Освящение огня и воды на Сретение: народные обычаи, обряды и приметы древнего праздника
Сретение Господне, или Стречение (Принесение в Храм, «представление Господа») — один из 12 древнейших и важнейших христианских праздников, символизирующий встречу Бога с людьми. Отмечается западными и восточными христианами — 2 февраля по григорианскому и новоюлианскому календарям, некоторыми восточными христианами — 2 (15) февраля по юлианскому календарю. Принадлежит к числу непреходящих праздников Господа в честь принесения родителями (Марией и Иосифом) в Иерусалимский храм их младенца Иисуса Христа. Это произошло на 40-й день после Рождества. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприемник.
Сретение Господне для некоторых православных наступает 15 февраля. По рассказам, в храм женщина с ребенком приходит, чтобы принести жертву очищения. От богатой женщины, по закону иудеев, требовался для такого случая ягненок или молодой голубь, от бедной — пара голубей или горлиц. Пречистая Дева принесла пару горлиц. В храме праведный Симеон взял маленького Иисуса на руки и благословил его.
В народных традициях закрепились главные обряды праздника — освящение огня и воды. Неизменный атрибут на Сретенье — сретенская свеча, считавшаяся волшебной и целебной.
Праздник символизировал начало весны и подготовку к новому земледельческому сезону, а корнями уходил в языческие времена. Об особенностях празднования Сретения рассказала «ФАКТАМ» этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово) Елена Громова.
Сретение — величайшее церковное событие февраля
- Сретение Господне также называют Стречением (от греческого «встреча»), или Принесением в Храм, которое явилось в честь принесения в Иерусалимский храм маленького Иисуса его родителями, — рассказывает историю праздника Елена Громова. — Значительное событие происходило на 40-й день после Рождества и отмечается как встреча Христа с человечеством (его олицетворял старец Симеон, встретивший Святое семейство в храме). Симеон давно ждал пришествия Христа и признал в нем Мессию, который выйдет «на служение спасения людей». Перед смертью праведный Симеон благословил маленького Христа, а Богородице возвестил о ее будущей жертве.
В нашем музее есть икона, где изображены Симеон, Мария, Иосиф, а за ними стоит Анна Пророчица. Именно она узнала Спасителя и подошла к нему, а позже в Иерусалиме известила всех о пришествии Христа Спасителя на землю.
В чем особенность Сретения? В храмах проходят важные богослужения, во время которых освящают воду и специальные свечи. Их называют сретенскими оберегами и, как считается, свет от них защищает от бедствия, поэтому зажигают эти свечи (еще называли «громовыми») в трудные моменты. Свечи делали из воска, а в некоторых регионах их ярко разрисовывали.
После освящения свечи несли в дом и хранили под образами в течение года. По поверьям, такие свечи имели силу и оберегали дом от бури, от страшной непогоды, грома (праздник Сретения имеет еще древнее название — «Громница»), молний, пожаров, также использовали при тяжелых родах, чтобы прекратились ссоры в семье, а также когда кто-то из семьи болел, даже зажигали свечу перед умирающим человеком, чтобы он спокойнее переходил в другой мир. На Сретенье после службы дома зажигали «громовую» свечу — «щоб весняна повінь не пошкодила посіви і щоб мороз дерева не побив». Сретенскую свечу (а еще называли ее стретенская, громница, громничка, громничная — названий много) на Полесье изготавливали из пахучего дикого воска, на Ровенщине украшали льном, коноплей и обвязывали красной нитью, на Волыни — травкой (ее называли громничкой) и «медвежьим ушком». Эти свечи делались на Спас. Часто свечу разрисовывали растительными орнаментами, добавляя в воск краску (сок из свеклы, моркови), могли ограничиваться только нанесением крестиков.
