Самая большая драка вспыхнула у дверей Верховного Совета Крыма: 10 лет назад крымские татары попытались помешать российской оккупации полуострова
- С этим крымскотатарским флагом я прошел всю Революцию Достоинства в Киеве, а затем 26 февраля 2014 года был с ним в Симферополе на площади возле Верховного Совета Крыма, когда многие тысячи крымских татар собрались на мирный протест, чтобы помешать депутатам-предателям собраться на заседание, чтобы совершить преступление — проголосовать за просьбу включить Крым в состав россии, — рассказал «ФАКТАМ» участник Евромайдана Эрфан Кудусов. Мы с ним встретились на открытии в Национальном музее истории Украины выставки «33/10″ к 10-летию сопротивления российской агрессии», одним из экспонатов которой стал крымскотатарский флаг, подаренный музею Эрфаном. Он рассказал нам, как ровно 10 лет назад крымские татары попытались помешать российской оккупации Крыма. Ранее «ФАКТЫ» писали, что российское «решение украинского вопроса» заключается в культурном геноциде, считает журналист Павел Казарин.
«Родственники и друзья следили, чтобы я не бросился в драку — они меня оттащили со словами: «Или тебя побьют. Или ты кого-нибудь прибьешь»
- Когда начался Евромайдан, я работал в Киеве директором одного из предприятий, — рассказал «ФАКТАМ» Эрфан Кудусов. — До обеда исполнял служебные обязанности, раздавал поручение подчиненным и ехал на Евромайдан — я уверен, что это был мой гражданский долг. Я в те дни (а именно 13 декабря 2013 года) заказал крымскотатарский флаг — наверное, самый большой (где-то 2,5 на 1,5 метра) в то время в Киеве. У меня было внушительных размеров (6 метров высотой) древко, на котором повесил этот флаг. Я покупал на Лукьяновском рынке гору лимонов и вез на Майдан, потому что люди говорили, что лимоны могут помочь при отравлениях газом, который применял против митингующих «Беркут». Продавцы отпускали мне лимоны со скидкой, потому что относились ко мне с уважением, знали для кого эти фрукты.
— На Майдане была крымскотатарская сотня?
— Нет. Однако в Симферополе тогда тоже был Евромайдан. Большинство участников составляли крымские татары. Периодически кто-то из них приезжал в Киев, готовил для майдановцев котлы плова.
Сразу после победы над властью януковича я поехал с флагом, который был со мной во время Революции Достоинства, в Крым. А через три дня — 26 февраля вместе со многими тысячами крымских татар и других патриотически настроенными людьми пришел на площадь перед Верховным Советом Крыма, чтобы помешать депутатам автономии собраться на заседание и совершить преступление — попросить россию принять в ее состав Крым (большинство депутатов продались оккупантам). Накануне Меджлис крымскотатарского народа призвал людей поучаствовать в мирной акции протеста. Первыми ранним утром на площадь пришли жители Симферополя, впоследствии подтянулись люди из других частей Крыма — из Сак, Евпатории
Читайте также: Больше всего любил Украину: в бою с оккупантами погиб крымский татарин
— Тогда на площади собралось много поклонников оккупантов?
— Значительную часть дня их было крайне мало — примерно 100 человек, преимущественно пожилые женщины, приехавшие из Севастополя. Но впоследствии появилось около тысячи пророссийских граждан. Поскольку я тогда только с Евромайдана приехал, то у меня на душе кипело, когда видел негодяев, выкрикивавших пророссийские лозунги. Родственники и друзья видели это и следили, чтобы я не бросился в драку — они меня оттащили со словами: «Или тебя побьют, или ты кого-нибудь прибьешь». А там как раз уже начали вспыхивать стычки между проукраинскими митингующими и предателями (вполне возможно агентурой ФСБ). Если бы началась серьезная потасовка, то шансов победить наши оппоненты фактически не имели, ведь нас было на площади примерно 10 тысяч. Это процентов 90 от общего количества собравшихся там людей.
Самая большая драка возникла у дверей Верховного Совета Крыма. Предатели забаррикадировались внутри, не пускали наших в здание. Другие изменники удерживали подступы к дверям и провоцировали драку.
— Именно они провоцировали?
— Да. Важно понимать, что мы не хотели доводить до насилия. А пророссийские митингующие намеренно нарывались на конфликт. Рядом стояла украинская милиция и не вмешивалась, хотя могла в зародыше положить конец попыткам наших оппонентов затевать драки.
— В ходе стычек были пострадавшие?
