ПОИСК
Украина

«Волонтеры часто передают на фронт дроны, непригодные для использования»: почему так происходит

12:20 2 февраля 2024
школа управления беспилотниками

— Реалии нашего сегодняшнего дня: волонтеры привезли бойцам на фронт дроны и ни один из них не летает, не готов к использованию. А ребятам нужно выполнять боевые задания «здесь и сейчас», — рассказала «ФАКТАМ» Анна Новикова, президент общественного объединения Dream Ukraine, при поддержке которого работает инженерно-летная школа операторов БПЛА. — То есть военные просят волонтеров приобрести «птички», волонтеры покупают то, что нашли и на что имели деньги. Хорошо, если это хорошо собранные и настроенные «птички». Но случается и, условно говоря, «ну, шо смогли». Вот такие бестолковые беспилотники к нам неоднократно привозили военные, чтобы наши специалисты попытались донастроить «птичку» и научить ее летать, как положено. Эти случаи наглядно демонстрируют, что идея наладить сбор дронов «на каждой кухне» не слишком реалистична, потому что речь идет не только о сборке дронов, но и об их готовности к боевому применению в реальных условиях фронта.

«Обучение сборке дронов должно быть очным, а не дистанционным»

— Я чувствую личную ответственность за идею собирать дроны «на кухнях» граждан, потому что она была моим лозунгом, когда мы создавали нашу инженерную летную школу операторов БПЛА, — сказала заместитель президента ОО Dream Ukraine Наталья Куцкая. — Тогда Victory Drones (организация, которая сейчас выступила с проектом народного дрона. — Авт.) устраивала закрытые встречи организаций, имеющих отношение к дронам. Мы говорили на этих встречах, что в каждом доме в Украине люди должны собирать дроны и мы можем научить это делать. Теперь, имея около года опыта работы в сфере беспилотной авиации, вижу в таком подходе положительные и не очень хорошие стороны.

— В чем конкретно заключается сложность?

— Смотрите, собрать дрон можно за два часа — это бесспорный факт. Представьте, что тысячи людей начнут собирать дома. В результате будут десятки тысяч аппаратов. Что дальше? Надо проверить их качество. Для этого нужна армия контролеров. Нет сомнений, что они будут находить разный брак, в частности в настройке этих БПЛА. Выявлять такие упущения — это не простой процесс: у нас был случай, когда на поиск ошибки в настройке ушло 2 недели. Но этот этап очень важен, ведь ошибки могут проявиться уже на фронте при выполнении боевых задач. Поэтому необходимо, чтобы дроны собирали и настраивали квалифицированные кадры. Таких людей не очень много, и большинство из них уже задействованы на предприятиях по производству беспилотников. Поэтому «штамповать» качественные дроны, пригодные для выполнения боевых задач, «на каждой кухне», вероятно, нереально.

Читайте также: Худи с разрезанными швами на боках и рукавах: пошив адаптивной одежды для раненых взяли на себя женские швейные роты

РЕКЛАМА

— В таком случае что нужно сделать, чтобы все же реализовать идею народного дрона?

— Мы видим это так: сначала следует подготовить квалифицированных тьюторов (наставников). Они в своих городах будут учить желающих собирать беспилотники и, что важно, знать, где брать именно те комплектующие, которые нужны. В регионах с участием этих тьюторов следует создать мощные центры подготовки людей, которые будут реализовывать идею народного дрона, и обеспечить эти центры финансированием. Важный момент: обучение там должно быть очным, а не дистанционным, потому что в учебном процессе постоянно возникают ситуации, когда наставнику нужно видеть работу ученика и подсказывать, что и как следует исправить. Для примера возьмем пайку плат (Наталья демонстрирует одну из них). Видите, какая это сложная штука. Разобраться, что здесь и как, без постоянного присмотра наставника не просто тяжело, а крайне тяжело, потому что существует целая уйма нюансов.

Чтобы научиться без ошибок паять платы для дронов, нужен наставник (фото автора)

РЕКЛАМА

— Квалифицированным инженерам также нужна такая система обучения сборке дронов?

— Я как раз хотела о них сказать: если у человека есть техническое образование и практический опыт работы по инженерной специальности, то для него онлайн-курсов может быть достаточно, чтобы научиться собирать трудоспособные БПЛА для фронта.

РЕКЛАМА

— Значит, выпускники, скажем, КПИ или Одесской политехники, смогут научиться собирать и настраивать дроны по роликам в YouTube?

— Онлайн, но не по роликам в YouTube. Знаю это точно, ведь сама прошла путь ютубовской науки в 2022 году. Помню, как три дня внимательно просматривала видеоролики о сборке дронов. Проблемой стало то, что я не понимала, где взять нужные комплектующие. Под видео были ссылки на необходимые компоненты в интернет-магазине AliExpress. Я переходила по этим ссылкам и читала, что такой товар уже не производится, а на что его можно заменить, мне было неизвестно. Так что вариант научиться по урокам в YouTube, вероятно, не очень реалистичен. Надо создавать онлайн-курс, на котором, в частности, учащиеся с техническим образованием смогут получить поддержку преподавателей — задавать вопросы, консультироваться с ними.

Читайте также: «Мы можем научить примерно миллион солдат за один год», — соучредитель компании Skiftech Юрий Лавренов

Скажу еще о финансовой части: комплектующие для несложного дрона стоят где-то 300 долларов. Также нужно купить пульт и очки виртуальной реальности, а это еще 15 тысяч гривен. Плюс все, что нужно для пайки. По замыслу Victory Drones, люди за свой счет должны покупать комплектующие и собирать из них дроны. Затем передавать их на проверку Victory Drones.

«Перед большой войной оборудование и технологии для производства линз для видеокамер, которые имела Украина, были распроданы»

— Какой, на ваш взгляд, оптимальный вариант для широких масс граждан помочь значительно увеличить производство дронов? — спрашиваю у президента Dream Ukraine Анны Новиковой.

— Донатить деньги на БПЛА, хорошо зарекомендовавшие себя на фронте.

— Кому конкретно донатить?

— Тем, кому доверяете. Рекламировать какой-то конкретный фонд не буду, потому что не знаю, какие именно беспилотники каждый из них закупает. Донатить — это хорошо. Но также актуально инвестировать в производство. Я знаю коллективы разработчиков, которые создали хорошие беспилотники и готовы приступить к серийному выпуску. Им нужны инвестиции.

Важно сказать еще о следующем: военным необходима надежная поставка БПЛА со стабильным качеством, тактико-техническими характеристиками и возможностью применять для конкретных боевых задач — будь то камикадзе, бомберы или разведчики и т. д.

В Украине необходимо не только наращивать производство непосредственно БПЛА, но и комплектующих к ним — от элементной базы до двигателей. Было бы уместно наладить и выпуск собственных видеокамер для беспилотников. Но, к сожалению, перед большой войной оборудование и технологии производства линз для видеокамер, которые имела Украина, были распроданы.

Читайте также: Летающий робот для саперов: аппарат, созданный командой из Одессы, «видит» мины на глубине до полуметра под землей

«Приблизительно половина людей не смогут быть пилотами БПЛА из-за слабого вестибулярного аппарата»

— Чему конкретно учат в вашей инженерно-летней школе операторов БПЛА? — спрашиваю у заместителя президента Dream Ukraine Натальи Куцкой.

— В школе мы учим собирать БПЛА самолетного типа фактический каждого, кто этого хочет, независимо от его бекграунда — будь то юрист, финансист, инженер и т. д. Мы даем базовые знания и навыки, необходимые для сбора беспилотного самолета. Также — теоретическую часть: метеорологию, аэродинамику, картографию, инженерию. После этого учащиеся тренируются управлять беспилотником на компьютерном симуляторе. Финальная часть — курсанты отправляются на полигон, где учатся летать на беспилотниках, которые собрали своими руками.

Курсанты учатся собирать беспилотники и управлять ими (Фото предоставлено Анной Новиковой)

— Ваша программа обучения учитывает запросы военных на фронте?

— Да, учитывает. Наши преподаватели постоянно контактируют с ними, поэтому знают актуальные потребности на войне и в какую сторону нам следует развиваться. Так что программа нашего курса инженеров-операторов БПЛА постоянно совершенствуется и расширяется.

— Когда очередная группа учащихся заканчивает ваш курс обучения, что дальше — где эти люди применяют полученные знания и навыки?

— Примерно половина идет на производство беспилотников. Некоторые создали собственные проекты. Кто-то мобилизовался в армию. Часть наших учеников — это военные. Они возвращаются на фронт и периодически просят создать те или иные технические средства. Мы стараемся выполнить их запросы.

— Как собирали команду школы?

— Нашли доноров, которые помогли закупить оборудование (оно достаточно дорогое). Откликнулись люди, ставшие преподавателями нашей школы. Они около месяца готовили учебный курс.

— Вы сказали о дорогом оборудовании. Что оно собой представляет?

— Ноутбуки (для полетов на симуляторе), виртуальные очки, пульты разных модификаций, проектор, наземная станция для командного пункта полетов, инструменты и материалы для пайки, оборудование для класса.

— В вашей школе большие группы?

— Нет, 12 учеников. С каждой группой работают два наставника, поэтому каждый курсант получает почти индивидуальное обучение. Главная идея школы — дать целостную картину и алгоритм как для разработчиков, так и для операторов беспилотников.

— Почему учите собирать беспилотные самолеты, а не дроны?

— Самолеты более сложные, поэтому работа с ними дает подготовку более высокого уровня. Тот, кто научился делать самолет, сделает дрон.

