Заворот кишок у ребенка медики перепутали с тепловым ударом: отец умершего мальчика добился приговора горе-врачам
На то, чтобы добиться справедливого наказания для врачей, по вине которых умер его сын, у Владимира Кулака из Тернополя ушло почти шесть лет. Следствие, экспертизы, сотни заявлений, жалоб, суды трех инстанций. Ни для кого не секрет, что в Украине доказать врачебную ошибку очень сложно. «ФАКТЫ» не раз писали о случаях, когда медиков, халатность которых, казалось, была совершенно очевидной, суд оправдывал. Или, еще хуже, — дело даже не доходило до суда. Однако Владимиру удалось сделать то, что многим казалось невозможным.
Драгоценное время было потеряно
История, точку в которой на днях поставил Верховный суд, произошла в июне 2017 года. Заворот кишок, с которым 12-летний Рома Кулак поступил в Жидачевскую райбольницу, горе-врачи перепутали с… тепловым ударом. Роме Кулаку даже не сделали рентген. Когда ребенка отправили в областную больницу, он был уже при смерти. Через неделю мальчик умер.
Судебно-медицинские эксперты пришли к выводу, что, если бы врачи Жидачевской райбольницы обследовали мальчика и вовремя приняли меры, он бы остался жив. Но драгоценное время было потеряно.
Рома Кулак вместе с родителями и младшей сестрой жил в Тернополе, а в июне 2017 года гостил у бабушки в селе Мазуровка Жидачивского района. Когда у ребенка внезапно разболелся живот, его папа был в заграничной командировке, мама — на работе, в Тернополе. С Ромой, кроме бабушки и дедушки, была тетя. Взрослые сразу вызвали «скорую».
Как позже поняли родители Ромы, у мальчика были очевидные симптомы кишечной непроходимости. Например, ребенок говорил, что «живот болел так сильно, что боль будто отдавала в другие части тела». Но в тот момент родные Ромы, разумеется, не знали, что могут означать подобные симптомы. Это должны были знать врачи.
Читайте также: «Сын кричал от боли»: главврача больницы лишили стипендии из-за смерти 12-летнего пациента
— «Скорая», которая приехала из соседнего поселка, отвезла сына в Жидачевскую центральную райбольницу, — рассказал «ФАКТАМ» Владимир Кулак. — Врачи «скорой» сказали, что, скорее всего, Рома получил тепловой удар. После того как сына привезли в больницу, он полтора часа пролежал в приемном покое, затем его отвезли в инфекционное отделение уже с диагнозом «пищевое отравление».
У Ромы повысилось давление, боли не прекращались. При таких симптомах человека в первую очередь нужно везти на рентген, чтобы исключить кишечную непроходимость. Но этого никто не сделал. Сыну укололи обезболивающее, взяли анализ крови (он показал, что уровень лейкоцитов в крови был превышен почти вдвое) и только через четыре с половиной часа сделали УЗИ.
Уже после смерти сына я увидел медицинскую документацию. Оказалось, специалист, проводивший УЗИ, написал: «Чрезмерно выраженный метеоризм кишок» — и поставил три восклицательных знака! При этом в истории болезни сына сказано, что УЗИ якобы показало «умеренно выраженный метеоризм».
Врачи начали лечить Рому от отравления. Давали ребенку солевые растворы и посоветовали валерьянку, потому что мальчик, по их мнению, был «слишком беспокойным». Это, по словам Владимира Кулака, была вся терапия.
— За то время, пока он лежал в инфекционном отделении, приходили педиатр, инфекционист, невропатолог, реаниматолог. Осматривали Рому и два хирурга: взрослый и детский. Но на рентген сына никто из них так и не направил, — говорит Владимир Кулак. — Только ночью (Рому привезли в больницу в пять часов вечера) районные врачи поняли, что ничем не могут помочь, и под утро повезли его во львовский «Охматдет».
По дороге мальчику несколько раз становилось плохо. В приемном отделении львовского «Охматдета», куда ребенка привезли в шесть часов утра, Рома потерял сознание. Рентген показал заворот кишок. Рому прооперировали, но было уже поздно — кишечник, как сказали родным мальчика врачи, был уже черный. Через шесть дней ребенок умер, не приходя в сознание.
Читайте также: «В то время как сын умирал от кишечной непроходимости, медики поили его солевыми растворами и даже не додумались сделать рентген»
«Главным было добиться, чтобы люди, из-за которых оборвалась жизнь моего сына, не калечили других пациентов»
В то время как врачи Жидачевской райбольницы скрывались от журналистов и пытались избежать любых комментариев, комиссия Львовского областного департамента здравоохранения пришла к выводу: если бы районные врачи проанализировали все медицинские данные, они смогли бы четко диагностировать болезнь. Члены комиссии посчитали, что ошибки врачей Жидачевской райбольницы начались с приезда скорой помощи, когда был поставлен диагноз «отравление или тепловой удар». При осмотре ребенка в приемном отделении не провели все необходимые обследования и не привлекли нужных специалистов. Хирурги осмотрели пациента поверхностно, и в результате мальчика направили в инфекционное отделение с набором медикаментов, которые не только не улучшали его состояние, а еще и ухудшали. Лапароскопию (современный метод хирургии, при котором операции на внутренних органах проводят через небольшие отверстия), районные врачи не сделали (хотя в больнице было соответствующее оборудование), потому что не считали нужным. О рентгене вообще не шла речь. О том, что у ребенка, вероятно, кишечная непроходимость и в райбольнице помочь ему не удастся, медики догадались, когда было уже поздно. Отмирание клеток кишечника при полном перекрытии доступа крови наступает максимум через шесть часов.
С тех пор Владимир Кулак делал все возможное и невозможное, чтобы расследование продолжалось. Добился открытия уголовного производства в отношении врачей и отмены государственной стипендии главному врачу Жидачевской райбольницы, которую ему успели назначить уже после смерти Ромы. Добился увольнения 74-летней инфекционистки Анны Чущак, которая утверждала, что мальчик «врет и симулирует». Эта же инфекционистка в итоге и была на скамье подсудимых. Там же оказался и хирург Юрий Михайлюк, который, проигнорировав результаты УЗИ, не отправил ребенка на рентген.
Несмотря на то, что вину обоих подтвердили экспертизы, даже элементарные извинения Владимир от горе-врачей не услышал.
— Они только пытались затянуть судебный процесс. И путались в своих показаниях, — говорит Владимир Кулак. — Хирург в суде заявил, что Рома вырвал всего дважды, хотя в истории болезни сам написал, что это произошло пять раз. Или, например, медики утверждали, что заподозрили у сына тепловой удар «из-за аномальной жары до +40 градусов». При этом в Гидрометцентре на запрос прокуратуры ответили, что в тот день было не выше 26 градусов тепла. Инфекционистка вообще заявила, что «лечение ребенка не входило в ее обязанности». Дескать, ее работой было только «принять и осмотреть», что она и сделала.
Вышеупомянутый хирург, кстати, за время, пока шло судебное следствие, успел попасть в новый скандал, когда отказался оказать помощь ветерану АТО. Мужчина приехал в больницу с инфекцией, у него опухла и начала гноиться рука. Но хирург отказался даже осмотреть его, заявив, что «не получает за это деньги».
Суд первой инстанции дал хирургу три года лишения свободы, инфекционистке — два года. Но в тюрьму они не попали. Хирурга сразу амнистировали, а инфекционистка получила отсрочку от исполнения наказания. Тем не менее Владимир Кулак доволен тем фактом, что вина врачей доказана. И что теперь они не имеют права работать по специальности.
Приговором суда первой инстанции дело не ограничилось — врачи пытались его обжаловать и дошли до Верховного суда. Верховный суд оставил приговор в силе, тем самым поставив точку в этой истории. В настоящее время вина инфекционистки Анны Чущак и хирурга Юрия Михайлюка доказана.
— У меня и не было цели посадить их в тюрьму, — сказал «ФАКТАМ» Владимир Кулак. — Главным было добиться, чтобы люди, из-за которых оборвалась жизнь моего сына, больше не имели отношения к медицине и не калечили других пациентов. Это мне удалось. Ромчику сейчас было бы уже 19 лет… Сына не вернуть, но я верю, что моя борьба поможет уберечь от таких горе-врачей других детей.
На этом миссия Владимира Кулака не заканчивается. Сейчас он является известным в регионе общественным деятелем. После полномасштабного вторжения россии в Украину 24 февраля пошел в терроборону. Успевает заниматься волонтерством. И помогает людям, которые тоже пострадали или потеряли своих близких из-за непрофессиональных действий медиков. Владимир говорит, что будет делать это и дальше — ради памяти своего сына, чье присутствие он чувствует каждый день.
«ФАКТЫ» рассказывали похожую историю, которая произошла в Винницкой области. Состоялся суд над педиатром Оратовской районной больницы. Ее обвинили в халатности, которая в результате привела к смерти 5-летнего Виталия Житника. У мальчика был разрыв кишечника, а врач вместо помощи предложила пить минеральную воду.
2269Читайте нас в Facebook