Елена Ещенко: «Пациент должен иметь право выбрать, где получать медицинскую помощь»
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в украинской медицине, учитывая значительную потерю инфраструктуры, персонала, потоки беженцев? Каковы основные «болевые точки»?
— Система здравоохранения столкнулась с такими же проблемами, как и вся Украина. Только они более ощутимы для нашей отрасли, ведь можно отложить, например, путешествия на время военного положения, но нельзя перенести «на потом» вопрос здоровья. Во-первых, сегодня часть медучреждений разрушена, часть не может функционировать, например в зонах, где ведутся боевые действия, или находящихся поблизости. На деоккупированных территориях агрессоры оставили после себя ограбленные больницы и поликлиники. Второй вызов — дефицит медперсонала из-за выезда работников за границу и в другие регионы Украины. И, наконец, огромный вызов — экономическая ситуация, недостаток финансирования. Даже министр здравоохранения открыто говорит, что сейчас частично сняты обязательства постановления правительства, которые регламентируют определенный уровень заработной платы в отрасли. Также не хватает средств на покрытие пакета медицинских гарантий НСЗУ, известно о задержках по погашению этих долгов, есть проблемы с поставками медикаментов и затратных материалов.
— Отличается ли ситуация в государственном секторе медицинской индустрии от ситуации в частных медучреждениях? В каком состоянии ныне находится частная медицина?
— Частные учреждения имеют те же проблемы относительно угрозы уничтожения, финансирования, обеспечения персоналом. Впрочем, по моему мнению, частная медицина имеет большую нагрузку, чем государственная система здравоохранения. Предпринимательство — это всегда риск, который основатели и собственники бизнеса берут на себя.
Но заметьте, что при этом власть применяет разные подходы к поддержке частных, государственных и коммунальных учреждений. В начале полномасштабной войны были очень правильные идеи, когда медучреждения не разделяли по форме собственности. Средства международных доноров и благотворительных проектов, а также медикаменты и затратные материалы, которые массово поступали в Украину, распределяли централизованно через МОЗ. Нас также спрашивали о потребностях для нормальной работы, но в жизнь эти идеи не воплотились — фактически всю помощь получили лишь государственные и коммунальные учреждения. А вы представьте себя на месте руководителя частной клиники и попробуйте в это сложное время выжить, все организовать, удержать персонал, всем себя обеспечить и уплатить налоги. Выходит странное разделение: государство заботится о бюджетной медицине, а частники существуют будто сами по себе. Я с этим категорически не согласна, потому что частная медицина является не менее социально значимой, она также работает на украинское государство, на украинский народ, на Победу.
— Да, российские ракеты не различали, где частное, а где государственное медицинское учреждение.
— Именно так! Например, от обстрелов пострадали частные родильные дома «Адонис» в поселке Бузовая под Киевом и «Лелека» в столичной Пуще-Водице. В Виннице ракетным обстрелом уничтожен частный неврологический центр. Погибли пациенты и медработники. И это лишь одиночные примеры, которые впоминаешь мгновенно.
Основы украинского законодательства декларируют поддержку развития учреждений здравоохранения всех форм собственности. Однако сейчас мы наблюдаем переформатирование вопроса о развитии частной медицины в следующий вариант: «Как частные инвестиции могут содействовать развитию государственной медицины?» Я считаю, что вопрос нужно задавать иначе. А именно — как создать равные условия для развития государственных, коммунальных и частных учреждений здравоохранения?
Частная медицина в военное время также зарекомендовала себя как ответственный, активный участник на пути к Победе, принимала активное участие в благотворительных проектах и волонтерских программах. Например, сеть частных клиник Smart Medical Center, соучредителем которой я являюсь, постоянно предоставляет бесплатные медицинские услуги представителям ВСУ, наши медики выезжали на деоккупированные территории, мы также оказывали материальную поддержку для передовой. И так поступают все наши коллеги — никто не остался в стороне. Представители частной медицины показали себя с лучшей стороны.
— С частной системой здравоохранения связано много мифов, в частности о заоблачных ценах услуг. Помогите нам квалифицированно сравнить стоимость услуг частных и государственных медицинских учреждений, особенно если учесть так называемые «теневые платежи» в госсекторе.
