Страстная неделя: запреты и традиции последних дней перед Пасхой
Христиане восточного обряда Пасху в этом году отмечают 24 апреля. Светлому Христовому Воскресению предшествует Страстная неделя, когда происходит подготовка к великому церковному празднику. Важными в этот период были все дни, но особенно насыщенными считались четверг — суббота. Как в народных традициях проходила подготовка к важнейшему религиозному празднику, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
«В Чистый четверг утром купали детей»
— После Вербного воскресенья (17 апреля) наступает Страстная неделя, — начинает рассказ Елена Громова. — На последней неделе поста важны все дни, особенно четверг — суббота. Проводятся богослужения, а люди готовятся, планируя многие хозяйственные дела. В первую очередь наши предки занимались уборкой, поэтому этот период называли белым, чистым или живным. Преимущественно в центральных районах Украины старались не только убрать дом, чтобы сиял, но и привести в порядок огород, конюшни, хлева, амбары.
В среду (считается, что в этот день Иуда предал Христа за 30 серебряников) упоминается эпизод с грешницей, которая омыла ноги Иисуса, помазала их миром. Верующие исповедуются, а также наводят порядок в доме.
В четверг проходила Тайная вечеря, поэтому вспоминаются страдания Сына Божия, совершаются богослужения, а верующие причащаются. В Чистый четверг в основном заканчивались хозяйственные хлопоты, утром купали детей, взрослые тоже мылись и приводили себя в порядок. А в народе жило поверье: если рано утром на перекрестке вылить воду после больного человека, то ему прибудет здоровье, а тот, кто ступит в эту лужу, наоборот, может заболеть. Поэтому, чтобы защититься, люди обычно в таком месте приговаривали: «Господи, перехресна дорога, дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і живіт трішки».
Именно в этот день в некоторых местностях в хатах скручивали нити, чтобы при необходимости перевязывать ими больные руки-ноги. А хозяйки готовили четверговую соль (ее заворачивали в тряпицу, которая обгорала в печи). Держа соль за образами, использовали ее при желудочных заболеваниях или в качестве пищевой добавки на праздники. Делали и страстную свечу («громницу»), которую затем святили и применяли в разных случаях (при родах, болезнях, похоронах). Наши предки наделяли эту свечу магическими качествами и верили в ее силу. На Слобожанщине, например, свеча, которая три года подряд горела в Чистый четверг, считалась могущественной и способной защищать жилье от бед.
В четверг разрешалось выпекать праздничную сдобу. Перед этим молились, а когда готовили выпечку, старались не кричать, а тихо разговаривали (во время приготовления паски как раз могли в церкви читали отрывки из Евангелия о последних моментах земной жизни Христа). Хозяйки верили: какой получится паска, таким и год будет, поэтому пытались показать все свои уменья. На Подолье и Галичине пекли «бабы». В давние времена выпечку украшали крестиками, сердечками, цветочками, но без белой глазури. В ХХ веке в западных регионах страны стали выпекать «барашки» (где-то 30−40 см, а может быть, и выше, с лентой) в металлических формах. Такая выпечка демонстрировала большое мастерство хозяйки.
Существует множество рецептов, по которым готовили паски, в древности использовали закваску, а позже, в ХХ веке — дрожжи. Классической остается творожная паска. Приведу два рецепта, которые знали хозяйке Центральной Украины. Нормы большие, потому что выпекалось много изделий (бывало, на выпечку тратили до 100 яиц!).
Паска
Ингредиенты: 2 кг муки, 1 л молока, 150 г дрожжей прессованных, 15 яичных желтков, 200 г сливочного масла, 100 г растительного масла, 250 г сахара, 0,5 ч. л. соли, 250 г изюма, ванилин и цедра 1 лимона.
