Фантомы на дорогах: законен ли такой метод патрулирования, какие существуют ограничения в их работе и поводы для обжалования штрафов
В каких случаях фантомы разоблачают себя в потоке транспорта
К запуску на дороги фантомных автомобилей полиция планомерно готовилась — закупалось необходимое оборудование, производилась его сертификация, настройка и экспериментальная обкатка. А с 25 января первые патрули выехали на дороги страны. Согласно данным полиции, только за первый день их работы нарушителям было выписано 990 протоколов, а в последующие три дня эта цифра уже превысила отметку в 4 000!
На данный момент в качестве фантомов работают всего четыре экипажа на неприметных серых кроссоверах Skoda Kodiaq без графических отличительных знаков полиции. К тому же для полноты прикрытия у них гражданские номерные знаки, а не синие полицейские. Они уже публично известны: КА 0225 СВ; КА 2851 СЕ; КА 2896 СЕ; КА 2096 СЕ.
Если внимательно присмотреться, то под лобовым стеклом машин, на переднем бампере и решетке радиатора можно увидеть компактные проблесковые маячки. Правда, обычно фантомные патрули, чтобы сливаться с потоком транспорта, ездят без спецсигналов, а задействуют их только в определенных случаях. Каких именно, расскажем чуть позже.
Читайте также: Стоит ли прогревать двигатель перед началом движения: лайфхаки, благодаря которым зимние поездки за рулем не будут обременительными
Как сообщил первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий, оборудование, установленное на фантомах, официально допущено для использования в Украине. «Спецавтомобиль сертифицирован по модулям „В“ и „F“, нормирован по всем требованиям ДСТУ-8809:2018 Национального стандарта Украины и пригоден к фиксации нарушений ПДД», — подчеркнул руководитель полиции.
Установленное на фантомах оборудование впечатляет — оно способно фиксировать до 50 транспортных средств одновременно, причем как в попутном, так и во встречном направлениях, а также способно выполнять работу как в движении самого фантома, так и когда он стоит на месте. В целом такие патрули «заточены» на контроль скорости движения — именно при обнаружении этого нарушения оборудование в автоматическом режиме фиксирует его. Практически все превышения скоростного режима документируются без остановки транспортного средства.
«После автоматической фиксации правонарушения происходит считывание и распознавание номерных знаков транспортного средства с последующей проверкой в базах данных. После чего метаданные с соответствующей информацией отправляются в центр обработки данных системы автоматической фиксации, которая прорабатывает эти снимки и автоматически формирует постановления об административных правонарушениях. В таком случае к ответственности согласно действующему законодательству привлекается владелец транспорта или его пользователь», — объясняет принцип работы фантомных патрулей Алексей Белошицкий. По сути, все работает, как и с камерами фиксации нарушений ПДД, установленными стационарно на дорогах Украины, когда владельцы автомобилей-нарушителей получают «письма счастья» с постановлениями о наложении штрафа.
Читайте также: Растаможить авто можно в «Дії»: как это работает и каких машин касается
Хотя при регистрации движения транспортного потока у патрульных есть возможность вручную включить запись, чтобы снять другие, более серьезные нарушения ПДД. По словам г-на Белошицкого, не в автоматическом режиме фиксация нарушений ПДД будет осуществляться с помощью двух видеокамер, которыми оснащен спецавтомобиль. Они способны фиксировать нарушения ПДД, случившиеся впереди и позади служебного автомобиля. Хотя, как правило, к этому будут прибегать довольно редко и применять только в отношении наиболее дерзких и опасных для участников дорожного движения нарушений ПДД. Например, при проезде на красный свет или пересечении двойной сплошной, где это действительно могло привести к серьезным последствиям.
«В таком случае патрульные, согласно требованиям статьи 35 Закона Украины „О Национальной полиции“, будут останавливать автомобили нарушителей и на месте рассматривать дела об админправонарушениях», — рассказывает Алексей Белошицкий.
Машины дипломатов, военных, спецавтомобили и автодвойники недосягаемы для фантомных патрулей
После нескольких недель работы фантомных патрулей среди отечественных водителей пошли слухи, что их камеры фиксации способны распознавать не все номерные знаки — в частности, безнаказанными смогут оставаться владельцы именных номеров. Однако в МВД уже опровергли этот тезис.
«Буквенные номера типа имен „САША“, „МАША“ и так далее отлично фиксируются, а их владельцы получают штрафы», — заявил советник министра Антон Геращенко. По его словам, на данный момент не решен вопрос о номерах дипломатов, военных и некоторых других спецавтомобилей. Кроме того, большой проблемой остаются автодвойники, а также машины, зарегистрированные до 2011 года. Сейчас в МВД работают над тем, чтобы решить данные вопросы в кратчайшие сроки.
Важно отметить, что эти проблемы касаются не только фантомных патрулей полиции, но и всей системы автоматической фиксации правонарушений. А поскольку они работают в Украине уже более двух лет, то можно предположить, что решение проблемы является достаточно сложной задачей…
Читайте также: Временное изъятие водительского удостоверения в Украине: что изменилось, как вернуть и не потерять права навсегда
Напомним, что на сегодняшний день в качестве фантомных патрулей работает всего четыре автомобиля — кроссоверы Skoda Kodiaq, в текущем году по госпрограмме запланирована закупка еще 30 автомобилей для скрытого патрулирования, а в 2023-м — еще 50. «Этого будет уже достаточно для создания условий внезапного контроля скорости в потоке вместе с использованием полуавтоматических камер TrueСam», — считает Антон Геращенко. В дальнейшем марки и модели авто, которые станут использоваться в качестве фантомов, полиция открыто уже не будет называть.
