«Роман часто присылал мне фотографии и видео с фронта именно с этими цветами»: в Мукачево расцвели 13 тысяч тюльпанов в память о погибшем герое
После полномасштабного вторжения рф в Украину Роман Жук одним из первых пошел на войну. Был разведчиком артиллерийского взвода 128-й отдельной горно-штурмовой Закарпатской бригады. Воевал на Запорожском направлении, где в мае прошлого года получил смертельное ранение, спасая побратимов. Жена Романа Елена Жук рассказала историю жизни и любви Героя, которого считает Человеком с большой буквы, и попросила писать только так.
«Не знаю, есть ли еще на свете тот, кто умел бы так слышать, понимать и ждать»
— Впервые мы с Романом встретились на площади перед Мукачевским госуниверситетом. Это было 1 сентября 2004 года. Я запомнила его смех. Подумала, что в университете ребята такие же несерьезные, как и в школе. А потом встретились с Романом случайно в городе. Он был на велосипеде без сиденья. «Точно чудак», — подумала я снова. А позже оказалось, что Он увлекается велотриалом, — рассказывает «ФАКТАМ» Елена Жук. — Я тогда занималась лыжной акробатикой, поэтому мы нашли общую тему — спорт, который щекочет нервы. Но это были сугубо дружеские разговоры, пока однокурсники не начали говорить мне: «Как ты не видишь, что он влюблен в тебя по уши?» А мне было просто хорошо с Ним рядом. О большем я не готова была думать и держала дистанцию. Но через полгода Роман внес в календарь на телефоне напоминание: 13 июня 2009 года «Жениться на Лене». Я улыбнулась и ответила: «Не забудь!» После этого каждый раз, когда менял телефон, Роман в первую очередь возобновлял напоминание в календаре, и мы смеялись снова. Не знаю, есть ли еще на свете тот, кто умел бы так слышать, понимать и ждать.
— Было свидание, которое запомнилось навсегда?
— Как-то Ромка провел меня до общежития. Это было студенческое общежитие, но на верхних этажах располагались социальные помещения. Мы стояли возле здания, разговаривали, а потом Он поцеловал меня. У обоих закрытые глаза, и тут раздается с верхнего этажа: «О, лебеди целуются» — и на нас выплеснули воду из таза… Нам было противно, потому что не знали, что в той воде мыли. Но и очень смешно от того, как мы бежали всё с себя смывать.
— Как долго встречались и какой была ваша свадьба?
— Собственно, шлифовали наши отношения до 13 июня 2009 года, пока были студентами. А потом еще 13 лет, изо дня в день, в браке. Свадьбу мы мечтали сделать тихонько, вдвоем и все. Но родители очень просили праздника. И мы его устроили: заказали вышитые платье и сорочку, рушник я вышила сама, расстелили в церкви сено, а гостей после церемонии отвезли в горы.
«У нас крутой Папа», — говорят дети"
— Расскажите о сыновьях.
— Дети делают счастливее, и мы не исключение. Правда, не сразу хотели детей. Планировали сначала обустроить быт и насладиться друг другом. А потом у меня возникло непреодолимое желание стать мамой. «Иди сюда», — говорила я Ему, а Он смеялся и повиновался. Наверное, всему свое время в этом мире. Так, в 2011-м родился Серафим. А через три года история повторилась. Только уже Роман сильно хотел ребенка. И в 2015-м в нашу семью пришел Устимка. Он больше похож на Папу, а Серафим — на меня. «У нас крутой Папа», — говорят дети. Папа умел быть для них авторитетом и другом. Он водил их в горы, ставил на лыжи, учил трюкам на велике… Детей мы почти не воспитывали, просто жили своей жизнью, а они везде были с нами. Разговаривали всегда, как со взрослыми, и всегда говорили правду. Кроме того момента, когда Роман принял решение вступить в ряды ВСУ. Он решил, что дети не должны знать, чтобы не волновались. Поэтому при случае снимал и присылал им разных собачек, котиков, кроликов, рассказывал сыновьям, что снимает фильм о военных, когда на видео попадали звуки взрывов.
— Знаю, что ваш муж еще с 2014 года рвался на фронт.
— В этом нет ничего удивительного. Каждый мужчина должен мыслить именно так. Ведь на кого нам тогда полагаться? Кто должен защитить? Он так и говорил: «А если мы все спрячемся, то что дальше? Пусть потом это дети разгребают? Я не смогу взглянуть им в глаза! Но тогда у нас был маленький Серафим, а потом я стала носить под сердцем Устима, и это Его остановило.
«Если бы я тогда знала, что это наша последняя встреча, последние объятия…»
— Как для вашей семьи началась большая война?
— Все началось задолго до 24 февраля. Благодаря нашей крафтовой мастерской PОVNA BANKA у нас много друзей из разных уголков страны. Они просили в случае чего помочь найти жилье. Мы не могли поверить, что русня решится на полномасштабное вторжение. Роман поехал в Тернополь на учебу, а я осталась дома с детьми. Не передать словами, как было страшно, когда в 5 утра мне позвонил знакомый из Днепра и говорит: «Дочка, началось. Заправь авто и собери документы!» И пока Рома проделывал сложный путь автостопом из Тернополя, я ездила за продуктами, кормила и расселяла всех, кто в этом нуждался.
— Как Роман решился пойти защищать Украину? Пытались его отговорить?
— В первую неделю Роман очень много помогал мне с расселением и организацией быта бежавших от российских ракет людей. Параллельно помогал в волонтерских штабах, покупал и привозил продукты, одежду, обустраивал укрытия. Но, возвращаясь вечером, каждый раз смотрел на меня с вопросом: «Теперь отпустишь?». Я продержалась неделю со своими увещеваниями. А потом поняла, что была очень счастлива, потому что рядом со мной настоящий Мужчина. Мы долго разговаривали, я плакала, потому что понимала, что не имею права противоречить Его твердому решению: «Это длится уже восемь лет, я не хочу, чтобы мои сыновья воевали! Я очень тебя люблю и знаю, что ты меня тоже. Поэтому прошу отпустить, потому что я не смогу смотреть в глаза детям…» Третьего марта Роман пошел в военкомат, а 4 марта уже с вещами был в воинской части. 7 марта их отправили на Запорожское направление.
Я узнала об отправке (тогда мы еще не знали, куда), когда Рома уже был в поезде. Он не хотел рассказывать, чтобы не волновалась. Но мне сказали другие. Я успела приехать на перрон. Помню, как справа стоял их поезд, слева проезжал товарняк, а мы бежали на встречу друг другу. Если бы я тогда знала, что это наша последняя встреча, последние объятия…
Долгое время мы не слышали друг друга, только обменивались короткими сообщениями. Примерно через две недели я получила от Него первый видеозвонок. Мы смотрели друг на друга и просто молчали. Долго молчали. Казалось, какой-то ком застрял в горле и ты не можешь произнести ни слова. Рассматриваешь каждую новую морщинку, заглядываешь в уставшие глаза, пробегаешь взглядом по таким знакомым губам… Чувствуешь, что с первым словом просто взорвешься градом слез. Ведь по ту сторону экрана Тот, Кого ты любишь. И ты видишь, как сильно Он изменился всего за полмесяца. Дальше я все сильнее ждала Его звонка. Я знала, что у них почти нет времени на сон. Многие работают и днем, и ночью. Поэтому боялась потревожить своим сообщением.
Читайте также: «Вытащил бойца с линии огня за бронежилет»: в Бахмуте погиб телеоператор, который пошел добровольцем на войну
— У вас должна была состояться встреча, но вы не успели на несколько часов. Вспомните этот день, который теперь стал черным.
— Первые три месяца большой войны были очень сложными для меня. Я оставалась в Закарпатье, дети — за границей, Роман — на фронте. В апреле мне удалось вырваться на несколько дней к сыновьям. После этого я сильно просилась поехать к Нему. Мы с кумовьями, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми приобрели для них три внедорожника. Все в разное время. И всякий раз, когда машина ехала на восток, возникала проблема найти водителя. Я каждый раз просилась быть водителем, но Он не разрешал.
Как-то Роман рассказал мне, что у них очень много брошенных животных, они голодают и страдают, несмотря на то, что воины их кормят, чем могут. Я ответила, что достану корм и привезу. Мы уже сильно соскучились друг за другом. Хотелось просто прикоснуться, обнять, побыть рядом. Он знал, что из Львова будет ехать микроавтобус с необходимыми вещами, и позволил мне поехать в сопровождении львовских волонтеров.
Выезд был согласован на выходные 28−29 мая. Вдруг 22 мая Рома вносит в календарь отметку о дне рождения 26 мая нашего знакомого в Запорожье. Я увидела это и почувствовала, что обязательно должна быть в Запорожье в этот день. Все препятствия преодолела, и, когда утром 26-го Рома позвонил мне, мы были очень счастливы, что через несколько часов увидимся. Но наш звонок прервал сильный обстрел россиян. Он извинился и сказал, что вынужден спуститься в укрытие. Через несколько минут я села за руль и выехала. Рома поехал тоже… Только не ко мне, а чтобы спасать раненых. Во время поездки рядом с его авто разорвался снаряд рашистской артиллерии. Я не успела на несколько часов…
«Тюльпан стал символом счастливой, яркой, но короткой жизни»
— Как это страшное известие пережили дети?
— Комендантский час в чужом городе, в чужой квартире. Воет сирена и ты воешь вместе с ней от несправедливости этого мира. Чувствуешь Его присутствие и не хочешь ранить своей болью. Плачешь и просишь прощения за слезы. «Любовь моя, я хочу видеть, как ты улыбаешься», — писал Он. И я пробую это делать сквозь боль. Дети… Они были так далеко от нас в тот момент. И меня все отговаривали привозить их на прощание. Но я знала, что должна всё им сказать лично, держа за руку, глядя в глаза, чувствуя…
Меня сильно трясло весь день. Я не знала, как подобрать слова. А потом попыталась довериться Ему и попросила о помощи. Устимка, как только вошел в дом, спросил: «Мам, знаешь, какое мое любимое число?» «Какое?» — спросила я. «Четыре! — счастливо воскликнул он. — Потому что нас в семье четверо». Для Серафима я ароматизировала комнаты Папочкиным парфюмом. Рома любил и детей им попшикать. Они чувствовали себя взрослыми. Потом поставила в комнате фото Папы и нашего самого большого Папочку-Бедрика (любимая игрушка). Когда мы устроились в кроватке, то дети сами сказали: «Папа везде!». С этих слов и начался разговор…
Читайте также: «На, мама, я тебе вкусняшку даю»: каждый день поднимает руку с конфетой к небу 7-летний сын погибшей медсестры полка «Азов»
— Чем занимаетесь сейчас, после потери любимого мужа?
— У нас обоих было босоногое детство в горном селе у бабушки. У меня на Львовщине, у Романа в Закарпатье. Вероятно, это укоренило в нас такую сильную любовь к природе. А еще воспоминания, какими были леса и реки в нашем детстве, и боль от того, какими мы передаем их своим детям.
От любви к Карпатам родилось несколько наших проектов: POVNA BANKA — мастерская сладких воспоминаний. Это социально-экологический фуд-стартап: мы закупоривали вкус Карпатских гор в стекло и крафт, готовя авторские варенья и чаи. Пока это дело я вынужденно поставила на паузу.
Проект «ЛЕС». Мы хотели сажать леса и дарить такую возможность каждому, кто захочет прикоснуться к этому делу. Сейчас вблизи Обавы растет небольшой лесок из 1000 пока еще маленьких сосен, посаженный нами в 2021 году. Но это уже особое место силы, куда мы будем приходить с детьми, чтобы вспомнить Папу. Если найду силы возродить POVNA BANKA, то и проект «ЛЕС» обязательно оживет.
CHYSTO.DE — экологическая инициатива по спасению Ольшанского водохранилища, берега которого обильно устилали тонны отходов человеческой жизнедеятельности.
— А еще Аллея тюльпанов в Мукачево в честь Романа Жука. Как возникла идея и как ее воплотили?
— Рома всегда любил тюльпаны. Но особенными они стали для нас весной 2022-го. Он очень часто присылал мне фотографии и видео с фронта именно с этими цветами: «Все для тебя, Любимая!» А однажды букет тюльпанов привез наш знакомый таксист. Я разревелась перед ним. Он спросил: «У вас день рождения?» «Лучше бы вместо тюльпанов был Он», — ответила я и больше не смогла произнести ни слова.
Во время подготовки ко Дню «до свидания» я понимала, что люди могут принести разные венки, в том числе и искусственные. Попросила о живых цветах, тюльпанах или их луковичках. Мне захотелось посадить их много для своего любимого. Так родилась Аллея из 13 000 тюльпанов памяти Романа Жука перед Мукачевским государственным университетом — местом, где зародилась наша любовь. А 13 — это Его любимое число. Для меня и Ромы тюльпан стал символом сильной духом, счастливой, яркой, но короткой жизни… И все же мы прожили ее так, что я согласна была бы повторить. Хотела бы, чтобы эта аллея стала местом встреч и прогулок влюбленных.
Фото из архива супругов Романа и Елены Жук
2475Читайте нас в Facebook