«Хаос в политике может превратиться в коррупционное мародерство»: эксперт о послевоенном восстановлении Украины
Экс-советник министра внутренних дел и главы Офиса президента Виктор Андрусив опубликовал в соцсети свой прошлогодний пост об уроках послевоенного восстановления страны. Сегодня он напоминает актуальность этих процессов и призывает сделать выводы из ошибок.
«Война у нас давно, если кто забыл, и много возможностей было сделать выводы из ошибок. Как видим, наши военные выучили все уроки неудач 2014−15 гг. и сегодня удивляют весь мир своими успехами. Однако, выучили ли мы ошибки послевоенного восстановления? В определенной степени я был приобщен к этому процессу в Донецкой области, поэтому поделюсь мыслями.
Ошибка 1 — международная помощь. Честно, как вспомню, то большего бардака и неэффективности чем международная помощь на Донбассе — я не видел в жизни. Про себя я это называл «анархия доноров». Власть занимала страусиную позицию «радоваться любой помощи», в результате никакой политики, никакой координации международной помощи не было. Кто, что хотел, то делал. В результате из 12 контролируемых районов Донецкой области помощь поступала только в 5. Доноры постоянно делали двойное, и даже тройное финансирование одного и того же.
Ошибка 2 — управление и бюрократия. Ситуация часто доходила до чистого абсурда. Так, например, в областном бюджете мы имели средства на восстановление моста в Славянске, зато Мининфраструктуры отказывалось передавать нам его на баланс. И это продолжалось почти 2 года. Восстановление других объектов я даже комментировать не буду. Бюрократия извращала и нивелировала все вокруг.
Ошибка 3 — стены, а не люди. Все думают, что восстановление это про здания и инфраструктуру. Но, на самом деле, восстановление — это о людях и их жизни. Недостаточно дать ключи от нового жилья. Нужно учитывать, что люди пережили серьезные травмы, им нужна психологическая помощь. Далее, жилье — не главное, главное — это работа. И восстановление бизнесов и производств, в большой степени, должно даже предшествовать восстановлению жилья.
Ошибка 4 — стигматизация пострадавших и «социализм». Государство стремясь искупить вину за трагедию, начинает ударяться в адский социализм, и без конца подсаживает людей на различные подачки. Из пострадавших фактически образуют отдельную социальную группу как «чернобыльцев», и люди, начинают воспринимать эту идентичность, до конца жизни относятся к себе как к пострадавшим, постоянно требуя помощи", — написал Андрусив.
По его словам, хороший международный опыт всегда показывает, что вопросом восстановления занимается или отдельное министерство, или государственное агентство — создать его нужно уже сейчас, несмотря на то, что до завершения войны очень далеко. Такая структура, считает Андрусив, должна стать единой точкой входа и выхода политики восстановления.
Эксперт назвал ключевые направления работы агентства:
«1. переговоры по привлечению помощи. Это долговременный процесс. Чтобы вы понимали для международных организаций «неотложная помощь» — это от 8 месяцев ждать. Поэтому уже сегодня должен начаться диалог с потенциальными донорами, ознакомление с их требованиями (у каждого свои, чтобы вы знали, Красный Крест и ООН не садятся за один стол) и тому подобное.
2. Реестры. Нужно создать кучу реестров: перемещенных, разрушенного жилья, инфраструктуры, бизнеса и тому подобное. Это нужно, чтобы иметь четкие расчеты и логику. Извините, но то, что сейчас озвучивает премьер о наших потерях — с потолка.
3. Законодательство и политика. Восстановление не вписывается в стандартные условия работы власти (см. выше про мост в Славянске). Нужны новые правила и режимы, чтобы реагировать в ручном режиме и создавать зеленые дороги для приоритетных задач. Это все надо начать разрабатывать уже сегодня. Потому что каждый день промедления — это день, который украинская семья проводит в ужасных условиях.
4. Координация волонтеров и благотворителей. Я всегда считал символом отсутствия государства, тот факт, что наши волонтеры и благотворители живут в параллельной к государству реальности. Каждый сам за себя, в результате эффект вдвое меньше. После войны усилия волонтеров направятся на восстановление и снова будет хаос, когда усилия будут дублироваться.
Шаги по восстановлению важно начать уже сегодня. Иначе, как и в 2015 война стала на паузу, а нам надо было очень много времени, чтобы запустить процессы. Более того, есть история, о которой я когда-то писал — мы не реализовали 300 млн евро неотложной помощи Европейского инвестиционного банка, тупо из-за того, что некому было этим заняться.
Еще больше рисков в восстановлении связанных с коррупцией. Мы и так болеем этой болезнью, но боюсь, что хаос в политике восстановления может превратиться в коррупционное мародерство".
Материалы, опубликованные в рубрике «Блоги», отображают мнение автора и могут не совпадать с позицией редакции.
1103Читайте нас в Facebook