«За бойцов нашего подразделения россияне назначили большую награду»: в Бахмуте 6 грузинских воинов в окружении отказались сдаться и погибли
В Киеве состоялась презентация документального фильма Олега Манчуры «Скрепленные кровью» и одноименной книги о боевом братстве украинцев и грузин. Наибольшее количество иностранцев, которые сейчас воюют за независимость Украины, это грузины — около 2,5 тысячи бойцов. В презентации киноленты и книги принял участие один из их героев — основатель грузинского подразделения в составе Интернационального батальона ВСУ Заза Нануашвили. Он сражается за свободу Украины вместе со своим старшим сыном Вано. С фронта в столицу Заза наведался на несколько дней, потому что из Бельгии к нему приехала жена-украинка Елена с их маленьким сыном.
«Думаю, что в развязывании войны виноват не только путин, но и весь российский народ»
Когда в августе 2008 года россия напала на Грузию, Заза Нануашвили пошел воевать добровольцем. Так же он поступил и в 2014-м: прилетел в Украину, чтобы с оружием в руках противостоять российской оккупации Донбасса. Через несколько месяцев тайком от отца на войну в Украину приехал его старший сын Вано. Вскоре Нануашвили-старшему позвонил его друг Бахва Чихобава. «Заза, если я тебе не скажу сейчас, ты меня пристрелишь, когда узнаешь (Заза улыбается, вспоминая этот разговор). Если коротко, Вано у меня (в военном подразделении), и говорит, что из Украины не уедет», — сказал тогда Зазе его друг (в 2022 году Бахва Чихобава, к сожалению, погиб во время обороны Мариуполя).
— Когда в 2014 году ваш старший сын Вано приехал на войну в Украину, что вы почувствовали? — спрашиваю Зазу Нануашвили.
— Сначала, конечно, разозлился — не хотелось видеть сына на войне. Но когда понял, что ничего сделать нельзя, забрал к себе.
— У нас с отцом очень дружеские отношения, но на службе он для меня командир, — сказал Вано съемочной группе фильма «Скрепленные кровью». — Я думаю, что в развязывании войны виноват не только путин, но и весь российский народ. У них (москалей) это в крови — захватывать и захватывать. Какая бы власть у них ни была, они в этом отношении не меняются: не будет путина, будет кто-то другой, возможно, еще хуже него. Мы победим россиян в Украине, а затем отправимся защищать Грузию.
В прошлом году, когда началось полномасштабное вторжение российских войск в Украину, мама Зазы попросила, чтобы хотя бы внук Вано вернулся в Грузию. Вано на это ответил ей: «Бабушка, я не верю, что ты такое сказала. Мы с отцом уже столько лет в Украине, ели украинский хлеб, пили украинскую воду. Украинцы стали нам братьями. Разве можно в такой беде оставить их наедине с врагом?
— Сейчас есть достаточно большое подразделение, в котором служат не только грузины и украинцы, но также британцы, американцы, поляки, чилийцы, перуанцы, добровольцы из Южно-Африканской Республики, — рассказал «ФАКТАМ» Заза Нануашвили. — Россиян только нет (улыбается). Хорошие россияне — только в мешках. Наше подразделение подчиняется Главному управлению разведки Министерства обороны Украины.
— Наверное, принимаете на службу не всякого?
— Конечно, не всякого, пусть даже и грузина. Хорошо, когда новых людей советуют наши друзья — так надежнее. В основном к нам присоединяются военные. Но все равно, пока каждый из них не пройдет всестороннюю проверку, обучение на полигоне, не адаптируется, к выполнению задач не привлекаем. Причем это привлечение происходит постепенно: сначала человек выдвигается с нами на определенное расстояние от линии столкновения, потом все ближе и ближе к ней.
— В фильме было названо количество грузин, которые отдали жизнь за свободу Украины — 40 воинов. Среди них шестеро попали в окружение в районе Бахмута, враг предложил им сдаться в плен, но они отказались и все погибли. Наверное, одна из причин такого их выбора — это, мягко говоря, особое отношение россиян к плененным грузинам?
