«Волонтеры часто передают на фронт дроны, непригодные для использования»: почему так происходит
— Реалии нашего сегодняшнего дня: волонтеры привезли бойцам на фронт дроны и ни один из них не летает, не готов к использованию. А ребятам нужно выполнять боевые задания «здесь и сейчас», — рассказала «ФАКТАМ» Анна Новикова, президент общественного объединения Dream Ukraine, при поддержке которого работает инженерно-летная школа операторов БПЛА. — То есть военные просят волонтеров приобрести «птички», волонтеры покупают то, что нашли и на что имели деньги. Хорошо, если это хорошо собранные и настроенные «птички». Но случается и, условно говоря, «ну, шо смогли». Вот такие бестолковые беспилотники к нам неоднократно привозили военные, чтобы наши специалисты попытались донастроить «птичку» и научить ее летать, как положено. Эти случаи наглядно демонстрируют, что идея наладить сбор дронов «на каждой кухне» не слишком реалистична, потому что речь идет не только о сборке дронов, но и об их готовности к боевому применению в реальных условиях фронта.
«Обучение сборке дронов должно быть очным, а не дистанционным»
— Я чувствую личную ответственность за идею собирать дроны «на кухнях» граждан, потому что она была моим лозунгом, когда мы создавали нашу инженерную летную школу операторов БПЛА, — сказала заместитель президента ОО Dream Ukraine Наталья Куцкая. — Тогда Victory Drones (организация, которая сейчас выступила с проектом народного дрона. — Авт.) устраивала закрытые встречи организаций, имеющих отношение к дронам. Мы говорили на этих встречах, что в каждом доме в Украине люди должны собирать дроны и мы можем научить это делать. Теперь, имея около года опыта работы в сфере беспилотной авиации, вижу в таком подходе положительные и не очень хорошие стороны.
— В чем конкретно заключается сложность?
— Смотрите, собрать дрон можно за два часа — это бесспорный факт. Представьте, что тысячи людей начнут собирать дома. В результате будут десятки тысяч аппаратов. Что дальше? Надо проверить их качество. Для этого нужна армия контролеров. Нет сомнений, что они будут находить разный брак, в частности в настройке этих БПЛА. Выявлять такие упущения — это не простой процесс: у нас был случай, когда на поиск ошибки в настройке ушло 2 недели. Но этот этап очень важен, ведь ошибки могут проявиться уже на фронте при выполнении боевых задач. Поэтому необходимо, чтобы дроны собирали и настраивали квалифицированные кадры. Таких людей не очень много, и большинство из них уже задействованы на предприятиях по производству беспилотников. Поэтому «штамповать» качественные дроны, пригодные для выполнения боевых задач, «на каждой кухне», вероятно, нереально.
Читайте также: Худи с разрезанными швами на боках и рукавах: пошив адаптивной одежды для раненых взяли на себя женские швейные роты
— В таком случае что нужно сделать, чтобы все же реализовать идею народного дрона?
— Мы видим это так: сначала следует подготовить квалифицированных тьюторов (наставников). Они в своих городах будут учить желающих собирать беспилотники и, что важно, знать, где брать именно те комплектующие, которые нужны. В регионах с участием этих тьюторов следует создать мощные центры подготовки людей, которые будут реализовывать идею народного дрона, и обеспечить эти центры финансированием. Важный момент: обучение там должно быть очным, а не дистанционным, потому что в учебном процессе постоянно возникают ситуации, когда наставнику нужно видеть работу ученика и подсказывать, что и как следует исправить. Для примера возьмем пайку плат (Наталья демонстрирует одну из них). Видите, какая это сложная штука. Разобраться, что здесь и как, без постоянного присмотра наставника не просто тяжело, а крайне тяжело, потому что существует целая уйма нюансов.
— Квалифицированным инженерам также нужна такая система обучения сборке дронов?
— Я как раз хотела о них сказать: если у человека есть техническое образование и практический опыт работы по инженерной специальности, то для него онлайн-курсов может быть достаточно, чтобы научиться собирать трудоспособные БПЛА для фронта.
— Значит, выпускники, скажем, КПИ или Одесской политехники, смогут научиться собирать и настраивать дроны по роликам в YouTube?
— Онлайн, но не по роликам в YouTube. Знаю это точно, ведь сама прошла путь ютубовской науки в 2022 году. Помню, как три дня внимательно просматривала видеоролики о сборке дронов. Проблемой стало то, что я не понимала, где взять нужные комплектующие. Под видео были ссылки на необходимые компоненты в интернет-магазине AliExpress. Я переходила по этим ссылкам и читала, что такой товар уже не производится, а на что его можно заменить, мне было неизвестно. Так что вариант научиться по урокам в YouTube, вероятно, не очень реалистичен. Надо создавать онлайн-курс, на котором, в частности, учащиеся с техническим образованием смогут получить поддержку преподавателей — задавать вопросы, консультироваться с ними.
Читайте также: «Мы можем научить примерно миллион солдат за один год», — соучредитель компании Skiftech Юрий Лавренов
Скажу еще о финансовой части: комплектующие для несложного дрона стоят где-то 300 долларов. Также нужно купить пульт и очки виртуальной реальности, а это еще 15 тысяч гривен. Плюс все, что нужно для пайки. По замыслу Victory Drones, люди за свой счет должны покупать комплектующие и собирать из них дроны. Затем передавать их на проверку Victory Drones.
«Перед большой войной оборудование и технологии для производства линз для видеокамер, которые имела Украина, были распроданы»
— Какой, на ваш взгляд, оптимальный вариант для широких масс граждан помочь значительно увеличить производство дронов? — спрашиваю у президента Dream Ukraine Анны Новиковой.
— Донатить деньги на БПЛА, хорошо зарекомендовавшие себя на фронте.
— Кому конкретно донатить?
— Тем, кому доверяете. Рекламировать какой-то конкретный фонд не буду, потому что не знаю, какие именно беспилотники каждый из них закупает. Донатить — это хорошо. Но также актуально инвестировать в производство. Я знаю коллективы разработчиков, которые создали хорошие беспилотники и готовы приступить к серийному выпуску. Им нужны инвестиции.
Важно сказать еще о следующем: военным необходима надежная поставка БПЛА со стабильным качеством, тактико-техническими характеристиками и возможностью применять для конкретных боевых задач — будь то камикадзе, бомберы или разведчики
В Украине необходимо не только наращивать производство непосредственно БПЛА, но и комплектующих к ним — от элементной базы до двигателей. Было бы уместно наладить и выпуск собственных видеокамер для беспилотников. Но, к сожалению, перед большой войной оборудование и технологии производства линз для видеокамер, которые имела Украина, были распроданы.
Читайте также: Летающий робот для саперов: аппарат, созданный командой из Одессы, «видит» мины на глубине до полуметра под землей
«Приблизительно половина людей не смогут быть пилотами БПЛА из-за слабого вестибулярного аппарата»
— Чему конкретно учат в вашей инженерно-летней школе операторов БПЛА? — спрашиваю у заместителя президента Dream Ukraine Натальи Куцкой.
— В школе мы учим собирать БПЛА самолетного типа фактический каждого, кто этого хочет, независимо от его бекграунда — будь то юрист, финансист, инженер
— Ваша программа обучения учитывает запросы военных на фронте?
— Да, учитывает. Наши преподаватели постоянно контактируют с ними, поэтому знают актуальные потребности на войне и в какую сторону нам следует развиваться. Так что программа нашего курса инженеров-операторов БПЛА постоянно совершенствуется и расширяется.
— Когда очередная группа учащихся заканчивает ваш курс обучения, что дальше — где эти люди применяют полученные знания и навыки?
— Примерно половина идет на производство беспилотников. Некоторые создали собственные проекты. Кто-то мобилизовался в армию. Часть наших учеников — это военные. Они возвращаются на фронт и периодически просят создать те или иные технические средства. Мы стараемся выполнить их запросы.
— Как собирали команду школы?
— Нашли доноров, которые помогли закупить оборудование (оно достаточно дорогое). Откликнулись люди, ставшие преподавателями нашей школы. Они около месяца готовили учебный курс.
— Вы сказали о дорогом оборудовании. Что оно собой представляет?
— Ноутбуки (для полетов на симуляторе), виртуальные очки, пульты разных модификаций, проектор, наземная станция для командного пункта полетов, инструменты и материалы для пайки, оборудование для класса.
— В вашей школе большие группы?
— Нет, 12 учеников. С каждой группой работают два наставника, поэтому каждый курсант получает почти индивидуальное обучение. Главная идея школы — дать целостную картину и алгоритм как для разработчиков, так и для операторов беспилотников.
— Почему учите собирать беспилотные самолеты, а не дроны?
— Самолеты более сложные, поэтому работа с ними дает подготовку более высокого уровня. Тот, кто научился делать самолет, сделает дрон.
