«Я во что бы то ни стало вернусь домой»: рашисты четыре месяца удерживают в плену беременную военного врача
Несколько дней назад в соцсетях появилась информация о военном враче Марьяне Мамоновой, которая, будучи на седьмом месяце беременности, находится в плену оккупантов. До того, как попала в плен, Марьяна была в Мариуполе, где пережила настоящий ад. Вместе с другими военнослужащими и пытающимися укрыться от бомбежек гражданскими, Марьяна находилась на металлургическом комбинате имени Ильича, который постоянно обстреливали оккупанты.
«Было много раненых, и каждая смерть становилась для Марьяны личной трагедией»
О том, что ждет ребенка, узнала, уже находясь на заводе, в эпицентре боевых действий. Успела сообщить новость мужу и родителям, вскоре после чего связь с ней оборвалась.
Позже родные увидели ее среди военнопленных на видео, которое сняли и выложили в сеть оккупанты.
- Фамилия Марьяны каждый месяц есть в списках на обмен, но пока этого обмена не произошло. А время идет, и совсем скоро ей рожать, — рассказала «ФАКТАМ» подруга Марьяны Ксения. — Мы понятия не имеем, в каких она условиях, могут ли ей хотя бы оказать медицинскую помощь. Мне удалось поговорить с девочками, которые еще в мае сидели с Марьяной в одной камере. Они рассказывали, что был момент, когда в этой камере одновременно находились больше 30 человек. Ни о каких медицинских обследованиях не было и речи… Кормили их чем-то, что даже нельзя было назвать едой. Но Марьяна, несмотря на происходящее, не падала духом. Девочки рассказывали, что она старалась улыбаться, шутить. При этом быстро уставала и много спала. Как она сейчас, нам остается только догадываться. Хочется верить, что с ней, и с ребенком все в порядке.
Читайте также: Кто должен ответить за убийства в Еленовке, где работают и содержатся российские военнопленные, — рассказывает Денис Малюська
Последний раз я переписывалась с Марьяной 2 апреля. Ситуация в Мариуполе уже была критической, и Марьяна редко когда могла выйти на связь. Мне же было важно получить от нее хотя бы одно короткое сообщение: «Я жива». 2 апреля она написала мне, что в порядке, и что она меня любит. Больше никаких подробностей — в той ситуации ей было не до разговоров и переписок. Марьяна никогда не жаловалась, она очень сильный человек. В ВСУ служит больше трех лет. После медицинской академии ее направили в Бердянск, где она была начальником медицинской службы. А уже из Бердянска их перевели в Мариуполь… Быть военным врачом — это тяжелейшая работа, практически без отдыха и выходных. Но Марьяна была очень предана своему делу.
Чуть меньше года назад Марьяна вышла замуж. Когда началась война, она не знала, что ждет ребенка. Обнаружила это, уже находясь под обстрелами в подвале металлургического комбината.
«Страшно подумать, что значит рожать в плену»
- Марьяна начала быстро уставать и в какой-то момент поняла, что беременна, — рассказала ICTV сестра Марьяны Анна Марцинкевич.- Мы были шокированы. «Я ничего не смогу сделать, я отсюда не выйду», — сказала сестра. В тот момент они уже по полдня не могли выйти из укрытия, так сильно их бомбили. Наши разговоры с Марьяной были короткими, там редко удавалось поймать связь. Сестра успевала только сказать, что она жива, цела, и любит нас… Как-то призналась, что ей страшно. Марьяна и до полномасштабной войны не раз бывала на «нулевых» позициях, и уже думала, что видела все. «Оказалось, нет. Такого, как сейчас, я никогда не видела, — сказала сестра. — Когда я ненадолго ложусь в свой спальник, вспоминаю дом и плачу. Как поплачу, становится легче. Я собираюсь силами, ведь меня ждут люди, которым нужна помощь». Марьяна спасала и военнослужащих, и гражданских, среди которых были и совсем маленькие дети… Было много раненых, и не всех можно было спасти. Сестра это понимала, но каждая смерть становилась для нее личной трагедией. Марьяна рассказывала, что когда у нее на руках умер 22-летний парень, она просто села и расплакалась: «Я понимала, что это сын, которого ждет мать. Она ждет его живым, а он умер». Мы не знали, как она все это выдерживает. «Ты просто привыкаешь, — говорила Марьяна. — Работаешь на адреналине и не думаешь о том, что у тебя над головой летят бомбы. Думаешь только о том, как спасти человека». Еще она говорила, что война заставила ее переосмыслить всю свою жизнь. Что теперь она совсем иначе смотрит на хлеб, на воду. И понимает, какая эта ценность… Последнее ее сообщение было таким: «Со мной все хорошо, жива. Ситуация ухудшилась, но мы держимся. Я во что бы то ни стало вернусь домой. Ждите».
4 апреля Марьяна еще была на связи. А через неделю мы узнали, что она в плену. россия распространила информацию о том, что больше пятидесяти украинцев попали в плен, на youtube появилось видео. И мы увидели нашу Марьяну. Маленькую, хрупкую, в военном бушлате…
- Сейчас она уже на седьмом месяце. Мы ничего не знаем о том, в каком она состоянии, и очень волнуемся, — говорит мама Марьяны Оксана Черепушко. — Марьяна всю свою жизнь помогала людям. Еще в детстве, когда ее сестричка получила травму, она сказала: «Я вырасту, стану врачом и обязательно тебя вылечу». И она таки им стала. И решила, что хочет быть именно военным врачом. В тот момент уже шла война на Донбассе, и Марьяна говорила, что хочет быть полезной там, где она нужнее всего…
Читайте также: «Это война на уничтожение. Или мы, или они»: Мирослав Гай о пытках украинского пленного
- Марьяна — удивительный человек, — говорит Ксения. — Целеустремленная, решительная, всегда собранная. И в то же время такая хрупкая и женственная. У нее прекрасное чувство юмора, она умеет посмотреть на любую проблему под другим углом. Что бы в жизни ни произошло, после разговора с ней всегда становилось легче. Она военный врач, капитан медицинской службы, спасает людей. А вне службы — женщина, которая замечательно готовит, обожает читать, ходить в театр… Я очень по ней скучаю. И надеюсь, что нам удастся добиться ее скорейшего обмена — чтобы ее ребенок родился здесь, на подконтрольной Украине территории. Страшно подумать, что значит рожать, будучи военнопленной. Что там происходит, какие там условия? А если, не дай Бог, возникнут осложнения… Мы сейчас пытаемся привлечь к этому вопросу все возможные организации, которые могут на что-то повлиять. Ведь от того, обменяют ли в ближайшее время Марьяну, сейчас зависят даже не одна, а целых две жизни — ее и ее ребенка.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что семьи мариупольских врачей, которые попали в плен к россиянам, обратились к международным организациям с открытым письмом, в котором пишут, что россия скрывает информацию о пленных, умышленно нарушая Женевскую конвенцию.
4381Читайте нас в Facebook