На сретение целебной считали даже воду из растопленных сосулек
- В народе также верили, что вода в этот день наделена изрядной волшебной силой, — продолжает Елена Громова. — Поэтому от злого глаза хозяева прежде всего освященной в церкви водой кропили конюшни, скот, ульи, обходили огород, усадьбу и тоже кропили. Эту воду использовали против «сглаза» и считалось, что сретенская вода не уступала иорданской по силе и свойствам. Посуду для нее готовили новую (нельзя было брать подержанную, потому что в ней вода потеряет магическую силу). На Сретение целебной считали даже воду из растопленных сосулек. Ее добавляли к святой и кропили людей, животных в разные важные моменты жизни. С помощью целебной воды и молитвы заговаривали также зубную боль, растяжение мышц, или обрызгивали человека, когда провожали в дальний путь, на заработки или воинов перед походом, а еще с собой наливали водички.
Погодные приметы на Сретенье
В народе в давние времена пели: «Доленько, Доле, дай мені збіжжя, теплу одежу ще й силу ведмежу» и Сретенья ожидали, чем закончится встреча зимы с летом — вернет ли на холод, или на тепло. Люди представляли, что встречается старая баба в ветоши — это как зима, и веселая молодая девушка в венке, цветастой рубашке, зеленой плахте — это весна. Говорили, что «в цей день зима літо зустрічає, заморозити його хоче, та сама лиходійка від свого хотіння тільки потіє». «Весна з зимою зустрічаються — наче зима з літом сперечаються». И если к вечеру в этот день потеплеет — победа за летом, а если станет холоднее — за зимой. Поэтому существуют древние названия праздника — Зимобор, Сретение, Стрещение, Громницы (в этот единственный зимний день можно было услышать громовое эхо).
Издавна в представлении людей лето встречается с зимой дважды в год: на Сретенье и на праздник Святой Анны (22 декабря — зимнее солнцестояние, после чего, как говорили, «сонце повертає на літо, а зима на мороз»). Мороз же, как стихия, хоть и слабеет, но может прихватить. В древности говорили, что на Сретенье зима идет туда, где было лето, а лето — где была зима. По дороге они встречаются и лето упрекает зиму: «Що я наробило і напрацювало, ти поїла і попила!»
С праздником приходила надежда на потепление, потому что вероятные морозы могли быть уже последними перед весной. Поэтому особенно внимательно присматривались к погодным приметам, чтобы знать, на что надеяться. «Як капає зі стріхи, не найдеться з літа потіхи», «Як капає зі стріх, так капатиме й з вуликів». Говорили, «яка б погода не була, дуй — не дуй, вітре, все одно йде не до Різдва, а до Великодня». «А як день ясний, то буде льон прекрасний». Теплый и солнечный день указывал на теплую весну, оттепель — на холода и позднюю весну, звездное небо на Сретенье тоже обещает позднюю весну, снег — дождливую погоду, метель — весна поздняя и холодная. Как ни видно солнышка, следует ожидать суровых морозов. Как холодный день, то скоро весна, а под крышей длинные сосульки — столько еще выпадет снега.
Люди ждали прихода нового посевного сезона, а потому пытались «скоріше проганяти зиму» со двора, из полей, садов. Существовало немало земледельческих примет, а именно: если этот день ясный и тихий, то будет хороший урожай и можно ожидать хорошего роения пчел и много меда; а ветер — плохой признак для нивы и хорош для сада; как «півень нап'ється води з калюжі, то чекай ще стужі» (а хозяин наберется беды), снег выпал утром — на урожай ранних хлебов, в полдень — на средний урожай зерновых, вечером — будет недород; как иней на деревьях, то уродит гречка и картофель. В этот день гадали, выставляя тарелку с разным зерном, семенами на ночь во дворе. На Гуцульщине загадывали на урожай кукурузы, положив на улице яйцо. Как потрескалось (от мороза), то нужно ждать урожая (аж «кошниці тріскатимуться від кількості кукурудзи»), как яйцо уцелело, то надежды на урожай кукурузы не оставалось.
