Одежда для военных, старлинки, пикап и донаты: как работает Вікібизнес во время войны
С начала войны украинский бизнес объединил свои силы для поддержки военных, защищающих нашу страну. Компании активно доначат на ВСУ, воюют в информационном пространстве, привлекают новые инвестиции и партнерства из-за границы. Агентство репутационного менеджмента Вікібизнес не стало исключением. Ее основатели Богдан Дубилевский и Роман Мельник рассказали, как компания встретила вторжение россии, чем помогает ВСУ и какие победы одерживает на информационном фронте.
«24 февраля офис Викибизнеса встал на паузу. Работники перешли на отдаленную работу. Как только наша команда оказалась в относительной безопасности, мы переключились с привычного рабочего процесса на войну против захватчика в инфопространстве», — рассказывает Богдан.
Агентство включилось в создание десятков статей о боевых действиях, победах украинских воинов и преступлениях россиян. Такая инициатива называется Вікіпатруль и действует с 2020 года. Эта волонтерская работа стала в первый месяц едва ли не основной для Вікібизнеса. В режиме реального времени работники создавали статьи о событиях, происходивших на поле боя. В агентство стали обращались за помощью непосредственно военные и сотрудники СБУ. Агентство удаляло российскую пропаганду, а также защищало страницы, которые несли правду в мир о российской военной агрессии.
«Многие украинские вікіпедисты попали под обстрелы и были вынуждены эвакуироваться. Поэтому возникла нехватка редакторов из Украины в англоязычной Википедии, которые подавали бы ход вторжения россии объективно. Также очень часто в разных статьях о российско-украинской войне случались ошибки и скрытые прокремлевские нарративы. С этим нужно было бороться», — поделился Роман.
Например, военные присылали фотографии с боев за Гостомельский аэропорт, поскольку в Википедии было внесено много неточностей, искажающих картину боев.
Среди основных побед ВікіПатруля на инфофронте — удаление из википедии упоминания о батальоне «Азов» как неонацистского формирования, а также распространение информации о массовых убийствах в Буче на десятках языков мира. Статья Bucha Massacre, которую помогала создавать команда ВікіПатруля, стала информационной бомбой во всех странах мероприятия, а количество просмотров страницы достигло миллионов.
Следует заметить, что работа волонтеров Вікіпатруля была замечена в Германии. В сентябре 2022 г. Роман Мельник выступил на конференции M100 Sanssouci Colloquium в Берлине, освещающей влияние СМИ на международную политику, на которой также были привлечены Олаф Шольц и Дональд Туск. Темой выступления Романа была пропаганда россии в Википедии и как с ней бороться.
Параллельно компания начала и активную офлайновую волонтерскую деятельность.
«Сейчас мы оказываем поддержку прежде всего Фонду Сергея Притулы, Вернись живым и тем, кого знаем лично», — делится Богдан.
В июле Вікібизнес подружился с военными из Командования объединенных сил Вооруженных Сил Украины, которым был очень нужен пикап для выполнения задач на юге. Агентство приобрело Nissan Navara из Швеции и передало нашим бойцам.
Також з ініціативи Вікібізнесу у Червонограді був запущений цех з пошиття спідньої білизни для військових.
«Як виявилося, це теж проблема, оскільки до цієї потреби ні держава, ні волонтери не встигають повноцінно дійти. Тож ми вирішили включитися і оплатили матеріали та пошиття більше 500 одиниць чоловічої спідньої білизни», — каже Роман.
Осенью компания заказала 3 станции спутникового интернета Starlink и передала побратимам на передок в восточное и южное направления.
По словам учредителей, с начала полномасштабного вторжения большинство украинских проектов заморозились, клиенты исчезли, а отдел продаж с марта полностью перешел на поиск клиентов в США, ЕС и Азии.
«Было тяжело, поскольку до этого 75% клиентов было из Украины. Выручка просела на 60%. Мы потеряли более половины команды. Вариантов не оставалось, кроме как выходить на новые рынки и забыть об украинском рынке», — рассказали Богдан и Роман, добавив, что команда Вікібизнеса стала более радикально внедрять инновации, автоматизацию процессов и аутсорс.
«Так, например, с осени в нашей команде уже работает 11 человек из Азии. А количество языковых версий Википедии, в которых мы работаем, возросло до 50. Также пришлось диверсифицировать и увеличить количество продуктов, а рабочий месяц сам невольно увеличился почти на 30 часов (это 1,5 дополнительных часа ежедневно). Где-то в сентябре удалось стабилизироваться и начать наращивание бизнеса», — говорят ребята.
По их словам, в новый 2023 агентство входит с вдохновением на активную экспансию на Ближний Восток и Азию.
«Будем расширять поддержку ВСУ: закупать для военных дроны, глушилки, старлинки и инвестировать в более масштабные информационные операции. Это направление позволит спасать больше жизней и ускорять победу», — добавили они.
Читайте нас в Facebook