«Антикварная кукла сегодня может стоить 5 тысяч евро и больше», — реставратор Ольга Буравчук
И эта тема интересна не только детям, но и взрослым.
В этом вы убедитесь, прочитав интервью музейного реставратора Ольги Буравчук, которая восстанавливает кукол, их наряды и даже возвращает им родной голос.
«Самыми дорогими считаются немецкие и французские фарфоровые куклы»
— Я музейный реставратор, — говорит Ольга Буравчук. — По роду своей деятельности реставрирую старинные вещи. В музее это могут быть экспонаты: и деревянный херувимчик, и фарфоровая скульптурка… Кроме того, ко мне обращаются с просьбой восстановить семейные раритеты разные люди. Чаще всего это фарфоровые статуэтки, предметы сервизов и… куклы. Обычно те куклы, которые достались от бабушек и прабабушек или куплены на барахолках, в интернете или антикварных магазинах.
Реставрировать кукол мне приходится чаще всего. Люди коллекционируют разные куклы: кто-то винтажные пластиковые, кто-то антикварные фарфоровые. И та, и другая категория требует чистки и починки. Большой интерес для коллекционеров представляют антикварные куклы с фарфоровыми головками. Как известно, родиной фарфора является Китай, искусство создания кукол из этого твердого материала зародилось в 18-м веке во Франции. Для создания бледного оттенка с матовым эффектом на лице использовали неглазированный материал, а глаза были сделаны из прозрачного стекла. Все это делало игрушки реалистичными, потому спрос на них вырос очень быстро.
— Интересно!
— Популяризации кукол и созданию их из фарфора способствовало стремление Франции к закреплению своей позиции законодательницы мод. Задача была простая — как можно быстрее распространять новые веяния моды и современные тенденции в широкие массы. И еще в XVII веке создавались специальные фарфоровые куклы, предназначенные для рассылки в другие страны. Они дополнялись множеством разнообразной одежды, аксессуаров и даже косметики. Это были своего рода уменьшенные варианты манекенов. Такой своеобразный наглядный журнал мод с новыми модными тенденциями.
«Золотой век» фарфоровой куклы приходится на 1870−1920 годы. Куклы стали производить миллионными тиражами. Позже фарфор начинают заменять более современные и дешевые материалы — папье-маше, пластик. Сейчас чаще всего это винил. Самыми дорогими считаются немецкие и французские фарфоровые куклы. Они изготовлены на самом высоком уровне. Даже маленькие фарфоровые куклы имеют достаточно высокую цену.
— Из чего, кроме фарфора, изготовлялись винтажные куклы?
— До появления в Европе фарфоры кукол изготовляли из дерева, папье-маше, реже воска. В 1840 году началось массовое производство фарфоровых головок. Часто их продавали отдельно, без туловища, иногда в наборе с ручками и ножками для самостоятельного ручного творчества, а женские журналы печатали выкройки кукольных тел и платьев. Игрушки были дорогими и передавались по наследству. В послевоенное время в 1950-х годах начинают появляться кустарные куклы, которые подражают образцам столетней давности. В основном в США, Великобритании и Германии.
«Аристократы покупали кукол с наборами туалетов для своих детей, прививая им правильный вкус»
— По какому принципу коллекционируют кукол?
- Кукол можно собирать по стране-производителю, по периоду создания, по авторам-производителям или по внешним признакам. Цена кукол назначается с учетом роста и количества использованного фарфора при изготовлении куклы, а также учитывается тираж. Фарфоровые куклы снабжались целым набором туалетов для выходов в свет. Многие аристократы покупали таких кукол для своих детей, прививая им правильный вкус и манеры.
Такие фарфоровые куклы изображали взрослых людей, но однажды в середине XIX века французы создали известную куклу Bebe в виде девочки-ребенка. Это была революция в производстве кукол, после чего кукла постепенно из игрушки только для богатых перешла в категорию игрушек для широких масс. Первые куклы в промышленных объемах также стали делать во Франции. Оставив фарфоровыми только голову, руки и ноги, производители значительно удешевили стоимость производства кукол.
Немецкие фабриканты пошли дальше — они начали сотрудничать несколькими корпорациями, то есть один фабрикант производил только фарфоровую головку, другой — тело. Поэтому у начинающих коллекционеров возникает путаница — кто же производитель? Также тогда начали использовать труд надомников — на фабриках производили детали куклы, например головки, а надомники уже делали все остальное — кожаные, композитные или деревянные тела, шили парики, одежду, вставляли глаза.
Упростился и наряд кукол. Фабриканты, чтобы сделать куклы дешевле, начали выпускать их без одежды или только в нижнем белье. Это могла быть простого кроя ночная рубашка из дешевой белой ткани, напоминавшей марлю. Иногда эти рубашечки украшались лентами или бантиком — и вот уже легкое простое платьице. Такой способ удешевил куклы до того, что они стали доступны большинству людей.
Читайте также: «Кукол в моих одеждах покупают коллекционеры из многих стран мира», — мастер Валентина Колошенко
— Какие куклы пользуются наибольшим спросом в кругах коллекционеров?
