«Деревянные украшения прекрасно дополняют наряды в разных стилях», — мастерица Олеся Бархоленко
Украинские мастера, несмотря на войну, создают красоту, которая восхищает мир. Это и украшения, и посуда и игрушки…
Работы украинской мастерицы Олеси Бархоленко, которая работает под творческим псевдонимом Леся Дара, имеют ценителей в США, Австралии, Франции, Швейцарии, Польше, Финляндии…
В интервью «ФАКТАМ» она рассказала, как создает из древесины серьги и кулоны в технике пирографии.
«Есть такие периоды в жизни, когда Вселенная все хорошо планирует для новых начинаний»
- Пирография — техника создания рисунков на деревянной поверхности путем выжигания, — рассказывает Олеся Бархоленко. — Этот метод позволяет получить уникальные узоры с эффектом глубины и контраста. По образованию я учительница изобразительного искусства, но по специальности так и не работала. Знаете, есть такие периоды в жизни, когда Вселенная все хорошо планирует для новых начинаний и все складывается так, как должно быть. Так случилось и со мной.
Читайте также: «Текстильные картины создают особый уют в доме»: мастерица Нана Баркалая о популярной в мире технике арт-квилт
Как-то ранней весной приехала к отцу, чтобы помочь ему убирать в саду, и во время уборки срезанных веток обратила внимание на структуру древесины. У каждого дерева она своя, особенная. Меня это очаровало — и так захотелось продлить этим веткам жизнь. Пожалуй, именно в тот момент у меня появилась идея — воплощать красоту дерева в украшениях.
— Как создаете украшения?
— Важный этап — это подготовка древесины. Для своей работы я собираю ветки в саду, парке, лесу. Следующий важный шаг — правильно высушить древесину. Ветки высушиваются естественным путем от полугода до года. При необходимости обрабатываю края веток парафином или воском, но предпочитаю первый вариант — естественное высушивание. Когда древесина полностью высыхает, разрезаю ее на сегменты нужного размера и под определенным углом. Затем срезы нужно отполировать. Это делаю с помощью наждачной бумаги, пока не достигну идеальной гладкости. Для меня важно, чтобы украшения были приятны на ощупь и удобны в носке.
Растения и птицы — основа моего стиля рисования. Сначала наношу рисунки на спил, потом начинаю их выжигать. Различные оттенки достигаются путем регулирования времени и температуры выжигания. При необходимости добавляю штрихи, точки, тени… Затем остается прикрепить металлическую фурнитуру льняной нитью ручной работы. Эти нити достались мне от прабабушки и бабушки. В каждом кусочке дерева спрятана история, в каждом узоре — душа. Я создаю украшения, которые напоминают о глубокой связи с природой и традициями.
Читайте также: «У моих колье с коллажами есть ценители в разных уголках мира», — дизайнер украшений Оксана Гольская
«Одно неточное движение может испортить рисунок»
— Что самое сложное в вашей работе, а что — самое приятное?
— Самое сложное в пирографии то, что нужно уметь управлять нагревом инструмента, чтобы достичь различных оттенков в узорах. Это требует терпения и опыта, поскольку слишком высокая температура может испортить украшение. Работа требует максимальной сосредоточенности и контроля над каждым движением. Одно неточное движение может испортить рисунок, и исправить ошибку не всегда возможно.
Самые же приятные моменты следующие. Есть что-то очень медитативное в самом процессе выжигания — сосредоточенность на деталях, плавные движения, запах дерева. Это захватывает и позволяет погрузиться в творчество. Интересно наблюдать, как обычный кусок дерева превращается в художественное произведение. Каждое изделие является неповторимым, поскольку даже с одинаковым дизайном различные фрагменты дерева имеют свои особенности — текстуру, цвет и форму.
— В чем особенности работы с различными видами древесины?
- Каждый имеет свои уникальные свойства, которые влияют на процесс пирографии. Есть мягкие породы, к которым, например, относятся липа и береза. Древесина у них мягкая, имеет однородную текстуру, светлый цвет, что позволяет легко создавать детализированные рисунки. Древесина липы и березы хорошо поддается выжиганию, и линии получаются ровными и четкими. Дуб, наоборот, является достаточно твердым деревом с четкой текстурой. Это делает его более сложным для обжига, поскольку он требует большей температуры и точного контроля. Обжиг на дубе создает красивые контрасты и выразительные детали, но требует большего терпения и опыта. Также к твердым породам относятся клен, ясень, акация… Мягкая древесина проще для выжигания, но, к сожалению, может легче поддаваться царапинам и другим повреждениям. Твердая древесина дольше служит, но требует больше усилий в работе.
Читайте также: «В витражной росписи ночника-писанки я использовала традиционный писанковый орнамент», — мастерица Валентина Кулпинова
— Интересно.
- Я верю в силу природы и считаю, что каждое дерево несет в себе что-то особенное, поэтому украшения будут не только хорошим дополнением к одежде, но и оберегом. Еще наши предки считали, что каждый вид дерева имеет свою уникальную энергетику, которая может влиять на настроение и самочувствие человека. Символом силы и защиты являются дуб, акация и ясень, символом спокойствия — липа и береза. Слива, груша и яблоня создают эмоциональную гармонию. А внутренней силы добавляет орех.
— Какое ваше творческое кредо?
— Считаю, что настоящая красота в простоте.
«Вдохновляют прогулки, пение птиц, люблю посидеть у воды, реки или озера»
— Как вписать серьги и кулоны из древесины в образ, сочетать их с гардеробом?
- Деревянные украшения прекрасно дополняют наряды в стиле бохо или этническом стиле. Они гармонируют с длинными свободными платьями, сарафанами, блузами из натуральных тканей (например, льна и хлопка), вышиванками и широкими юбками. Также эти украшения подойдут тем, кто выбирает минимализм. Они могут стать удачным акцентом. Деревянные украшения, созданные в технике пирографии, прекрасно дополняют базовые вещи — однотонные платья, рубашки, пуловеры или костюмы. Также подходят к джинсам, футболкам и свитшотам. Вообще деревянные украшения добавляют тепла будничному образу.
Читайте также: «Смело отрезайте рукава старой шубы — и обновите интерьер совершенно бесплатно», — эксперт по стилю Ирина Бейли
— Как правильно хранить такие украшения, чтобы со временем они не потеряли вид?
- Древесина является пористым материалом, который может поглощать влагу, что может привести к деформации, трещинам или потемнению. Поэтому лучше держать украшения подальше от влажных мест и воды. А также от прямых солнечных лучей, поскольку они могут вызвать потерю цвета и выгорание древесины. Протирать изделия надо мягкой сухой тканью. Некоторые украшения я пропитываю льняным маслом с пчелиным воском, что придает изделиям более насыщенный оттенок и предохраняет их от внешних воздействий.
— Что вас обычно вдохновляет в творчестве?
— Прогулки, пение птиц, люблю посидеть у воды, реки или озера. Также вдохновляют отзывы ценителей красоты, которую я создаю. Это хороший стимул двигаться вперед.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с известной художницей-керамисткой Ларой Антоновой.
Фото из альбома Олеси Бархоленко
432Читайте нас в Facebook