«В Париже были целые улицы со швейными мастерскими, которые обшивали исключительно кукол», — музейный реставратор Ольга Буравчук
А хранит ли ваша память воспоминания о них? Если да, возможно, эта статья вернет вас в счастливые времена детства.
В интервью «ФАКТАМ» музейный реставратор Ольга Буравчук, которая ранее знакомила читателей с интересными фактами о коллекционных куклах, мишках, кукольных домиках и детских книгах рецептов, рассказала об антикварной одежде для кукол, которая очень ценится коллекционерами.
«Иногда более ранние ткани могут быть в лучшем состоянии, чем те, что выпущены позже»
— В мире есть немало коллекционеров кукол, — говорит Ольга Буравчук. — Особенно ценной является антикварная кукла, которой более чем полвека, в родном наряде. Кукла в оригинальной старинной одежде — редкость. Она может стоить не одну тысячу евро или долларов. Существует даже рынок реплик кукольной антикварной одежды. Во Франции есть несколько фирм, которые изготавливают аналоги старинных костюмов и обуви для кукол. Эти фирмы работают еще с 1930—1950-х годов прошлого века. Ценовой диапазон разный. Кукольное платье, сшитое по старинным лекалам из антикварной ткани того времени, как и кукла, может стоить до двух тысяч евро.
— Фантастика!
— Эти же фирмы часто занимаются и реставрацией костюмов и аксессуаров. Сейчас немало кукол выпускаются в одежде детского покроя. Но так было не всегда. Детская одежда в современном понимании появилась только после Первой мировой войны. До этого детей одевали в одежду такого же кроя, что и у взрослых. Но она была немного короче, и крой иногда был проще. Поэтому наряды для малышей фактически была уменьшенной копией одежды, предназначенной для взрослых. Детская мода как таковая появилась в Европе не ранее XVIII века. В XVI веке мальчиков до шести лет одевали практически так, как девочек. В XVIII веке детский гардероб стал меняться, приобретая удобство.
— Ценится ли антикварная кукольная одежда без куклы?
— Есть коллекционеры, для которых кукольный костюм представляет отдельный интерес. Тем более что антикварные платья иногда являются даже большей редкостью, чем куклы… Объясняется это тем, что одежда выпускалась меньшим тиражом, чем куклы, а ткани, из которых она пошита, быстро изнашивались: пылились, покрывались пятнами, теряли цвет под действием солнечного света. Иногда одежда не только побита молью, но и повреждена чердачными мышами. Все это результаты небрежного хранения куклы. Например, роскошный наряд для куклы французской фирмы Жюмо найти гораздо сложнее, чем куклу.
Платья отличались сложным, изысканным и порой асимметричным кроем. Для них использовались качественные ткани, богатая отделка. На рукаве или нашивке внутри часто крепилась фирменная голубая шелковая лента с надписью золотыми буквами Bebe Jumeau… К сожалению, владельцы кукол порой не очень ценили оригинальную кукольную одежду. Они с легкостью переодевали фарфоровых красавиц в наряды, пошитые по моде начала XX века, а оригинальные платья иногда выбрасывали. Так или иначе антикварной кукольной одежды с каждым годом становится все меньше, а ее ценителей — больше.
— Настоящее удовольствие до мелочей рассматривать старинные наряды: текстуру ткани, безупречные швы, шнуровку… В воображении оживает история.
— Интересно, что иногда более ранние ткани могут быть в лучшем состоянии, чем выпущенные позже. Потому что порой те, что постарше, качественнее, особенно это касается шелка. Одежда 1860−1880-х годов довольно часто остается в хорошем состоянии, только некоторые места выцветают и есть потертости в складках.
«Кукольная мода следовала за детской, а иногда даже опережала ее»
— Нередко дорогие куклы продавались с целыми гардеробами, в которых были и домашнее платье, и костюмы на все сезоны, и наряды для визитов. Все по моде того времени, — продолжает Ольга Буравчук, — Гардеробы дополнялись одеждой, сшитой для кукол в домашнем кругу. Наряды мастерили по журнальным выкройкам преимущественно из лоскутков тканей. Кстати, в начале прошлого века начали выпускаться детские швейные машинки и книги с выкройками. Девочки с помощью матерей или гувернанток могли сшить любимой кукле то, что хотели.
Читайте также: «В кругах европейской аристократии кукольные домики всегда были желанным подарком на Рождество», — музейный реставратор Ольга Буравчук
Но все же самые лучшие костюмы создавали профессиональные модистки, которые работали как дома, так и в мастерских. Зажиточные семьи часто пользовались услугами швеи, которая обшивала всю семью: взрослых, детей, а одновременно и кукол. В начале XX века существовала мода, когда родителям и детям шили из одной ткани и одного фасона. Так как ткани были дорогие, модистки обычно отдавали все лоскутки заказчикам. Из этих обрезков с учетом модных тенденций и создавались наряды для кукол.
— Кукольные наряды такие красивые! По ним можно изучать историю моды…
— Да. Ведь владельцы кукольных мануфактур пользовались услугами лучших модисток. В середине позапрошлого — начале прошлого века в Париже были целые улицы со швейными мастерскими, которые обшивали исключительно кукол и отправляли в магазины огромное количество сундуков с роскошными нарядами. Кукольная мода следовала за детской, а иногда даже опережала ее.
— Какая кукольная обувь самая ценная?
— Как и одежда, та, что родная для куклы. Она обычно шилась из тех же материалов и по тем же фасонам, что и детская. Обувь плохо хранится, как и одежда, она рвется или теряется.
«Сумочки для кукол часто декорировали гобеленовой или бисерной вышивкой»
— Особенно изысканы кукольные аксессуары: шляпки, сумочки, броши… Однако, наверное, они в хорошем состоянии доходят до наших дней еще реже, чем кукольная одежда…
— Это правда. Соломенные и кружевные шляпки быстро приходят в негодность, перья ломаются и «лысеют» от времени, их очень любит моль. У куклы мог быть полный набор аксессуаров того времени: веера, сумочки, зонтики… Сумочки часто декорировали гобеленовой или бисерной вышивкой. Иногда у кукол проколоты уши — к ним полагались серьги.
— Реставрируете ли вы одежду и обувь кукол?
— Довольно часто коллекционеры обращаются ко мне с просьбой привести в порядок оригинальную одежду куклы. Реставрация одежды — сложный процесс, он требует немало знаний и навыков. Важно и понимание свойств тканей, и знание истории… Часто коллекционеры заказывают копии старинных костюмов. Они создаются из антикварных тканей и кружева. И даже нити используются не современные, а прошлых времен.
Ранее реставратор Ольга Буравчук рассказала увлекательную историю создания самой любимой игрушки детей во всем мире — плюшевого мишки.
Читайте также: «Мои игрушки сами решают, какими им быть. И я никогда с ними не спорю», — мастер Ирина Попова
Фото из альбома Ольги Буравчук
852Читайте нас в Facebook