— Сегодня многие коллекционируют фарфоровые куклы. Немецкие и французские производители коллекционных кукол считаются самыми лучшими. И не только по качеству фарфора, но и по достоверности наряда кукол. Эти коллекции в точности воспроизводят моду эпохи. Собирание такой коллекции очень интересное и увлекательное хобби. Серьезные коллекционеры так хорошо знают все модные детали эпох, что могут читать лекции по истории моды. Особенно ценятся авторские фарфоровые куклы. Иногда их создают для некоторых людей. Современную куклу ручной работы можно купить от 300 до 1500 евро. Антикварная же кукла сегодня может стоить 5 тысяч евро и больше. Цена зависит от производителя, истории и состояния куклы.
«Для коллекционеров важно, чтобы вещь была похожа на новую»
— Вместе с появлением кукол появляются кукольные домики, кукольная мебель, посуда и аксессуары, — продолжает рассказ Ольга Буравчук. — Мебель делают с большим усердием и любовью к деталям — это практически мебель в миниатюре. На ее изготовление идет дерево, кожа, драгоценные ткани. Посуда изготавливается из фарфора и стекла. Существует и отдельная ветвь коллекционирования — коллекции кукольной посуды.
Как и в 19 веке, сейчас фарфоровая кукла в доме — это признак состоятельности и респектабельности. История фарфоровых кукол насчитывает не так много существенных изменений в технологии изготовления. Одним из них стало появление новых материалов к концу 19 века. В качестве основного материала стали использовать бисквитный фарфор. Этот материал появился вместе с модой на болезненную бледность лиц юных девушек. Такой оттенок кожи придавал утонченность, аристократичность и свидетельствовал о благородном происхождении. Обычно лицо куклы несет в себе идеал красоты своего времени. В основном это неигровые или полуигровые очень дорогие куклы. Они в большинстве своем украшают интерьер.
Читайте также: «Когда выкладываю фото своей мебели в соцсетях, многие думают, что она настоящая, а не кукольная», — мастер Валерий Забережный
— Как вы реставрируете кукол?
— Реставрация кукол достаточно сложное занятие. К сожалению, с каждым годом куклы становятся все старее, а огрехи производства и износ материалов играют свою роль. Конечно, ценятся куклы наиболее «неигранные» в родной одежде и упаковке (коробке), но такие куклы — редкость. Следующими по популярности у коллекционеров идут куклы, которых хранили в хороших условиях — и без реставрации (речь идет о целостности фарфора, глаз). При продаже таким куклам даже делают «тест на свет». В темноте подсвечивают головку куклы изнутри фонариком, чтобы обнаружить, есть ли какие-то изъяны — трещины, сколы — и была ли реставрация. Следующая категория — куклы с минимальной реставрацией — перетяжка, замена парика (и, не дай бог, на искусственный). Меньше ценятся куклы, к которым приложили руки реставраторы. Эти куклы стали выглядеть хорошо, но это уже искусство реставратора…
Таким образом, сделать куклу такой, какой она была в начале, можно, но ценность ее будет гораздо меньше, хотя я считаю, что правильная реставрация все же нужна. Это поможет прожить кукле еще не одно десятилетие. Иногда реставраторы восстанавливают куклы практически из пепла. Как и в обычной, в кукольной реставрации существует градация — для коллекционеров и для музея или для дома. Если в реставрации для музея важно показать, где работа реставратора, а где оригинал, то для коллекционеров важно, чтобы вещь походила на новую и не видно было работы реставратора.
— Что самое сложное в вашей работе7
— Наверное, это реставрация фарфора и глаз. Непросто реставрировать и кожаные тела. Кожа со временем становится хрупкой и неэластичной — и при малейшем движении рвется. Фарфор восстанавливается несколькими способами. Это может быть обычная склейка современными реставраторскими клеями, восстановление целостности композитными материалами — иногда стоматологическими. Для реставрации глаз употребляется современный ювелирный клей. Однако бывает, что восстановить глаза невозможно. Тогда я ищу кукольные глазки на антикварных рынках или заказываю новые на мануфактурах, которые на этом специализируются. Подобрать и правильно вставить глаза — сложная задача, а если они еще и подвижные, то двойная.
Читайте также: «Моих сказочных зверушек не раз принимали за настоящих», — мастер Ирина Попова
Самое же сложное — восстановить родной голос куклы. Проблема существует и с антикварной одеждой и обувью. Одежда шилась из натуральных тканей и часто рассыпается на куклах даже от прикосновения. Если есть возможность отреставрировать ее, это очень ценится. Хотя лучший вариант — это, конечно, родная одежда в хорошем состоянии. Если ее невозможно отреставрировать, то шьется копия одежды. Используются либо современные натуральные ткани, либо, что лучше и ценнее, — антикварные.
— Что вас вдохновляет в творчестве?
- Сама кукла. Хочется, чтобы она снова стала красивой.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что проданная с аукциона кукольная Ольга Харлан помогла бойцам ВСУ.
Ранее эксперт по туризму Марина Белоножко рассказала о лучших рождественских и новогодних турах.
Фото из альбома Ольги Буравчук
1447Читайте нас в Facebook