Как праздновать Сретение
На Сретение проводили некоторые обряды. Так, на Буковине дети на праздник выходили в сад и связывая платки на деревья, приговаривали: «Аби добре родили, аби град не бив, мали рясний цвіт на много-много літ» — чтобы деревья давали урожай. Мужчины разжигали костер против солнца и прогоняли зиму со словами: «Нехай сонце нас гріє, нехай земелька не кам’яніє». Могли прыгать через огонь. А девушки выносили мамочки венчальное полотенце и клали его на воду (на реке, озере или покрывали колодец), а забирали только на закате и прятали в сундук. «На тобі моє покривало, літо з зимою пострічало, вогонь зиму забрав, час літа настав», — говорили, выполняя это действо, «щоб від води не було біди». В древности на Сретенье готовили обрядовое печенье в форме «жаворонков», с которыми дети должны были призвать весну. А после праздника в хозяйствах понемногу переходят к весенним хлопотам — белят деревья, готовятся к посевной, перегоняют скот.
Что можно делать на Сретенье, а что строго запрещено
На праздник, как положено, ходили в гости, угощали и угощались. Как и на другие праздники, в этот день все обиды надо было прощать, вернуть долги (не брать и не давать взаймы). Действовали некоторые строгие запреты: не выполнять тяжелый труд, не стирать, не шить, не прясть, не вышивать, не убирать, не ремонтировать. Нельзя было ругаться, злословить, ссориться, не рекомендовалось уезжать далеко из дома, чтобы из-за непогоды не попасть в беду.
Готовимся к Масленице
После Сретения до Масленицы еще неделя, когда нужно очищаться, исповедоваться и готовиться к посту (начинающемуся с 27 февраля). Если у Сретения фиксированная дата, то для Масленицы (ее празднуют за 56 дней до Пасхи) день зависит от Пасхи и ежегодно меняется.
Масленицу называют еще Масница, Колодий, Запусты, Пущение, Заговины, употребляют в обиходе и такие названия: «Колодки», «Колодий», «Заговины», Сырная неделя, «Ножковые загоны», «Масна», «Жирная», «Жирная» неделя, «Сыропуст». В последнюю в канун Великого поста неделю можно было справлять свадьбу. Эту неделю также называли «Бабской», соответственно, Бабским праздником, когда мужчинам предстояло слушаться женщин, которые свою работу перекладывали на мужчин. Эта неделя известна больше всего по обряду «Колодия» (праздник имеет языческую природу), который праздновали по всей Украине. Древний славянский обряд предусматривал холостякам и девушкам привязывать к ноге деревянную колодку — так осуждали за то, что они не женились в должное время. Старшие женщины в шутку «наказывают» парней, которые в течение года не женились. Колодку изготовляли специально для обряда, оплетали лентами, цветками. Это отличие парень должен был таскать за собой, пока не даст откупного, то есть не угостит женщин за честь, которой они удостоили его. Таков был обычай наших предков, а «Колодий» выступал как символ продолжения рода. Тех, кто не находил девушки, считали причиной нарушения гармонии, лада в природе. То есть обряд имел воспитательное значение, способствовал поиску пары.
В этом году последний день Масленицы приходится на 26 февраля, 13−19 февраля еще длится мясопустная неделя, или «рябая» (пост в среду и пятницу с рыбой), а перед этим прошла неделя-«загальниця», или «мясоед» (6−12 февраля), 20−26 февраля — «белая», «запустная», «сыропусная» неделя, когда употребляют в основном молочную (вареники, блинчики со сметаной, сыр и др.), мяса не едят, а яйца можно. В это время в старину до поста могли и свадьбу справлять, а уже в пост ни свадеб, ни сватовства, ни помолвки не проводили.
Ранее в «ФАКТАХ» лучшие открытки и поздравления с праздником Сретения Господня.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 годы.
1455Читайте нас в Facebook