— У вашей школы есть собственная модель самолета?

— Нет. Берем стандартный массово выпускаемый фюзеляж. Боевые беспилотные самолеты «Небесная кара», которые используются на фронте, производятся на основе именно этого фюзеляжа. Эта модель очень хорошо держится в воздухе. Ее можно использовать по двум сценариям. Первый — это когда управляешь самолетом примерно так, как дроном (вручную наводишь на цель). Второй — загружаешь в бортовой компьютер задачу и самолет ее самостоятельно выполняет.

— За обучение в вашей школе нужно платить?

— Да, оно платное. Сумма, которую вносят наши ученики, идет на приобретение всего необходимого для их обучения, включая комплектующие и расходные материалы. Мы делим учащихся на группы по 4 человека, каждый из которых собирает самолет. То есть выдаем каждой из этих команд новую коробку с запчастями и фюзеляжем самолета. Они выполняют необходимую пайку плат, собирают и настраивают самолет. Затем с этими самолетами курсанты идут к нашим партнерам — в летную академию, где их учат летать на БПЛА. Академия имеет свой полигон.

— Сколько конкретно стоит курс?

— Для гражданских — 26 тысяч гривен. Военные платят 16 тысяч гривен.

— Самолеты, которые собирают ваши курсанты, предназначены для разведки или сброса бомб?

— Для разведки. Это, по сути, фотолет. Его разрабатывали в Китае под GoPro камеру. То есть человек покупает конструктор, собирает самолет, цепляет на него камеру, запускает в воздух и снимает, управляя полетом и съемкой по радио. В результате есть видео, сделанное с высоты.

Главное, что человек, который научился собирать такой самолет и управлять им в полете, справится и с другими типами беспилотников.

— Люди преимущественно какого возраста и каких специальностей записываются в вашу школу?

— В основном приходят ребята, которые или уже имели дело с электроникой, или имеют сильное желание заняться дронами (среди них были даже юристы).

— Девушки приходят?

— Да. Осенью у нас училась девушка, приехавшая на три недели из другого города. Она из команды, решившей наладить производство беспилотников для фронта.

— Любой может стать оператором дрона?

— Около половины людей не смогут быть пилотами БПЛА из-за слабого вестибулярного аппарата. Собственно, первый тест на профпригодность — это примерно полчаса поработать на симуляторе полетов в очках виртуальной реальности. Если тебя не стошнило, то можешь стать оператором дронов. Если стошнило — не подходишь.

Обязательный этап программы – упражнения на симуляторе полетов (Фото предоставлено Анной Новиковой)

— Это зависит от возраста?

— Нет. Не зависит ни от возраста, ни от пола. Ведь хороший вестибулярный аппарат — врожденный.

— Неужели развить вестибулярный аппарат невозможно?

— Возможно. Но для этого следует долго и упорно работать над его развитием.

— Как именно?

— Надо иметь компьютер с загруженной программой симулятора полетов, пульт и очки. Если каждый день тренироваться, со временем будет результат.

— Практика игры в компьютерные игры помогает стать хорошим пилотом?

— Да, это преимущество для пилотов дронов. Но, опять же, игроку нужно поработать в очках, только тогда можно делать выводы о профпригодности.

— Кого прежде всего вы хотели бы видеть среди учеников вашей школы? — задаю вопрос Анне Новиковой.

— Военных. Они наиболее мотивированы учиться, развиваться, производить качественный продукт. Мы поддерживаем связь с военными, которые у нас учились. Поэтому знаем, какие новые технологии применяет противник и чем следует заняться нашим разработчикам и инженерам в первую очередь. Противник очень быстро подстраивается под украинские инновационные разработки. Поэтому то, что сегодня летает, завтра летать не будет. Так что фактически каждые два месяца мы должны придумывать что-то новое.

— Что сейчас самое актуальное для беспилотной авиации на войне?

— Средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и антиРЭБ.

Анна Новикова: «Противник быстро подстраивается под украинские инновационные разработки. Так что фактически каждые два месяца мы должны придумывать что-то новое» (Фото предоставлено Анной Новиковой)

— Вы готовы к тиражированию вашей школы?

— Да. Тем, кто хочет создать такую же школу, мы готовы оказать консультативную помощь. Объясним, с чего следует начинать, как шаг за шагом развивать школу, какую материальную базу надо иметь. Сразу скажу: главное, чтобы у организаторов были квалифицированные инженеры и пилоты.

Ранее о разработке и производстве инновационной техники для фронта «ФАКТАМ» рассказал командир взвода отдельного механизированного батальона «Волки Да Винчи» старший лейтенант Александр Ябченко.

На фото в заголовке: Команды из 4 курсантов собирают под руководством наставника беспилотный самолет (Фото предоставлено Анной Новиковой)

1306

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров