- 15.05 22:26 Секреты выбора идеальной сумки на каждый день: некоторые нюансы вас удивят
- 15.05 21:59 Модное лакомство из фиников: готовятся буквально за минуту
- 15.05 21:00 Примените для полива помидоров пластиковую бутылку: эффект действительно поражает
- 15.05 20:36 Осиротели две дочери: на Покровском направлении погиб бывший полицейский
- 15.05 20:09 Яркая визитка весны: готовим салат со спаржей
- 15.05 19:58 Весам — «Колесо Фортуны», Рыбам — «Мир», а Тельцам — «Солнце»: Таро-прогноз и советы карт на 16 мая
- 15.05 19:56 Стоимость холодной воды может вырасти до 200 грн/куб: Попенко объяснил, кого из украинцев заставят платить больше
- 15.05 19:53 Потап с бутылкой в руке намекнул на открытие нового ресторана и побывал в параллельной реальности
- 15.05 19:47 Заморозки оставили украинцев без фруктов: какие из них могут резко подорожать летом
- 15.05 19:19 В россии упал экспорт товаров, однако есть одно серьезное «но»
- 15.05 19:16 Гетманцев призывает НБУ, Минфин и банки решить многолетнюю проблему кредитования военных: что известно
- 15.05 19:02 Далеко до выплат судьям и прокурорам: стало известно, какую пенсию получают Василий Зинкевич и София Ротару
Заговор стихий, волшебная сила громничной свечи и освящение воды: что украинцы делали сегодня, на Сретение, чтобы уберечь семью от болезней и невзгод

Закрепилась в народе главная церемония праздника — в этот день освящают огонь и воду: сретенская свеча и освященная вода традиционно считались сильными и целебными. Еще с языческих времен праздник символизировал подготовку к весеннему земледельческому сезону. О древних обычаях, которые накапливались в народном быту веками, рассказала читателям «ФАКТОВ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник научного отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
В старину люди говорили: «Стрітення повертає птиць до гаїв, а орача — до плуга»
— Сретение относится к 12 главнейшим годичным церковным праздникам Господнего цикла, — рассказывает Нина Главацкая об истории происхождения праздника. — Оно установлено церковью в память о том, как Дева Мария и Иосиф Обручник пришли с младенцем Иисусом в Иерусалимский храм на 40-й день после Рождества Христова, чтобы принести благодарственную жертву Господу за своего первенца. С тех пор как евреи вышли из египетского плена, каждый младенец-мальчик принадлежал Богу и должен был быть принесен в храм. По преданию, женщина с ребенком приходит, чтобы принести жертву очищения. Пречистая Дева по закону иудеев принесла с собой пару горлиц. Святое семейство в Иерусалимском храме уже ждал старец Симеон Богоприимец, ведь ранее получил пророчество, что не умрет до тех пор, пока не увидит Иисуса. Симеон возвестил, что принесенный Младенец будет служить спасению людей.

В церковнославянском языке слово «сретение» переводится как «встреча». И праздник Сретения символизирует встречу человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча старца и младенца вошла в историю христианства как Сретение Господне. С V ст. этот день является праздничным в православной, католической, а также в части протестантских церквей.
В народе Сретение еще назвали «Стречение», «Стрещение», «Зимобор» или «Громницы». Последнее название — это потому, что 2 февраля считалось единственным днем, когда зимой может раздаться гром. В народе верили: на Сретенье зима отправляется туда, где было лето, а лето — туда, где была зима. В пути они встречаются (как говорили, «жупан с кожухом») и спорят между собой, а кто выиграет, тот и будет на этих землях хозяйничать. Если к вечеру потеплеет, то лето возобладало и скоро это почувствуется. Если вечером стало холоднее, зима еще похозяйничает какое-то время. Недаром в народе бытовали поговорки: «Та як би зима вже там не хвицалась, а як літо посміхнеться, то сонце засяє, вітер повіє і земля проснеться!»; «Зима на Стрітення весну зустрічає, заморозити красу бажає, а сама тільки пітніє»; «Прийшла Громниця — ховай рукавиці»; «Прийшла громниця — зимі половиця»; «В цей день лютий до березня приїхав»; «Стрітення-громниці — весни провідниці».
Не зря в древности люди приказывали: «Стрітення повертає птиць до гаїв, а орача — до плуга», потому что после праздника можно уже было начинать работу в садах: прочищать деревья, кусты, обрезать годовые молодые побеги, чтобы при движении соков привить их. Также отгребали снег от стволов, чтобы солнце обогревало дерево. А где снега было мало, туда его перемещали или, наоборот, прокапывали канавки, чтобы отвести лишнюю воду. Дети мастерили и развешивать в садах кормушки для птичек. Хозяевам нужно было отремонтировать сельскохозяйственные орудия, очистить поля под вспашку. Когда-то в этот день люди пели песни-заговоры и гадали: «Доленько, Доле, дай мені збіжжя, теплу одежу ще й силу ведмежу». В это время заканчивались вечерние молодежные посиделки, потому что «Прийшли громниці — прощайте вечорниці!».
Если на Сретение в церкви трещат свечи, то будут летом большие громы
Предусмотрительные хозяева на Сретение, в день первой встречи зимы с летом, заговаривали стихии — небесные огни и воды, чтобы те летними громами, молниями и ливнями не навредили урожаю. Отсюда и традиция на Сретение освящать свечи и воду. На Сретение освящали в храмах свечи, и эта христианская традиция пришла с языческой поры, когда люди обожествляли стихию огня. Сретенские свечи были многофункциональными, а называли их «громничными», «громницами», «громничками», потому что они, по поверьям, наделялись большой божьей силой: защищают дом и ниву от «гнева природы» (грома, молний, града), а жителей дома — от болезней и сглаза, помогают молодым девушкам прояснить свою судьбу… Именно со свечами связано еще одно происхождение названия праздника «Громница»: если на Сретение в церкви трещат свечи, то будут летом большие громы.
Сретенские свечи после храма люди несли зажженными (чтобы не погасали) в дом. С зажженной свечой крестьяне обходили весь двор и надеялись, что она оградит все живое во дворе от плохих глаз и невидимых разрушительных сил. Ею также выжигали крестники (кресты) и «громовые знаки» (розетки с крестами) над входной дверью, окнами и в доме на геренде (сволок). Считалось, что свет свечей оберегает от невзгод, поэтому зажигали свечи-обереги в трудные моменты.
В течение года держали свечу за образами, а как гром гремит, то на окне ставили или перед иконами, чтобы уберечь людей и скот от грома. По верованиям, громницей, освященной от 3 до 12 лет подряд, можно было отвлечь даже градовую тучу.
На Черниговщине зажигали громничку, проговаривая: «Святий Макарочку, святий Макарочку, розжени цю недобру хмарочку, щоб не було в нас лиха». Когда в семью приходило несчастье или случался падеж скота, то свечой-громницей снова окуривали все вокруг: дом, конюшню, весь двор. В семье ее зажигали, например, чтобы прекратились ссоры в семье. Девушки на выданье на такой свече гадали, чтобы «з полум'я взнати, з якого боку сватача чекати», топили воск и в застывшем в холодной воде скрапливании пробовали разглядеть собственную судьбу. Свечой окуривали запряженных быков, когда шли на первую пахоту, «щоб тепло у борозни лягло і рясними сходами проросло». Эти же свечи давали в руки умирающему человеку при чтении отходной молитвы: верили, что так освещается дорога на тот свет, чтобы «муки зцілила і душу з грішним тілом розлучила».
Зажигали громничную свечу, «щоб весняна повінь не пошкодила посівам і щоб мороз дерева не побив», ею окуривали детей от испуга и лихорадки, а еще клали свечу под подушку от бессонницы. Отправляя родных или близких в дальнюю дорогу, давали освященную громничную свечу подержать в руке, отламывали от нее кусочек воска и клали в карман, «щоб у дорозі була на підмозі». Громничной свече приписывают и лечебную силу. В северных районах Житомирщины бабки-шептухи использовали лен, которым перевивали сретенскую свечу, для «сжигания рожи» (лечение воспаления кожи). Скручивали девять шариков и сжигали на сретенской свече, приговаривая: «Свічка погорає, а хвороба раба божого покидає».
