Борщ из петуха, сладкие мандрики и освящение хлеба: как отмечают праздник Петра и Павла и что строго запрещается делать в этот день
День Петра и Павла — большой христианский праздник. Теперь украинцы отмечают его по новоюлианскому календарю 29 июня (ранее было 12 июля). Святые апостолы Павел и Петр — главные ученики Иисуса, которые до конца своей жизни сохранили верность Господу и распространяли в народе веру во Христа. Петр — первый из апостолов, признавший Иисуса Христа мессией. Он возглавил общину христиан после Иисуса. Павел — бывший гонитель христианства, который раскаялся и стал горячим проповедником учения. Оба были казнены за свои убеждения. После смерти апостолов их стали почитать как святых, а праздник связывают с днем перенесения мощей Петра и Павла в Риме.
В народе праздник известен как Петров день, Петра, Петр, Петр-Павел. В народных традициях он знаменует окончание Зеленых праздников, прощание с весной и подготовку к сенокосу и жатве. Как раз стоят теплые дни, лето щедро одаривает плодами. А Петра считали покровителем зерна. Своими покровителями святых называли земледельцы, пастухи, моряки и рыбаки. О некоторых обычаях, приметах и традициях дня Петра и Павла напомнила «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
О чествовании этих апостолов известно еще с IV века
— 29 июня православные и греко-католики отмечают День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, — рассказывает Нина Главацкая. — По евангельскому преданию, Петр — первый из апостолов, который признал Иисуса Христа мессией и возглавил общину христиан после Иисуса. Павел сначала был гонителем христианства, но он раскаялся и стал горячо проповедовать учение. За свои убеждения оба были казнены, и благодаря им христианство продолжило распространяться. Поэтому Петр и Павел олицетворяют непрерывную Церковь. Чествование этих апостолов известно еще с IV века.
В Украине первых учеников Христа уважают как покровителей земледелия, нового урожая и пастухов. Этот день — вместе с праздниками Горпины Купальницы и Ивана — составляет единый праздничный цикл, который знаменует полный расцвет природных сил, кульминацию лета, когда в силу вступают сорок жарких дней. На карпатских долинах, где потепление наступает позже, чем в других регионах, с праздником Петра и Павла связывается расцвет лета. В западных областях Украины было поверье, что на Петра и Павла ключи от земли святой Юрий передает святому Петру и тогда уже приближается осень. В народе говорили: «Йшло до Петра, а тепер — до Різдва».
Это отражено в одной из колядок: святой Юрий трубит в трембиту «листовую», а святой Петр — «в цветовую». Как затрубил святой Петр, то «пішли голоси по полонинах, по всіх царинах, та й по всіх садах, по виноградах, по пасіченьках — всі полонини у цвіту стали, всі полонини та всі царини, та й усі сади, та й виногради, зродили цвіту по всьому світу, а пчолоньки сі ба й ізроїли, та на цвіт спали, медок зібрали».
В храм несли букеты полевых цветов и веночки, украшением которых были красные маки
— К празднику апостолов Петра и Павла тщательно готовились. Убирали в усадьбе, подбеливали хату, украшали дом чистыми рушниками, цветами и зеленью, — объясняет Нина Главацкая. — Утром посещали церковную службу, в храм с собой несли букеты полевых цветов и венчики, украшением которых были красные маки. Освящали в церкви хлеб из первых снопов, обмолоченных накануне. После церкви устраивали праздничные петровские обеды. Ритуальной едой были так называемые мандрики. Это пампушки или коржики из пшеничного теста, из собранной во время Петровки пахты (жидкий продукт, получаемый при взбивании масла из сливок, сметаны. — Авт.) и переваренной сыворотки (с добавлением сыра и яиц). Название «мандрики» в народе связывали с легендой об апостолах Петра и Павла, которые, проповедуя учение Христа, странствовали по миру и якобы питались подобной выпечкой.
Каждый раз через неделю после Троицы начинается пост, который заканчивается в день Петра и Павла (продолжительность поста всегда зависит от Пасхи). В этом году поздняя Пасха, поэтому на пост нет времени (Троица — 23 июня по новоюлианскому календарю, а Петра и Павла — 29 июня).
— Во многих районах Украины после Петра и Павла начиналась жатва, — рассказывает Нина Главацкая. — Отсюда и происходит народное верование о том, что дело святого Петра — «рожь зажинать». М. Грушевский отмечал: «…діло св. Петра жито зажинати. Він з'являється сторожем поля, майбутнього врожаю, бджільного взятку, — він же заорює, очевидно, на озиме. Ця тема розробляється на різні способи в колядках, легендах, оповідках».
В одной из народных колядок святые апостолы Петр и Павел являются пахарями, которые пашут поле под осенний засев:
«Святий Петро за плугом ходить,
Святий Павло волоньки водить,
А сам Господь-Бог пшеничку сіє,
А святий Ілля заволочує".
Еще до праздника Петра люди пытались сделать первые зажинки зерна из нового урожая, ведь «як зажнеться, так і обіжнеться».
В Закарпатье, где главное место в хозяйственной деятельности занимало животноводство, особенно торжественно Петров день праздновали пастухи. Владельцы животных организовывали так называемую Петровку — праздничный обход выгона, во время которого они угощали пастухов мандриками, устраивали для них разнообразные соревнования, развлечения, танцы. В этот день юным пастухам разрешалось забрать весь удой себе и выгодно его продать. Вырученные деньги шли на собственные нужды.
Интересен обряд «копания Петра», который до сих пор бытует в Прикарпатье. В канун праздника пастухи и подростки выкапывали на толоках канавки вокруг предварительно размеченного квадрата такой глубины, чтобы можно было спустить ноги. Землю сбрасывали рядом валком и прикрывали дерном. Середину окопанного места, которая представляла собой стол, застилали скатертью и клали на нее продукты (преимущественно пирожки с капустой, сыром и зеленью), а также безалкогольные напитки. Каждый пытался угостить других домашней едой. Так все сидели вокруг импровизированного стола, спустив ноги в канавку. Участие в этих действах для подростков было большой честью. В общество принимали не всех, и считалось большим позором остаться вне группы. Поэтому обиженные пытались засыпать канавки, так что за ними нужно было присматривать.
По народным верованиям, после Петра перестает куковать кукушка. Об этом говорится в одной из народных легенд. Апостол Петр, путешествуя по миру, решил отдохнуть под кроной дерева. Положил рядом с собой котомку и заснул. Тем временем незаметно подкралась кукушка, заглянула в нее, увидела мандрик и украла. Но, как только начала его клевать, сразу же подавилась. Таким образом Бог наказал нечестивую птицу. Однако, по народному верованию, если кукушку слышно и после Петрова дня, это предвещает беду.
Согласно другой легенде, записанной на Херсонщине, во время жатвы святые апостолы наблюдали за людьми, а потом, посоветовавшись с Богом, их паровали: ленивой девке доставался работящий парень и наоборот: работящей — лежебока (поскольку если бы было иначе, то лентяи с голоду умерли бы). А еще люди верили, что святой Петр носит ключи от рая и имеет силу впускать туда благочестивых людей (тех, кто отца и мать почитает, каждую субботу моется и уважает святую пятницу).
Примечательно, что на следующий день, 30 июня, отмечали праздник Полупетра. Некоторые считали, что праздник назван так в честь отца Петра, другие связывали его с тем, что праздник «наполовину меньше, а потому и Полупетра». Как бы там ни было, но в этот день также чествовали пастухов и скотину.
На Слобожанщине по этому поводу резали трех петушков и готовили борщ в трех горшочках — в знак того, что святой Петр трижды отрекся от Христа. Кроме того, в этот день сельские пастушата не пасли скот, поэтому говорили: «На Полупетра щаслива дітвора».
С праздником Петра и Павла связано немало пословиц, поговорок, примет
До Петра молочка відерце, а по Петрові глек і той неповний.
До Петра не сподівайся тепла, а по Петрові та й по теплові
Від Петра красне літо
За Петра Афонського сонце повертається на зиму, а літо на жару, а зі Спиридона Сонцеворота сонце повертає на літо, а зима на мороз
По Петрові на дворі пусто, а в полі густо
Як хліба вродили, то ні Петро, ні Павло їх не віднімуть
Коли на Петра сльота, то буде в літі багато болота
Якщо на Петра один дощ — врожай непоганий, два — добрий, а три — багатий
В некоторых регионах в день праздника молодежь устраивала ритуальные качели в лесу или роще. Это символизировало очищение воздухом перед важным делом — жатвой: «Ой у лісі на кленку, на кленку, Там повісив той Андрій гойдалку»…
«Своим» день Петра считали и рыбаки, поскольку сам Петр и его брат Андрей до апостольства были рыбаками. Поэтому рыбаки молились ему, ставили в церкви к его иконе свечу.
Праздник Петра и Павла имел свой песенный цикл. В песнях говорилось о самых короткий летних ночах — петривочках, о взаимоотношениях молодежи:
«А на Петра вода тепла, Лиш би ся купати,
Ой, у Петра личко біле, Лиш би цілувати!"
На следующий день после Петра и Павла начиналась жаркая жатва, а в день праздника можно наслаждаться летним теплым днем.
Чего нельзя делать в праздник
С давних времен в день праздника запрещалось ругаться, ссориться, злословить и выяснять отношения, нельзя работать физически, в частности заниматься рукоделием.
После трапезы на Петра и Павла сразу нельзя убирать еду со стола (ее оставляли для умерших родственников).
На праздник запрещалось купаться, чтобы нечистая сила не затянула на дно. Апостолов считали покровителями моряков, которые в праздник, напротив, купались, чтобы вода «не взяла их в жертву».
Нельзя вязать и шить, чтобы не навлечь на себя беду.
Действовали запреты на венчание (в противном случае пара быстро разбежится).
Не рекомендуется ходить в лес, потому что змеи и звери становятся агрессивными, а лесные духи могут испугать человека и унести его душу.
В этот день не давали в долг (чтобы кошелек не был пустым весь год), овощи и фрукты нового урожая не употребляли (чтобы в следующем году не наступил голод).
По приметам судили об урожае
Если пойдет один дождь — на небедный урожай, если два — на хороший урожай, если три — то на богатый; на Петра кукушка кует — это плохой знак (в некоторых вариантах — к поздней зиме); если увидеть рассвет на Петра и Павла — будет везти весь год; цветы мальвы в этот день складывают свои лепестки плотно, будто увяли — стоит ожидать дождя; петровки холодные (ночи) — год голодный.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о традициях древнего дня Иоанна Купала и христианского праздника Рождества Иоанна Крестителя.
934Читайте нас в Facebook