— У вашей школы есть собственная модель самолета?
— Нет. Берем стандартный массово выпускаемый фюзеляж. Боевые беспилотные самолеты «Небесная кара», которые используются на фронте, производятся на основе именно этого фюзеляжа. Эта модель очень хорошо держится в воздухе. Ее можно использовать по двум сценариям. Первый — это когда управляешь самолетом примерно так, как дроном (вручную наводишь на цель). Второй — загружаешь в бортовой компьютер задачу и самолет ее самостоятельно выполняет.
— За обучение в вашей школе нужно платить?
— Да, оно платное. Сумма, которую вносят наши ученики, идет на приобретение всего необходимого для их обучения, включая комплектующие и расходные материалы. Мы делим учащихся на группы по 4 человека, каждый из которых собирает самолет. То есть выдаем каждой из этих команд новую коробку с запчастями и фюзеляжем самолета. Они выполняют необходимую пайку плат, собирают и настраивают самолет. Затем с этими самолетами курсанты идут к нашим партнерам — в летную академию, где их учат летать на БПЛА. Академия имеет свой полигон.
— Сколько конкретно стоит курс?
— Для гражданских — 26 тысяч гривен. Военные платят 16 тысяч гривен.
— Самолеты, которые собирают ваши курсанты, предназначены для разведки или сброса бомб?
— Для разведки. Это, по сути, фотолет. Его разрабатывали в Китае под GoPro камеру. То есть человек покупает конструктор, собирает самолет, цепляет на него камеру, запускает в воздух и снимает, управляя полетом и съемкой по радио. В результате есть видео, сделанное с высоты.
Главное, что человек, который научился собирать такой самолет и управлять им в полете, справится и с другими типами беспилотников.
— Люди преимущественно какого возраста и каких специальностей записываются в вашу школу?
— В основном приходят ребята, которые или уже имели дело с электроникой, или имеют сильное желание заняться дронами (среди них были даже юристы).
— Девушки приходят?
— Да. Осенью у нас училась девушка, приехавшая на три недели из другого города. Она из команды, решившей наладить производство беспилотников для фронта.
— Любой может стать оператором дрона?
— Около половины людей не смогут быть пилотами БПЛА из-за слабого вестибулярного аппарата. Собственно, первый тест на профпригодность — это примерно полчаса поработать на симуляторе полетов в очках виртуальной реальности. Если тебя не стошнило, то можешь стать оператором дронов. Если стошнило — не подходишь.
— Это зависит от возраста?
— Нет. Не зависит ни от возраста, ни от пола. Ведь хороший вестибулярный аппарат — врожденный.
— Неужели развить вестибулярный аппарат невозможно?
— Возможно. Но для этого следует долго и упорно работать над его развитием.
— Как именно?
— Надо иметь компьютер с загруженной программой симулятора полетов, пульт и очки. Если каждый день тренироваться, со временем будет результат.
— Практика игры в компьютерные игры помогает стать хорошим пилотом?
— Да, это преимущество для пилотов дронов. Но, опять же, игроку нужно поработать в очках, только тогда можно делать выводы о профпригодности.
— Кого прежде всего вы хотели бы видеть среди учеников вашей школы? — задаю вопрос Анне Новиковой.
— Военных. Они наиболее мотивированы учиться, развиваться, производить качественный продукт. Мы поддерживаем связь с военными, которые у нас учились. Поэтому знаем, какие новые технологии применяет противник и чем следует заняться нашим разработчикам и инженерам в первую очередь. Противник очень быстро подстраивается под украинские инновационные разработки. Поэтому то, что сегодня летает, завтра летать не будет. Так что фактически каждые два месяца мы должны придумывать что-то новое.
— Что сейчас самое актуальное для беспилотной авиации на войне?
— Средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и антиРЭБ.
— Вы готовы к тиражированию вашей школы?
— Да. Тем, кто хочет создать такую же школу, мы готовы оказать консультативную помощь. Объясним, с чего следует начинать, как шаг за шагом развивать школу, какую материальную базу надо иметь. Сразу скажу: главное, чтобы у организаторов были квалифицированные инженеры и пилоты.
Ранее о разработке и производстве инновационной техники для фронта «ФАКТАМ» рассказал командир взвода отдельного механизированного батальона «Волки Да Винчи» старший лейтенант Александр Ябченко.
На фото в заголовке: Команды из 4 курсантов собирают под руководством наставника беспилотный самолет (Фото предоставлено Анной Новиковой)
Читайте нас в Facebook