Для опары отлить немного теплого молока, растворить дрожжи с частью сахара и добавить несколько ложек муки (довести до густоты сметаны), посыпать тонким слоем муки. Поставить опару в теплое место, прикрыв полотенцем. Пока подходит, взбить желтки с остатком сахара (чтобы растворился), всыпать муку, соль и долить оставшееся молоко. Месить тесто до тех пор, пока не будет отставать от рук. Поставить в теплое место. Когда подойдет, добавить теплые сливочное и подсолнечное масло, изюм, натертую цедру лимона, замесить и снова поставить, чтобы подошло в третий раз. После этого тестом наполнить на 1/3 керамические формы, смазанные жиром. Можно украшать крестиками из теста, цветочками, сверху смазать белком (чтобы блестели). Поставить в прогретую печь (духовку) и печь при температуре 180 градусов примерно 1 час (в зависимости от размера форм). Получим 10 пасок. Можно сделать одну большую и несколько малых.
Творожная паска
1 кг свежего сыра, 6 яиц, 200 г сливочного масла, 400 г сметаны (домашней), 300 г сахара, 1 стакан пропаренного изюма, 150 г очищенных орехов, ванилин.
Яйца взбить с ванилином и сахаром, добавить творог (предварительно измельченный, перемолотый), растопленное охлажденное масло, всыпать изюм. Творожную массу переложить в специальную деревянную форму в виде пирамиды. Поместить в холод на несколько часов, затем снять форму, украсить паску измельченными орешками (выложить их крестиками).
В чистый четверг еще делали писанки (с помощью воска), хотя их заготавливали заранее (интересно, что такие изделия не портились годами — просто высыхали), используя геометрические, растительные, зоологические орнаменты. Писанкарство и сейчас сохраняется в западных регионах.
Страстная пятница — день строжайшего поста
— В Страстную пятницу в церквях проходит особая служба, это день великой скорби, потому что Иисус умер, распятый на кресте, — продолжает Елена Громова. — Это день строжайшего поста. Верующие даже ничего не ели до вечерней службы, пока на середину храма из алтаря не выносили Плащаницу — полотно с изображением тела Спасителя во гробе. Кстати, в нашу Михайловскую церковь наконец-то вернули уникальную Плащаницу ХVIII века, которую музей отдал для показа в Печерскую лавру, и только после долгих судебных разбирательств (они продолжались десятилетиями) реликвию снова можно увидеть в Пирогово.
В пятницу не разрешалось играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, громко разговаривать, веселиться и развлекаться. Нельзя было шить, стирать, тяжело работать, рубить дрова, резать
После службы люди шли обедать (постными блюдами). Хозяйки могли пойти на огород, чтобы посадить капусту (день считался очень подходящим) или поставить в печь паски на Гробки (поминки, следующие за Пасхой). На выпекание хлеба в этот день налагался запрет.
— В Великую субботу вспоминают о погребении Иисуса, ночью проводится служба, на которой объявляют о Воскресении Христа, — продолжает Елена Громова. — Пост заканчивается. Великую субботу называли еще Тихой, потому что Господь сошел душой в ад, чтобы спасти праведников. В этот день традиционно еще пекли паски (кто не смог сделать это в четверг). В ХIХ -ХХ веках для их выпечки применяли сладости, ароматные корни, травы, домашние яйца, сметану, масло, молоко, закваску, смалец, масло
По традициям украинской церкви у верующих принято идти на всенощную. Около 4 утра начиналось освящение пасок. От наших священников узнала, что в этом году время проведения церковной службы связано с военным положением. Освящение пасхальных корзин проведут, но с учетом комендантского часа. Разрешается начать Пасхальное богослужение не в полночь, а в воскресное утро — после завершения комендантского часа.
Что положить в пасхальную корзину
Традиционно в пасхальную корзину 100 лет назад клали куличи, пасхальные яйца, писанки, мясо — ветчину-колбасу, а также сало, масло, соль, творог, хрен, пирожки, могли положить яблоки. Иногда святили мак, а сейчас кладут в корзину все, что душа пожелает, — огурцы-помидоры, бутылки с алкоголем.
В корзину никогда не клали деньги (они могли быть в кармане), ключи, ножи — ничего металлического, а также украшения, кровянку. А вот что будет кстати, так это освященная в Вербное воскресенье веточка вербы…
Напомним, что по законам военного времени дополнительный выходной на Пасху в этом году отменяется.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
1305Читайте нас в Facebook