Штрафы можно обжаловать при одном условии
Некоторые наиболее наблюдательные отечественные водители уже вычислили места, где чаще всего охотятся на нарушителей полицейские фантомы. Сейчас это такие участки: автодорога на Конча-Заспу, улица Газопроводная (до поворота на Большую Окружную), Большая Окружная дорога (от Минского проспекта до КП «Пуща-Водица»), Гостомельское шоссе (от КП «Пуща-Водица» до перекрестка Ирпень — Буча). Конечно, не следует расслабляться и на других автодорогах, где есть возможность хорошо разогнаться. Ведь вполне логично, что места патрулирования фантомов будут регулярно меняться.
Кстати, это новшество активно обсуждается водителями в социальных сетях. Поинтересовались их мнениями и мы. Как оказалось, поддерживает его меньшая часть корреспондентов. В частности, они придерживаются мнения, что законопослушным водителям, которые не превышают скорость и не нарушают другие правила дорожного движения, бояться фантомов не стоит. Но большинство водителей все же активно критикуют полицейское ноу-хау.
Из наиболее верных и конструктивных замечаний отметим то, что водители сетуют на общий подход к работе. Не совсем логично просто фиксировать превышение скорости. Разве это профилактика, на которой акцентируют в МВД? Ведь такой ас, разогнавшись до безумной скорости, может не справиться с управлением и вызвать серьезное ДТП. Это похоже на очередную возможность пополнения бюджета за счет водителей.
Читайте также: Техосмотр транспорта на дорогах: кого и как проверяют патрульные
Еще один уместный упрек — у нас знаки по ограничению скорости часто установлены не совсем корректно. Их, например, забывают вовремя убрать после завершения ремонта. Кроме того, слишком жесткие ограничения действуют на таких участках автодорог, где конструкция и инфраструктура позволяют вполне безопасно ехать с гораздо большей скоростью. Поэтому корреспонденты соцсетей отмечают, что если уж вводить такой масштабный контроль скорости, то при этом следует тщательнейшим образом проверить еще и уместность размещения дорожных знаков.
Ключевое же замечание касается законности использования фантомных патрулей. Это, кстати, подчеркивают и юристы, которые специализируются именно на автомобильной теме. Вот, в частности, что написал известный правозащитник Владимир Караваев: «Полиция гордо рапортует о начале сезона по отлову нарушителей с помощью фантомов. Интересно, как при этом будет выполняться норма действующего закона о том, что информация о смонтированной/размещенной фототехнике и видеотехнике, технических средствах по обнаружению и/или фиксации правонарушений должна быть размещена на видном месте».
Действительно, именно такое требование задекларировано в статье 40 Закона Украины «О Национальной полиции», регламентирующей применение правоохранителями разных технических приборов. Поэтому в соответствии с действующим законодательством патрульная полиция имеет право использовать фантомные патрули исключительно на дорогах, обозначенных соответствующими знаками проведения автоматической фиксации правонарушений. Контроль и съемка превышения скорости во всех других местах незаконна. Исходя из этого, водители, превышение скорости которых были зафиксированы в не обозначенных знаками местах, могут обжаловать в судах вынесенные постановления о наложении штрафа. Это утверждают отечественные юристы, отмечая также, что при рассмотрении подобных дел можно будет проверить законность сертификации оборудования фантомов.
МВД готовит водителям еще один дорожный сюрприз
Кстати, именно фантомное патрулирование предусмотрено упомянутой 40-й статьей Закона «О Национальной полиции»: «Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форме, в/на служебных транспортных средствах, в том числе без цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий фото- и видеотехнику, в том числе технику, работающую в автоматическом режиме, технические средства по выявлению и/или фиксации правонарушений…» Так что сам принцип подобного скрытого патрулирования не вызывает замечаний, но практическое использование фантомов, как мы уже говорили, ограничено.
Но это еще не все ноу-хау, которые МВД собирается использовать в борьбе с водителями-лихачами. Антон Геращенко сообщил, что вдобавок к стационарным камерам автофиксации и фантомам сейчас готовится законопроект, который позволит измерять среднюю скорость движения автотранспорта на определенном участке дороги. Вместо того чтобы ставить несколько камер на аварийно опасном участке, достаточно установить всего две — в начале и в конце отрезка. Зная, за какое время водитель преодолел этот участок, можно легко вычислить среднюю скорость машины. «Перед камерой можно просто притормозить, а здесь нужно будет ехать с разрешенной скоростью весь определенный участок автодороги», — отметил советник министра.
Как видим, времена, когда можно было безнаказанно носиться по дорогам Украины, все же уходят в прошлое, «всевидящее око» заметит нарушителей, как бы они не скрывались. Как это, кстати, происходит в подавляющем большинстве европейских стран.
Читайте также: Всегда ездить с включенными фарами и переобувать авто в зимние шины на полгода: в Украине для водителей подготовили нововведения
Фото Нацполиции
1741Читайте нас в Facebook