«Страшно не было, только безумно лупашил адреналин»: звезда «Козаки. Абсолютно брехлива історія» о пережитом во время войны
Звезда украинских сериалов, актер Национального драматического театра имени Леси Украинки Юрий Дяк говорит, что сейчас на войне все украинцы и они должны работать ради Победы. А об «усталости» будем думать уже после. Юрий волонтерит, снимается в кино и выходит на сцену родного театра.
Ко Дню Независимости Украины канал ICTV2 покажет масштабный сериал «Козаки. Абсолютно брехлива історія» о временах казачества в конце XVI века. Исполнитель главной роли Юрий Дяк уверен, что сегодня его Иван поступил бы с московским царем совсем иначе.
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Юрий рассказал, почему предвидел большую войну, а также о своем самом стрессовом дне и новых привычках.
«80-летняя бабушка жены ехала из Харькова в фуре, сидя на паллетах от продуктов»
— Вот бы нам сейчас такого Ивана, как в «Козаках…», похитившего у московского царя магический «кульчик», который является залогом его власти…
— Не знаю, крал ли бы сейчас Иван этот «кульчик». Он, наверное, просто зарубил бы его саблюкой и все бы закончилось.
— К сожалению, такого Ивана мы пока не нашли.
— Как не нашли?! У нас целое войско ребят, защищающих страну. И каждый — герой современных фильмов и сериалов, который может зарубить царя.
— У вас было ожидание большой войны?
— Да. А 21 февраля 2022 года, когда россия признала наши оккупированные территории как квазигосударства, для меня не было сомнений, что большая война будет. Это был вопрос времени. Особенно когда прошла информация, что у российских военных на границе забрали мобильные телефоны. Было ясно, что их готовят ко вторжению на нашу территорию. Потому у меня был план на начало войны. Я сложил чемоданчик с документами и заправил два бака бензина.
— Каким было ваше 24 февраля?
— Мы с женой были дома, в Киеве. Я заснул где-то в два часа ночи, заткнув уши берушами. Поэтому никаких взрывов не слышал. Проснулся где-то в шесть утра от телефонного звонка друга: мы договаривались, что, если что-то случится, действовать по плану. Еще с вечера сказал жене, чтобы она позвонила маме и бабушке в Харьков и они 24-го выезжали в Киев. Их билеты на поезд были на 12:00. Конечно, уже никто никуда не уехал. Город обстреливали. Жена через волонтеров нашла способ, как их вывезти из Харькова. Они эвакуировались в фуре, которая шла в Днепр. В Харьков она привезла продукты, а на обратном пути забирала людей. 80-летняя бабушка жены ехала, сидя на паллетах от продуктов.
— У многих в первые дни вторжения была паника…
— Никто не понимал, как правильно поступить. Но паники у меня не было. Мы с женой и другом решили поехать в наш родной город на Виннитчину. Я сразу отправился в волонтерский центр и был все время занят. Однажды сопровождал груз в Киев. Страшно не было, только безумно лупашил адреналин. Страх был разве что за родных. На случай прорыва из Приднестровья у нас тоже был план.
Читайте также: «Во время войны дети страдают больше, чем взрослые», — Виктор Андриенко
Пожалуй, самый стрессовый день для меня был 10 октября 2022 года. Тогда Киев пережил массированный обстрел, а мне нужно было посадить на поезд жену. За Дарницким мостом увидел дым. Встал вопрос, по какому мосту двигаться на Правый берег, часть центра была перекрыта. Помню, посмотрел на смарт-часы и в какой-то момент мой пульс был 180 ударов в минуту! Я не контролировал ситуацию, и от этого мне было не по себе. Но в конце концов все сложилось хорошо и жена уехала.
«Мы были единственные, кто имел бомбоубежище»
— В начале полномасштабного вторжения именно Театр Леси Украинки, в котором вы служите, одним из первых открыл сцену.
— Уже в апреле 2022 года мы начали играть. Я как раз вернулся в Киев на репетиции спектакля «Свои», премьера которого состоялась в декабре 2022 года. Тогда, в начале, наш театр превратился в площадку, где играли многие другие театры, в том числе из Херсона и Мариуполя. Нам разрешили работать, потому что мы были единственными, кто имел бомбоубежище — метро «Театральная». Во время тревоги спектакль останавливался и зрители шли в укрытие. Потом возвращались в зал. Конечно, такая ситуация до сих пор.
— Как сейчас изменились ваши чувства?
— Мне кажется, некоторые люди начинают не замечать войну, и это плохо. Она продолжается, и каждый должен делать все, что может. Создается впечатление, что многие считают, будто за него кто-то что-то сделает. Уже было что-то похожее, когда была АТО, а затем ООС. Люди забывают, что это война за наше существование. Если не прилетает к тебе в город, это не значит, что нет войны. Надо понять, что мы сейчас все на войне. Конечно, важно переводить дух, отдыхать. Но «усталость от войны»… Меня коробит от этих слов. Мы все устали. Но иначе и быть не может во время такой кровавой, динамичной, несправедливой войны.
— Бывает, что вас накрывает депрессия?
— Бывает, что ничего не хочется. Но такое случалось и до войны. Особенно когда идет большая эмоциональная нагрузка, после которой всегда происходит спад. Просто нельзя на этом зацикливаться. Давать себе время отдохнуть и снова вперед. Впереди много работы.
Читайте также: «Есть ощущение пустоты»: популярный актер и телеведущий о своих чувствах во время войны
— Есть ли вещи, которые уже не вернутся в вашу жизнь?
— Даже не думал об этом. Сейчас стоит задача, чтобы выжила страна и остаться при этом ментально здоровым. Не задумываюсь над тем, что можно будет вернуть, потому что никогда страна уже не будет такой, как раньше. Ничего не вернется. Понимаю, тяжело в голове поставить «перепонку», но надо. Была жизнь до 24 февраля, а теперь будет только после. А какой она будет, зависит от нас всех…
— Готовы ли вы к зиме, которая может быть еще сложнее прошлой?
— Еще с той зимы у меня есть повербанки и газовая горелка. Я не выхожу на улицу без аптечки и двух турникетов. Они у меня в рюкзаке. Мы все на войне и всегда должны быть ко всему готовы. Потому что наш бешеный сосед никуда, к сожалению, не денется.
— Что мечтаете сделать, когда будет наша Победа?
— Не думаю об этом. Но точно буду плакать…
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в бою на восточном направлении погиб известный актер, звезда «Носорога», Евгений Светличный. Об этом сообщил режиссер Олег Сенцов, который сейчас также защищает Украину с оружием в руках.
1667Читайте нас в Facebook