— Давайте проследим логику действий частной клиники и сравним с логикой государственного медучреждения. Для пациента такая клиника формирует программу обследования и лечения с полной стоимостью услуг. Под эту программу составляется медицинский договор, по которому клиника несет полную ответственность за качество предоставленной помощи. Это дает возможность человеку в случае возникновения проблем отстоять свои права. Конечно, пациент может отказаться и обратиться в государственное учреждение за бесплатной помощью. Но часто люди возвращаются к нам и рассказывают, что когда им стало известно о «неформальных» суммах выплат в государственной клинике, они поняли, что дешевле лечиться у нас. Все относительно: какие-то платежи в частной медицине могут быть большими, некоторые — меньшими. Есть врачи, которые целенаправленно идут работать в государственную медицину, ведь именно за счет позорных «теневых» платежей получают там больше денег от пациентов, чем составляет заработная плата в частном секторе.
А теперь о том, почему существует разрыв между официальным тарифом государственных клиник и частных. Государственное и коммунальное учреждения здравоохранения построены за бюджетные средства. Для них создана инфраструктура, гарантируется необходимое обеспечение, они получают деньги на коммунальные платежи
— Исходя из этого, подытожьте, по каким основным причинам люди отдают предпочтение частной медицине, а не государственной?
— Интересный вопрос, потому что качество медпомощи и квалификация врачей в обоих секторах имеет достойный уровень. Но в частной больнице наряду с высоким качеством медпомощи пациенты, как правило, отмечают высокий уровень собственного комфорта. Причем не в понимании качества ремонта, дизайна помещений и других удобств — пациенты ощущают к себе более достойное и уважительное отношение. Учитывая прозрачность всех процессов, правильные клинические коммуникации от контакт-центра до врача, быстрое оформление медицинской документации, отсутствие чрезмерной бюрократии. Как мы видим по отзывам, есть потенциальные пациенты, которые бы охотно разгрузили государственную медицинскую систему и пошли лечиться в частные клиники, если бы там часть стоимости покрывал государственный тариф. Впрочем, не могут. Почему? Не создан соответствующий законный механизм сооплаты. В этой ситуации говорят о какой-то воображаемой неравности слоев населения. Но неравность как раз наблюдается в ограничении возможности пациентов реализовать свое право выбрать медицинское учреждение, куда они хотели бы обращаться за помощью, использовав при этом гарантированные государством средства для поддержки состояния их здоровья.
— Может ли Украина и в дальнейшем сохранять видимость бесплатной медицины или нужно искать другие модели ее работы и развития?
— Действующая система должна быть изменена, а политика власти относительно государственных, коммунальных и частных учреждений здравоохранения — откорректирована. Должно быть восприятие всех предоставителей медицинских услуг как равноправных коллег и партнеров. Добиться этой цели могут помочь механизмы сооплаты и добровольного медицинского страхования (сооплата — доплата, которую пациент осуществляет за медицинскую услугу, покрывая разницу между ее ценой и государственным тарифом. — Авт.). Человек может доплачивать за медицинские услуги вне гарантированного государством пакета хотя бы в частных учреждениях. Именно сооплата поможет реализовать главный принцип, который был задекларирован в начале реформы здравоохранения — деньги идут за пациентом. Многие пациенты хотят, чтобы государство платило частным учреждениям часть средств, а остальное, что не обеспечивается государственными тарифами, они готовы доплачивать самостоятельно. Это значит, что, не запуская данную модель, мы ограничиваем права пациентов, а не уравниваем их.
Также, по моему мнению, важно внедрять систему добровольного медицинского страхования, когда пациент имеет право использовать страховку там, где ему удобно.
Следовательно, вводя такие механизмы, как сооплата, добровольное медицинское страхование, формируя экономически обоснованные тарифы, можно выстроить систему медпомощи, где пациент имеет право реализовать собственный, а не навязанный ему выбор. Этот вопрос уже назрел и перезрел, поэтому Ассоциация частных медицинских учреждений Украины инициировала проведение круглого стола, к участию в котором мы приглашаем и представителей власти, и международные организации, и частников. Он состоится 25 апреля и станет нашим общим проектом с Американской торговой палатой. Там мы обсудим все острые темы, покажем свое видение действующих проблем и инициируем изменения, важные для медицинской отрасли, украинской экономики и нашего государства в целом.
4062Читайте нас в Facebook