Свидетельство обо всех «24 февраля» в нашей истории на стенах Софийского собора: открылась выставка о российско-украинских войнах XII—ХХІ веков
«Комментируя разорение Киева 1169 года, российский имперский историк Ключевский написал: «Великоросс (то есть московит) впервые вышел на историческую сцену»
В Софийском соборе ученые нашли и исследовали тысячи граффити (надписи на стенах, сделанные в разное время). Одно из них имеет отношение к первой русско-украинской войне. Об этом на открытии выставки рассказал заведующий отделом Национального заповедника «София Киевская» кандидат исторических наук Игорь Нетудыхаткин.
— Стоя на коленях у фрески святой Анны какой-то человек написал: «Почему так много греха?» — говорит Игорь Нетудыхаткин. — Это граффити второй половины XII века — период ожесточенной борьбы между князьями за киевский престол. Они относились к нему (престолу), как к родительскому наследию. За исключением одного князя — Андрея Боголюбского (сына основателя москвы Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана).
12 марта 1169 года объединенное войско северных князей (муромцы, рязанцы, смоляне, полочане), собранное Боголюбским, подступило к Киеву. Возглавлял войско его сын Мстислав Андреевич. Оно сумело захватить столицу Руси, и тогда произошло то, что до этого никогда не случалось — разорение Киева, совершенное князьями. По свидетельству летописи, город грабили два дня, «жгли Подол и гору (имеется в виду застройка на Старокиевской горе. — Авт.), Святую Софию, Божью Матерь Десятинную (церковь). Церкви пылали, христиан убивали». Описание злодеяний в летописи объемное. Оно заканчивается словами: «Дети плакали, глядя на матерей своих». Такая звериная жестокость свидетельствует о том, что северные князья (прежде всего Боголюбский с сыном) уже не воспринимали Киев как родной материнский для всей Руси город, относились к нему как к чужому. Комментируя разорение Киева 1169 года, российский имперский историк Василий Ключевский написал: «Великоросс (то есть московит) впервые вышел на историческую сцену».
— Кто-то из захватчиков, устроивших разорение Киева, оставил надписи на стенах Софийского собора?
— Да. В соборе есть место, где во времена Руси дежурили дружинники — галерея воинов. По одной из вероятных версий, они охраняли вход на северную башню, по крутым ступеням которой на хоры (второй этаж) поднималась княгиня в сопровождении женской свиты. На стенах галереи воинов изображены исключительно святые великомученики с оружием в руках. Именно в этой галерее найдены граффити одного из дружинников пришедшего с севера войска (эта надпись находится у ног фрески, на которой изображен святой Феодор Стратилат). Там написано: «Ярышеныч писал. Аминь. Святой Федор, помоги мне, мечнику княжескому Савве Георгиеву и прости мне грехи — тому, кто вынести это зло возжелал». Кто такой автор этого граффити Савва Яришевич? Считается, что он был мечником муромского князя Юрия, участвовавшего в походе северных князей.
Но Киев княжеских времен был уничтожен не столько усилиями Андрея Боголюбского и его союзников, сколько нашествием монгольской орды в 1240 году. Штурмовыми отрядами монголов тогда командовал полководец Чингисхана Субэдэй Багатур. Сейчас в российской Туве без шуток объявили реинкарнацией Субэдэя в теле министра обороны рф шойгу! Ведь этот приспешник путина тоже тувинец.
Кстати, во время монгольского нашествия внук Андрея Боголюбского Ярослав Всеволодович помчался в ставку хана Батыя, заявил о покорности и верности ненавистному врагу. За это получил ханский ярлык на правление. Впоследствии его потомки переняли и перенесли в свои владения порядки Золотой Орды.
«Войну за наследство Руси московский великий князь Василий III начал гибридными методами»
— Украинские земли также попали под власть ордынцев, но на гораздо меньший промежуток времени, чем земли московитов: в 1362 году в результате победы великого князя Литовского Ольгерда над ордынцами под Синими Водами Киевщина, а затем и другие украинские территории были освобождены от ненавистного ига, — продолжает Игорь Нетудыхаткин. — Они тогда вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского. В этом государстве жителям Украины-Руси жить было комфортно, они составляли 90% населения страны. В ней господствовали культура Украины-Руси, ее язык (он был языком делопроизводства), использовался кодекс законов «Русская правда». В Киеве построили княжеский замок, существовало Киевское княжество.
В XV веке Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтийское начало многолетнюю войну с Московией за наследие Руси. Граница между этими государствами проходила в верховьях реки Оки в 150 километрах от москвы.
— В Софийском соборе есть свидетельство об этой войне?
