Нет. Просто помолился — и поехал.

— У автогонщиков есть приметы?

— У каждого свои. У меня тоже есть, но какие именно, не скажу.

— Каков был бюджет вашей команды?

— Принять участие в ралли Дакар стоит очень дорого. Не буду называть конкретную сумму. Говорить, кто и сколько предоставил нам средств, тоже не стану, никогда не разглашаю такого рода информацию.

Выступить на Дакаре было моей мечтой 30 лет. В 2007-м казалось, что она сбудется. Тогда все было готово для того, чтобы украинская команда приняла участие в ралли на специально подготовленном для этого грузовике КрАЗ. Но соревнования того года вообще отменили из-за террористической угрозы.

Если честно, по пути к Дакару-2022 у нас было столько препятствий, что возникали серьезные сомнения в том, что сможем туда поехать. В частности, пришлось выдержать целую «баталию» с одним из банков, чтобы он перечислил средства по безупречному, с точки зрения всех существующих нормативных актов, контракту. К тому же за месяц до старта ралли я переболел ковидом, а это довольно ощутимый удар по здоровью. Были и другие проблемы, но главное — результат: мы наконец-то выступили, причем достойно, на самом сложном в мире ралли!

Читайте также: Собирали авто два года: украинцы на уникальном «Шреке» примут участие в сложном ралли в Малайзии (фото)

Скоро примем участие еще в одних международных соревнованиях — на ралли Монте-Карло классик, которое пройдет с 31 января по 2 февраля. Будем ехать на ретро-автомобиле украинского производства — «Запорожец» (ЗАЗ-965). В этом ралли планируют принять участие четыре команды из Украины: три — на «Запорожцах» и одна — на «Москвиче».

По возвращении из Монте-Карло классик планирую привезти в Украину Renault Kerax D-50, на котором мы участвовали в Дакар-2022. Хочу провести пресс-тур — покатаю на спортивном грузовике журналистов.

Напомним, на днях ветеран АТО из Днепра победил на турнире по кроссфиту в США.

4012

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров