ПОИСК
Деньги

Цены на бензин и дизтопливо резко упадут: что произошло

16:50 24 февраля 2022
АЗС

На украинских автозаправках продолжают расти цены. За последние две недели средняя цена литра бензина А-95 выросла на 1,53 грн, дизтоплива — на 1,41 грн. Цена сжиженного газа не изменилась. По состоянию на 23 февраля в среднем по стране литр бензина А-95 стоит 35,07 грн, дизельного топлива — 34,23 грн, а сжиженного газа — 18,85 грн. Причиной подорожания является рост стоимости нефти на фоне обострения конфликта с Россией. В связи с новой волной агрессии президент Владимир Зеленский объявил о запуске программы экономического патриотизма, включающей снижение налоговой нагрузки на бизнес, сокращение числа проверок, а также другие стимулы для предпринимательства. В частности, предусматривается снижение НДС на бензин и дизтопливо, что должно уменьшить цены на заправках. О новых президентских инициативах и о непростой ситуации на украинском топливном рынке «ФАКТАМ» рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

— Президент заявил о снижении НДС на топливо. На сколько НДС могут снизить? Как это повлияет на цены?

— При предварительном обсуждении внедрения мер по стабилизации топливного рынка речь шла о снижении НДС на нефтепродукты до 7%. Соответственно, цена горючего на заправках снизится на 13%. На сегодня это порядка 5 гривен на литре любого топлива, реализуемого на отечественных АЗС.

— Как с помощью НДС регулируют цены на топливо в других странах? Ведь это не ноу-хау украинских властей, и подобные меры применяют и другие правительства.

— Нет, это как-раз новшество. На данный момент известно только о подобном опыте Польши. Там с 1 февраля правительство снизило НДС с 23% до 8% и параллельно уменьшило акциз на горючее и освободило АЗС от налога на розничную торговлю. Эти меры дали положительный эффект. Цены на горючее упали на 12%, что активизировало торговлю, повысило потребление и деловую активность. Ведь таких цен на топливо мы никогда не видели. Я говорю не только об Украине, но и о других странах, поскольку резкое подорожание нефти и нефтепродуктов — это мировая тенденция.

РЕКЛАМА

В нынешних условиях снижение налоговой нагрузки — это единственный способ снизить цену литра горючего для конечного потребителя, простого украинца. Ведь именно государство зарабатывает на топливном рынке больше всего. Из 36 гривен в стоимости литра бензина порядка 14 гривен — это налоги: НДС и акциз. Поэтому государству есть чем поделиться. Ведь часто можно слышать, мол, давайте ограничим или вовсе уберем розничные наценки АЗС. Сегодня розничная наценка составляет около 2−3 гривен на литре. Хорошо, давайте ее сократим вдвое, что это даст на выходе? Снижение цены на 1 гривню? Да и не может бизнес вообще без прибыли работать. Именно поэтому без участия государства радикально снизить цену на горючее не получится.

— Что сейчас делается для сокращения топливной зависимости от России и Беларуси?

РЕКЛАМА

— Президент заявил, что будет приниматься пакет решений для снижения энергетической зависимости Украины. Это очень важно! Но парадокс заключается в том, что у нас очень часто и много говорят о зависимости от импорта электроэнергии, который составляет 1%, от импорта газа, составляющего до 30%, но очень редко говорят об импортозависимости рынка нефтепродуктов. А ведь до 80% горючего на наших заправках — это импорт. И сколько лет мы об этом говорили и писали, во властных кабинетах делали вид, что такой проблемы нет. Но, несмотря на упущенное время, сегодня вопрос сокращения зависимости Украины от импортного топлива, и в первую очередь от российского и белорусского, наконец-то оказался на повестке дня.

Важно понимать, что государству придется принимать широкий спектр различных решений, которые позволят сделать альтернативные источники получения нефтепродуктов более выгодными и доступными. На этом пути есть много внутренних проблем. Например, функциональность украинской железной дороги вызывает очень большое беспокойство. Уже прошлой осенью она показала неспособность справляться с увеличивающимся объемом грузоперевозок. В первую очередь речь идет о портовой инфраструктуре. А если сейчас резко увеличатся поставки нефтепродуктов как по морю, так и по железной дороге, то может произойти транспортный коллапс.

РЕКЛАМА

Вся отечественная система альтернативного обеспечения топливом очень похожа на старый, ржавый, разваливающийся автомобиль с севшим аккумулятором. Его можно починить, но на это уйдет немало сил, времени и денег. Потребуется тщательная отработка новых маршрутов поставок, логистики, нужно найти финансирование и так далее. При этом важно понимать, что с самим топливом проблем нет. Топлива вокруг хватает, его нужно только привезти. И тут уже вопросы исключительно к Украине: как она сможет решить эту задачу с точки зрения технической и налоговой.

Еще одно важное подспорье — это единственный работающий в Украине нефтеперерабатывающий завод — Кременчугский. В последние годы там был проведен широкий комплекс работ по модернизации производства. В результате улучшилось качество продукции и более чем вдвое выросли возможные объемы производства. Сегодня загрузка НПЗ может быть увеличена с 3 до 7 млн тонн нефти. Однако украинскому НПЗ трудно на равных конкурировать с российской и белорусской продукцией. Ведь в этих странах нефтеперерабатывающая отрасль имеет огромные преференции и дотации от государства, что делает их горючее дешевле. Украинский НПЗ работает полностью в рыночных условиях, без какой-либо поддержки со стороны государства. Поэтому сейчас правительству нужно постепенно выравнивать эти условия, давать больше поддержки украинскому бизнесу.

А еще на сегодняшний момент, пока на рынке низкая активность, а топлива в избытке, очень важно сделать запасы горючего. Это касается стратегических отраслей и предприятий, таких как оборонный сектор, «Укрзализныця» и так далее. Потому что, если они выйдут с большими закупками в марте, когда начнется подготовка к посевной кампании, то это может вызвать коллапс на рынке и даже дефицит горючего. Надеюсь, в правительстве это понимают, — подытожил Сергей Куюн.

Стоит отметить, что уже с 1 мая 2022 года Украина перейдет на учет газа не в кубометрах, а в единицах энергии — в киловатт-часах. Однако миллионам украинцев не придется менять свои газовые счетчики. О том, как именно будет проводиться перерасчет потребленного газа, «ФАКТАМ» рассказали специалисты Ассоциации поставщиков энергоресурсов.

Фото https://ua.depositphotos.com/

128040

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров