Кинорежиссер александр павловский: «на съемках фильма «зеленый фургон» боря брондуков решил искупать коня в плавнях, где было полно гадюк. Все туда лезть боялись, а он рискнул! »
«Боря был очень скованным, особенно в общении с популярными артистами»
- Александр Ильич, вы изначально планировали пригласить Брондукова на роль милиционера Грищенко в «Зеленом фургоне»?
- Да. Только поначалу беспокоился, что Боря может развернуться и уехать. Он, наверное, переживал, как будет выглядеть в этой роли в Украине. И не зря. Сейчас «Зеленый фургон» — классика советского кино, а когда мы только закончили работу над ним, все было по-другому. В газету «Правда» и в ЦК КПСС посыпалось большое количество писем о том, что картина «порочит образ героической советской милиции». В первую очередь досталось Грищенко — «взяточнику и дурачку, ничего не умеющему». На пленуме Союза кинематографистов Украины выступил первый секретарь Тимофей Левчук и в своем докладе понес по кочкам «Зеленый фургон». Был фильм «Рожденная революцией» — о другой милиции. А герой Брондукова пошел в милиционеры по той причине, по которой многие и сейчас идут: надо накормить всех родственников, которые смотрят на тебя как на начальника с оружием.
Нашу картину ругали на государственном уровне, пока не появился поток писем от настоящих зрителей. Выяснилось, что какой-то «полковник в отставке», написавший протест, всего лишь фельдшер, который в милиции никогда не работал
- Вы познакомились с Брондуковым уже на съемках. Не боялись его сложного характера?
- До меня из Киева доходили слухи, что этот актер обидчивый и взрывной. Мы долго притирались. Сразу возник спорный вопрос: на каком языке он будет в фильме разговаривать? Понятно, что надо по-украински. Но картину-то снимали по заказу Центрального телевидения, поэтому герой должен был говорить не на чистом украинском, а на суржике. Конечно, не на развязно-эстрадном, как Верка Сердючка, а на том самом суржике, который действительно бытует в селах Южной Украины. Брондукову это казалось оскорбительным. Я долгое время думал, что он украинец, пока не узнал, что Боря — русский и вырос на Севере, чуть ли не в Магадане. Его отец, кажется, военным был. Да и фамилия у него не украинская. Он по поводу фамилии мне забавную историю рассказал. Однажды к Боре приехал журналист и решил сразу уточнить: «Простите, вы Барандуков или Бурундуков?»
Боря был очень скованным и сдержанным, особенно в общении с популярными артистами. Сначала я думал, это из-за того, что он не герой-любовник Но позже, когда мы сдружились, стало ясно: Брондуков просто очень ранимый и застенчивый человек. Можно сказать, была в нем особенная внутренняя культура, присущая людям провинциальным в хорошем смысле этого слова.
- Брондуков импровизировал на съемочной площадке?
- Да. В «Зеленом фургоне» есть эпизод, где Грищенко с Патрикеевым едут на телеге в Одессу, останавливаются где-то в плавнях, и Грищенко в кальсонах купается с конем. Это не имело к сюжету фильма никакого отношения. Просто было жарко, и лошадь повели купаться. А в том месте полно гадюк, поэтому мы боялись туда входить — были в высоких сапогах, с палками Боря же разделся до кальсон и говорит мне: «Сашко, ану подывысь!.. » Пошел к лошади и стал с ней плескаться. Он не любил ничего навязывать, просто показывал. Видимо, знал, что именно может понравиться режиссеру, и всегда попадал в точку.
- А когда вы поняли, что Брондуков вас «признал»?
- Поначалу у нас с ним были только рабочие отношения: на съемках встречались, на съемках и прощались. И долго не выпивали вместе. Они с Димкой Харатьяном, исполнявшим главную роль, и Костей Григорьевым, который играл начоперроты, собирались по вечерам А у меня все времени не было! Это же телевизионная картина — денег мало, а объем работы большой. Но под конец съемок мы все же сошлись и выпивали
- И песни пели?
- Да, Боря был человек заводной. Конечно же, нам не хватало, бегали в магазин Так и стали друзьями. Он снялся еще в двух моих картинах — «Светлая личность» и «И черт с нами!»
- В последнем фильме он играет полковника милиции.
- Я сразу решил: в этой роли хочу видеть только Борю. Но знал, что он уже плохо разговаривает. Это было после второго инсульта. Первый с ним произошел через полгода после съемок «Зеленого фургона». И обратите внимание: во многих последующих картинах Боря себя не озвучивает, это делают другие актеры.
- А как Брондуков справился с озвучанием роли в «Светлой личности», где у него довольно много текста?
- Приехав, Боря сразу сказал: «Сашко, знаешь, такое дело Я озвучивать не смогу». А там действительно текста много, причем репризного — по Ильфу и Петрову. Его нельзя переврать или переставить. К тому же Боря еще и скороговоркой говорил. Такую речь очень тяжело озвучивать.