— Да есть. Здесь следует сказать, что Московия начала ее гибридными методами: в 1480 году посол Кутузов уговорил крымского хана Менгли-Гирея напасть на Киев. Через два года орда сожгла нашу столицу, Менгли-Гирей отправил в москву в подарок великому князю Василию ІІІ золотую утварь (потир и дискос) из Софийского собора. Крымцы сожгли город. Через 6 лет они снова на него напали. Через 4 года — подступили к Киеву в третий раз. На стенах Софийского собора, в его Георгиевском алтаре, есть граффити о тех страшных временах: «В лету 7000 днем». Больше ни слова.
— Что зашифровано в этой надписи?
— Ожидание конца света. В Средневековье 7000-й год от сотворения мира считался таким, в который наступит второе пришествие Христа. Орда Менгли-Гирея в третий раз напала на Киев как раз в 7000-м году (это 1492-й год от Рождества Христова).
К счастью, вскоре после этих событий взошла звезда выдающегося украинского полководца князя Константина Ивановича Острожского. Он участвовал в трех войнах с Московией. Самая крупная его победа — это разгром огромной армии московитов в битве под Оршей. В Софийском соборе сохранилось изображение родового герба князя Острожского.
«Иерусалимский патриарх и Киевский митрополит подсказали Богдану Хмельницкому идею создания самостоятельного Украинского государства»
— В XVII веке наступили времена Гетманщины, — продолжает Игорь Нетудыхаткин. — Очень важное событие того периода произошло именно в стенах Софийского собора. После победы под Желтыми Водами и под Корсунем Богдан Хмельницкий 2 января 1649 приехал в Киев. Его встретили Иерусалимский патриарх Паисий и Киевский митрополит Сильвестр Косив. Посадили гетмана в сани и повезли через Золотые ворота в Софийский собор на специальную службу Божью. Во время этой службы Иерусалимский патриарх отпустил Хмельницкому и прежние грехи и будущие. Это очень важно, ведь именно так поступают священники во время интронизации (посвящения на высший государственный пост) монархов. Существует версия, что Паисий и Сильвестр Косив подсказали гетману идею, что его победы в битвах должны повлечь за собой создание самостоятельного Украинского государства. Однако в итоге Казацкая держава попала в зависимость к Московии.
Шанс избавиться от этих оков Украина получила летом 1709 года. Тогда начался поход шведского короля Карла XII против Московии, гетман Иван Мазепа перешел на его сторону. К величайшему сожалению, московиты победили в Полтавской битве. Это имело без преувеличения трагические последствия для украинского народа. Но стало толчком для создания документа, который является жемчужиной украинской политической культуры — Конституции Филиппа Орлика, по которой должна была жить свободная Казацкая держава. Орлика многое связывало с Софийским собором — он работал здесь кафедральным писарем после того, как окончил Киево-Могилянскую академию.
Здесь будет уместно напомнить, что в августе 2021 года латиноязычный экземпляр Конституции Филиппа Орлика впервые был привезен в Украину — в рамках празднования 30-й годовщины независимости нашей страны. Этот чрезвычайно ценный документ демонстрировался тогда именно в Софийском соборе.
Относительно Мазепы следует сказать, что среди художественных работ, написанных в начале XVIII века на стенах Софийского собора, есть композиция (она называется «Вселенский собор». — Авт.), в одном из персонажей которой историки узнали этого знаменитого гетмана.
«Икону гетмана Сагайдачного художник Клименко написал на ящиках от снарядов, которые ему привезли из освобожденной Бучи»
В Кракове в музее Королевского замка на Вавеле хранится меч гетмана Петра Сагайдачного, под командованием которого украинские казаки в 1618 году дошли до москвы и осадили ее. В Софии Киевской сейчас демонстрируется копия этого меча.
Почему этот меч экспонируется сейчас, рассказал Игорь Нетудыхаткин:
— Начну с того, что прошлой весной исполнилось 400 лет со дня упокоения святого благоверного гетмана Петра Сагайдачного. До этого планировалось привезти из Польши в Киев на временное экспонирование оригинал его меча. Но помешало открытое вторжение российских захватчиков в Украину.
Ранее Сагайдачного объявила святым Украинская автокефальная православная церковь. Но после того как возникла Православная церковь Украины, нужно было совершить чин прославления — специальную торжественную службу. Запланировали ее на 20 апреля (день упокоения гетмана). Меча Сагайдачного у нас не было. Но уцелела его копия, ранее находившаяся на борту крейсера «Гетман Сагайдачный». Командование ВМС Украины передало нам этот клинок. Копию меча освятили вместе с первой иконой гетмана Сагайдачного. Ее за 10 дней написал иконописец Александр Клименко на ящике от снарядов, который ему привезли из только что освобожденной Бучи. Художник сказал о своей работе: «Я написал Сагайдачного так, чтобы людям хотелось молиться перед его иконой». Она сейчас находится в Софийском соборе.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об уникальных археологических находках, в частности фрагменте старинной золотой иконы, вероятно византийской, найденных у стен Софийского собора.
Фото автора
1347Читайте нас в Facebook