— Думаю, одна из причин именно эта. Для врага взять в плен грузина — это очень большой «подарок». За бойцов нашего подразделения россияне назначили немалую награду. Мы ведь делаем противнику весьма неприятные для него «сюрпризы».
— Были случаи, что бойцы вашего диверсионно-разведывательного подразделения попадали в плен?
— Нашего, к счастью, нет.
— Понятно, что о боевых операциях, которые провело подразделение, рассказывать широкой аудитории пока рано. Но, может быть, уже нет необходимости держать в секрете все и вы расскажете об одной из них?
— Я не люблю об этом говорить. Извините (улыбается).
— Как нынешнее правительство Грузии относится к грузинам, воюющим за Украину?
— Без одобрения, но нас не преследует. Разве что при пересечении грузинской границы представители соответствующих служб задают несколько вопросов — на том и всё.
— При каких обстоятельствах вы познакомились с будущей женой-украинкой Еленой?
— Знакомство произошло в известной степени благодаря моему другу, который в прошлом году погиб в Мариуполе. Когда друг некоторое время жил в Киеве, он поселился в гостинице, в которой Елена работала в должности управляющей. Так что я бывал в том отеле и случайно познакомился с Еленой. Она сразу произвела на меня сильное впечатление. Но сначала мы просто дружили, а уже потом дружба переросла в романтические отношения. В конце концов я сделал ей предложение.
Когда началась большая война, я находился в Днепре, и сразу же поехал на Донбасс. Жена с маленьким сыном тогда находились в Киеве. Я дистанционно организовал их эвакуацию. В Бельгии Елена занимается волонтерской работой.
Читайте также: «Лучшая работа, которая у меня когда-либо была»: погиб доброволец из Новой Зеландии, спасший сына известного музыканта
«Украинские пилоты спасли около шести тысяч грузинских беженцев»
В фильме «Скрепленные кровью» рассказано о малоизвестных фактах украинско-грузинского сотрудничества, в частности, военного. Один из них — спасение в 1993 году украинскими вертолетчиками грузинских беженцев, вынужденных бежать из Абхазии от местных сепаратистов, российских военных и так называемых казаков.
В горах на перевале между Абхазией и Сванетией оказались тысячи беженцев. Как на зло, тогда сильно снизилась температура, выпал снег. Людей нужно было срочно эвакуировать, чтобы они не замерзли насмерть. Для проведения спасательной операции по приказу президента Украины Леонида Кравчука были направлены военные вертолеты. В общей сложности они вывезли из опасного места около шести тысяч человек.
Оставаться в своих домах в Абхазии эти люди не имели возможности из-за зверств солдат врага.
— Одну женщину (она еще жива) россияне заставили съесть глаза, которые они выкололи у ее сына, — рассказал о кровавых событиях войны в Абхазии в 1992—1993 годах Заза Нануашвили. — Российские оккупанты бросали в колодцы живых людей, а потом закапывали эти колодцы бульдозером. Надевали автомобильные шины на своих еще живых жертв и поджигали. Это такая их (россиян) «подпись». Простить можно тех, кто осознал свой грех, то есть сначала должно быть покаяние. Россияне не раскаялись, прощения они не заслуживают. Что потеряно с кровавыми жертвами, то просто так не вернется — не было таких прецедентов. Так что свою землю нужно забирать с оружием — закончим войну в Украине, перейдем в Грузию. Кстати, многие украинцы хотят поехать вместе с нами. У нас с украинцами одна беда — будто судьба одна. Пока россия не уйдет с грузинской земли, для меня будет продолжаться война.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что на востоке Украины под Бахмутом погиб доброволец из Ирландии Финбар Кафферки.
На фото в заголовке: С 2014 года Заза Нануашвили и его старший сын Вано воюют за свободу Украины (фото из открытых источников)
3957Читайте нас в Facebook