— Да. У участников драк были синяки, ушибы, если не ошибаюсь, даже переломы костей. К сожалению, один пожилой человек умер, но не от ударов, а из-за сердечного приступа — обстановка была нервная, бушевали эмоции.
«Мы обращались в СБУ и милицию: дайте нам оружие, мы возьмем под контроль Верховный Совет Крыма»
— В тот день удалось не пустить депутатов автономии в помещение Верховного Совета АРК. Был ли у крымских татар план, что делать дальше?
— Мы обращались к сотрудникам СБУ и милиции: дайте нам оружие, мы возьмем под контроль Верховный Совет Крыма, не позволим депутатам провести незаконное голосование. Нам отказали. Но все равно, как вы правильно заметили, 26 февраля мы депутатов в здание не пустили, голосование в тот день не состоялось. Я отправился домой в Ялту. На следующее утро проснулся в семь и прочитал новость — диверсанты захватили здание Верховного Совета Крыма. Украинские силовые структуры этому не помешали. Могли ли мы, крымские татары спасти ситуацию? Думаю, нет. Что может безоружное гражданское общество сделать против вооруженных диверсантов? Кстати, впоследствии стало известно, что в Крыму Присяге изменили 70% военных, 90% сотрудников СБУ и милиции.
— И все же рассматривалась ли возможность снова собрать крымских татар и других патриотически настроенных людей у здания Верховного Совета Крыма, чтобы продолжить открытую борьбу?
- На сколько мне известно, нет. Знаю, что из Киева в Меджлис крымскотатарского народа тогда звонили с просьбами: воздерживайтесь от конфликтов. К крымским татарам приходили милиционеры и угрожали: даже не думайте протестовали, иначе начнем арестовывать. В значительной степени руками предателей из числа силовиков был подавлен крымскотатарский протест. Что мы не могли противопоставить без оружия? В Крыму было 17 тысяч украинских военных. У них не хватило духа противостоять врагу.
Чтобы создать атмосферу страха, оккупанты и их местные приспешники начали тайно похищать крымских татар. Судьба похищенных до сих пор неизвестна — людей, скорее всего, убили. Первым исчез активист Ришат Аметов. За несколько недель в феврале-марте 2014 года оккупанты похитили примерно 20 крымских татар.
— Многие украинские военные не изменили Присяге. Крымские татары оказывали им поддержку?
- Да, активно поддерживали — волонтерили вместе с патриотически настроенными людьми других национальностей. Например, экипажу тральщика «Черкаси» (о нем впоследствии был снят художественный фильм — Авт.) крымские татары помогали средствами связи и продовольствием. Без этой поддержки морякам пришлось бы голодать.
Читайте также: «Больше всего дезертиров было в СБУ»: стали известны шокирующие моменты первых недель войны
— Вам и вашей семье удалось избежать репрессий?
— Да, потому что я с семьей (у меня четверо детей) уехал последним поездом Симферополь-Киев 28 февраля 2014 года. С того времени ни разу дома не был. Если бы я попытался посетить Крым, у меня были бы серьезные проблемы.
— Ваше детство прошло в депортации?
- Да. Я вернулся из депортации домой в родной Крым 33 года назад. Смотрю на истории современной Украины через призму судьбы крымскотатарского народа и, в частности, моей семьи. Половина нашей семьи погибла во время депортации 1944 года. Моему отцу тогда было 2 года. Вышло так, что, когда 28 февраля 2014-го я был вынужден из-за российских оккупантов уехать с семьей из Крыма, моим детям-близнецам тоже было 2 года.
Скажу прямо: в Крыму существовала многочисленная пятая колонна и де-факто — российская автономия. А крымскотатарской автономии не было. Нет ее и сейчас. Поэтому прошу справедливости для моего народа — нам нужна автономия. Ее провозглашение должно быть решение не только политиков, элит, но прежде всего народа Украины. Кстати, вскоре после того, как Украина стала независимой, известный политик Вячеслав Чорновил сказал: самой высокой справедливостью для Крыма будет провозглашение там крымскотатарской автономии.
Напомним, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов подробно объяснил, что украинская власть будет делать для освобождения временно оккупированного россиянами Крыма.
На фото в заголовке: во время противостояния 26 февраля сторонники «русского мира» (скорее всего, агентура фсб) прилагали безумные усилия, чтобы не допустить крымских татар в здание Верховного Совета Крыма, которое на следующей ночью захватили российские диверсанты. Фото Stanislav Yurchenko (RFE/RL)
643Читайте нас в Facebook