«Украинская стратегия Запада рискует провалиться» — американский эксперт Фарид Закария
Конец июня и начало июля были весьма насыщены различными саммитами на высшем уровне, где обсуждались стратегия и тактика помощи Украине в войне, которую нашей стране навязала россия. Украина получила статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз на саммите ЕС. Лидеры G7 на встрече в Баварии договорились оказывать помощь нашей стране столько, сколько потребуется. На саммите НАТО в Мадриде союзники решили предоставить Украине новые виды оружия. На конференции в Лугано был разработан план восстановления украинской экономики после войны. Кроме того, новые санкции против россии ввели США и Канада.
Однако все это, похоже, не действует на владимира путина. Он не намерен прекращать войну, он не слышит призывы и требования мирового сообщества. Возникает резонный вопрос — правильную ли стратегию выбрал Запад, чтобы остановить россию?
Известный американский аналитик, писатель и журналист Фарид Закария (на фото в заголовке) написал статью для газеты The Washington Post, в которой предложил свое видение проблемы. Статья называется «Украинская стратегия Запада рискует провалиться». «ФАКТЫ» предлагают перевод этой публикации.
«Есть такое известное высказывание — ни один план не выдерживает встречи с противником. Величайший военный теоретик Карл фон Клаузевиц часто объяснял, что стратегия должна быть динамичной, постоянно меняться и обновляться. В своем знаменитом сочинении «О войне» он писал, что некоторые генералы «рассматривают только односторонние действия, в то время как война заключается из постоянного двустороннего противодействия противников». Запад должен хорошо усвоить эти уроки в борьбе против россии и улучшить свою стратегию, которая рискует провалиться.
Основой стратегии Запада являются две вещи: обеспечение Украины оружием, обучением и деньгами, а также введение широких санкций против россии. Эта базовая идея по-прежнему имеет смысл, но вот баланс нуждается в изменениях. Стало очевидно, что экономическая война против россии не работает так, как предполагалось. Президента Владимира Путина мало заботит то, как санкции влияют на россиян. Его больше тревожит, как они влияют на российское государство. Благодаря росту цен на энергоносители, Bloomberg прогнозирует, что российское правительство получить больший доход от продажи нефти и газа, чем до войны — примерно 285 миллиардов долларов в этом году по сравнению с 236 миллиардами долларов в прошлом году.
Между тем Европу ждет худший энергетический кризис за последние 50 лет.
Главной проблемой экономической войны против россии является ее беззубость. Война не учитывает энергетику. Российская экономика зиждется на энергетике. Доходы от продажи нефти и газа формируют половину бюджета правительства россии. К сожалению, отказ Запада от покупки российских энергоносителей не является решением, поскольку чем меньше будет энергоносителей на мировом рынке, тем выше поднимутся на них цены. Европа, попав за последние 20 лет в опасную энергетическую зависимость от россии, не может быстро изменить ситуацию, не погрузившись в глубокую и долгую рецессию.
Посмотрите, что уже происходит на континенте — цены на природный газ выросли на 700% по сравнению с началом прошлого года. «Северный поток 1» должен 11 июля закрыться на профилактические работы. А Германия получает по нему большую часть российского газа. Вполне вероятно, что путин решит наказать Запад и Германию, не открыв трубопровод снова. Если это произойдет, Германия — крупнейшая экономика Европы — наверняка погрузится в рецессию. Стратегия путина заключается в том, чтобы возложить свои расходы на Запад и выиграть время, ожидая, когда трещины в коалиции, созданной против него, станут глубже и причинят западной экономике настоящую боль.
Западные страны на данный момент не считают эту угрозу основной. Нидерланды владеют огромными залежами газа, но его производство сокращается. Германия до сих пор не прошла фазу отказа от атомной энергетики. Администрация Байдена все еще не решается на долгосрочные инвестиции в природный газ и нефть. Кроме того, она не может найти способ возобновить ядерную сделку с Ираном — шаг, который позволил бы поставить на мировой рынок огромный объем нефти и стабилизировать цены на нее. Я понимаю, что есть много существенных возражений по этому поводу, но приоритетом должно быть поражение путина.
Между тем реальная уязвимость путина находится сегодня на фронте. Да, российская армия расширяет свой контроль над Донбассом, но платит очень высокую цену за это. Тысячи российских солдат погибли, обеспечение не работает, и, что самое главное, российскому правительству все сложнее находить пополнение. The Economist сообщает, что власти предлагают новым рекрутам тройную оплату по сравнению со средними ставками.
Россия также несет тяжелые потери в технике и оружии, которые все труднее становится восполнять, особенно когда необходимы сложные технологии. Большинство из них раньше импортировались из западных стран или поставлялись их союзниками. Недавно министр торговли Джина Раймондо сообщила, что захваченное российское вооружение оснащено компьютерными чипами, которые были взяты из холодильников и посудомоечных машин.
Западным лидерам следует признать, что экономические санкции просто не успеют сработать за нужное всем время. Им придется не только увеличить запасы энергоносителей по всему миру так, но и отменить часть санкций, которые очевидно наносят больше вреда Западу нежели россии. Следовательно, им лучше форсировать военную помощь Украине, отбросив в сторону боязнь перед возможными рисками. Снятие блокады вокруг Одессы могло бы стать большой экономической победой для Украины и одновременно сокрушительным символическим поражением для россии.
Впереди зима. Дома в Европе могут не получить достаточно тепла. Войскам в Украине станет сложнее выбивать россиян, когда земля покроется снегом. Время не нашей стороне".
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ» (оригинал Fareed Zakaria / The Washington Post)
2561Читайте нас в Facebook