Сретенские свечи изготавливались заранее еще летом и украшались различными узорами. В основном разрисовывание свечей было распространено в западных регионах, меньше — в центральных. Часто свечу разрисовывали, растапливая воск с добавлением красок (например, сока из свеклы, моркови), украшали льном, коноплей и красной нитью, «медвежьим ушком». Достаточно было и простых обязательных элементов (нанесение крестиков), растительные же орнаменты требовали большей сноровки. Свечи делались большими, чтобы быстро не сгорели.

Считалось, что сретенская вода сильнее иорданской
Как и на Крещение, на Сретение в храмах святили воду. Считалось, что по свойствам сретенская вода сильнее иорданской. Люди верили, что она лечит болезни и раны, спасет от нечистой силы, если натереть больные места и верить, то «поможет» — ей приписывалась магическая целебная сила. Освященную воду крестьяне набирали в новый сосуд, приносили домой и хранили за иконами. Лучше всего эта вода будто помогала от «сглаза» — от болезни, которую вызывал «дурной глаз». Тогда брали сретенскую воду и неожиданно лили на человека так, чтобы он не видел, потом тепло укутывают больного. А после сна он проснется здоровым.
Освященной водой хозяева кропили дом, скот и давали пить его, «чтобы не болел». Пчеловоды хранили эту воду весь год и кропили ею ульи каждое первое воскресенье на новолуние, «щоб бджоли добре роїлися, а чужі не наскакували на пасіку». Когда-то, как чумак выходил в путь, хозяин давал ему хлеб, соль и обрызгал сретенской водой волов, телеги и самого чумака, приговаривая: «Боже тобі поможи!» Когда сын шел на войну, отец, благословляя, обрызгал его сретенской водой и приговаривал: «Боже тебе збережи!» Ее давали попить безнадежно больным, ставили на окне для душ покойников во время поминальных обедов.
Целебную силу, как считалось, имеет и хлеб, испеченный на Сретение. На него знахари вышептывали сглаз (сглаз), давали больным вместе со сретенской водой. Его освящали в церкви и держали дома. При пожаре с ним оббегали вокруг дома, чтобы огонь не пошел дальше.
Заметили люди издавна, какая на Сретение погода, то такой и весна будет:
- снежок на Сретение — весна будет затяжная и дождливая;
- холода пришли 2 февраля — весна будет холодная;
- если метет снег, то хлеб уродится;
- тихая и солнечная погода — к хорошему урожаю льна;
- оттепель на Сретение — к урожаю пшеницы, ветрено — к урожаю фруктов;
- если накануне Сретения небо звездами усеяно, то весна зацветет позже обычного;
- ясная и тихая погода в этот день предвещает хороший урожай поля и роение пчел;
- оттепель — жди поздней весны и береги пашню и хлеб, потому что в поле выедешь нескоро.
Еще наши предки из многолетнего опыта знали: «як на Стрітення півень нап’ється води з калюжі, то чекай ще стужі!», или говорили так: «Як нап’ється півень води, то набереться господар біди!»
Хозяева гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на двор. Если утром есть роса — на урожай, нет росы — плохой признак. Когда первый гром слышали раньше наступления весны, то считали, что он предвещает какую-то беду.
На праздник, как положено, ходили в гости, угощали и угощались. На Сретение действует запрет на любые работы, кроме тех, что служат людям во благо. Грехом считается зарабатывание денег (исключение — профессии, направленные на помощь окружающим). В этот день все обиды надо было прощать, вернуть долги (не брать, не давать взаймы). Нельзя ругаться и употреблять бранные слова. Лихословие — один из смертных грехов, разрушающий связь человека с Высшими силами и лишающий его защиты и покровительства. На Сретение Господне нельзя убирать, ремонтировать, вышивать, стирать, работать в огороде. Также не советовали отправляться в далекое путешествие. Из-за переменчивой погоды в этот период путешественника могли постичь различные неприятности, поэтому люди раньше опасались далекой дороги. Существовала даже пословица: «На Стрітення вирушиш в дорогу — скоро додому не повернешся».
Читайте также в «ФАКТАХ об истории и традициях следующего за Сретением праздника с яркими народными традициями — Масленицы.
477Читайте нас в Facebook