Мы попробовали троих актеров, в том числе и тех, кто озвучивал Борю в картинах по Конан Дойлу и в «Мы из джаза». Я послушал их и понял, что это вообще никакой не Брондуков, роль получится провальная. И вызвал Борю А он был жутко упрямым человеком. Я понимал, что, если позвоню ему и прямо скажу: «Боря, давай все-таки попробуешь себя озвучить», он просто не приедет. Надо было что-то придумать. И придумал — пригласить, чтобы «доснять». Озвучивали в Ленинграде. Боря приезжает на «съемку», а я ему: «Будем озвучивать». Он ни в какую! Я и так, и эдак: «Ну давай по предложению, по половине предложения » Просто не представлял, как Брондуков будет говорить не своим голосом. Но он категорически отказывался. Вокруг же все попадают с первого дубля. Один Демьяненко чего стоит! А Караченцов, Кокшенов, Светин — асы озвучания! Боря не хотел, чтобы они ждали, пока он «пристреляется» к своим репликам. И мне в голову пришла мысль озвучивать его одного.
Когда начали, у Бори глаза загорелись. Он ведь на себе в смысле озвучания уже крест поставил. Практически нигде не попадал. Но у нас был очень хороший монтажер, и я говорил Брондукову: «Ты только за интонацией следи, чтобы звучало интересно, а мы уж как-нибудь смонтируем». И по кусочкам склеили всю фонограмму! Боря победил!
«Брондуков терпеть не мог панибратства. Сразу сжимался и, как говорится, иголки выпускал»
- Говорят, Борислав Николаевич был очень словоохотливым на съемочной площадке, анекдоты рассказывал
- Приходил зажатый, сидел в гримерке и молчал. Но как только его задевали, он чувствовал, что вписался в коллектив, — мешок с анекдотами открывался. Интересные моменты съемок, истории из жизни — что угодно! Рассказчик он был замечательный. Зрители толпами шли на встречи с ним.
- Как еще они выражали свою любовь к Брондукову?
- Его роли просто растасканы на цитаты! Года через три после выхода «Зеленого фургона» стоял я зимой на троллейбусной остановке в Одессе. В это время там гололед ужасный, транспорт ходит очень плохо. Наконец подъехал троллейбус, а народу — полно. Люди лезут, лезут в салон, и уже некуда лезть — висят, но не выходят. Водитель, конечно, ехать не хочет, говорит в микрофон: «Освободите заднюю площадку!» А там за полной женщиной повисли два пацана. И тогда эта женщина, вместо которой можно было бы четверых впихнуть, стала требовать, чтобы они вышли. Парни еще больше надавили на нее, и один из них говорит: «Вы, мамаша, проходите и не волнуйтесь — я вас сзаду прикрою». Это ведь Борина реплика!
Брондуков был популярен потому, что народ считал его своим. Борю обожали, хоть в кино у него, кажется, были только две главные роли — в «Каменном кресте» Лени Осыки и в «Гражданке Никаноровой».
- А чего не любил Брондуков?
- Терпеть не мог панибратства. А с панибратством лезли многие из-за того, что он маленький, смешной, простецкий. На улице к нему многие обращались: «Давай выпьем!» И он сразу сжимался. Это вовсе не значит, что он был чванливым. Наоборот, помню, когда мы с Борей выпивали, он бегал в магазин, хотя и без него было кому бегать Брондуков был свойским человеком, но, когда незнакомец похлопывал его по плечу, он тут же, как говорится, иголки выпускал.
- Оберегал свой внутренний мир?
- Видимо, да. Многие в этот мир лезли, думая, что Брондуков в жизни такой же, как на экране. А он не был таким, он был талантливым, умным, образованным, интеллигентным человеком.
Борин внутренний мир не соответствовал его внешности. В этом и заключается глубина таких актеров, как Брондуков, Папанов или Демьяненко. Вот Коля Караченцов, играя глупые роли, демонстрирует: смотрите, какой я умный играю эту глупую роль. Это водевильный ход из французской комедии. А Боря старался, чтобы его персонажи получались не глупыми, а достоверными.
- Репетировать любил?
- Да, и всегда бережно и внимательно относился к своим партнерам. На репетициях сперва давал солировать партнеру, присматривался, потом втягивался, и уже непонятно было, кто главный. Но делал это тактично. Есть артисты, которые любят подсказывать: «А ты сделай вот как » Боря же вел роль со своей маленькой сермяжной правдой так, что остальные просто вынуждены были подыгрывать.
Что интересно — Брондуков с костюмами любил работать. Обратите внимание на его фуражку в «Светлой личности». Костюмерша дала головной убор большего размера, чем нужно было. Другой бы сказал: «Не годится». Боря же взял да и натянул фуражку на голову, а уши из-под нее вытащил. Уши торчат, козырек на глазах Сразу появилась необходимость ходить с задранным подбородком.
Боря очень ответственно относился к своим ролям. Когда роль хорошо сыграна, кажется, что это легко. На самом деле — наоборот, все очень тщательно продумано и отработано. Это тоже талант. Талант, данный свыше.
863Читайте нас в Facebook