ПОИСК
Общество и люди

Заговор стихий, волшебная сила громничной свечи и освящение воды: что украинцы делали сегодня, на Сретение, чтобы уберечь семью от болезней и невзгод

8:01 2 февраля 2025
Сретенье
Сретение Господне, или Сретение с греческого и латинского «принесение в храм», «представление Господа»), относится к 12 важнейшим христианским праздникам и отмечается верующими 2 февраля по новоюлианскому календарю. Сретение — из числа непереходящих Господних праздников и возникло в честь принесения родителями (Марией и Иосифом) их младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм.

Закрепилась в народе главная церемония праздника — в этот день освящают огонь и воду: сретенская свеча и освященная вода традиционно считались сильными и целебными. Еще с языческих времен праздник символизировал подготовку к весеннему земледельческому сезону. О древних обычаях, которые накапливались в народном быту веками, рассказала читателям «ФАКТОВ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник научного отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).

В старину люди говорили: «Стрітення повертає птиць до гаїв, а орача — до плуга»

— Сретение относится к 12 главнейшим годичным церковным праздникам Господнего цикла, — рассказывает Нина Главацкая об истории происхождения праздника. — Оно установлено церковью в память о том, как Дева Мария и Иосиф Обручник пришли с младенцем Иисусом в Иерусалимский храм на 40-й день после Рождества Христова, чтобы принести благодарственную жертву Господу за своего первенца. С тех пор как евреи вышли из египетского плена, каждый младенец-мальчик принадлежал Богу и должен был быть принесен в храм. По преданию, женщина с ребенком приходит, чтобы принести жертву очищения. Пречистая Дева по закону иудеев принесла с собой пару горлиц. Святое семейство в Иерусалимском храме уже ждал старец Симеон Богоприимец, ведь ранее получил пророчество, что не умрет до тех пор, пока не увидит Иисуса. Симеон возвестил, что принесенный Младенец будет служить спасению людей.

Праздник Сретения возник в честь принесения Марией и Иосифом младенца Иисуса в Иерусалимский храм

В церковнославянском языке слово «сретение» переводится как «встреча». И праздник Сретения символизирует встречу человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча старца и младенца вошла в историю христианства как Сретение Господне. С V ст. этот день является праздничным в православной, католической, а также в части протестантских церквей.

РЕКЛАМА

В народе Сретение еще назвали «Стречение», «Стрещение», «Зимобор» или «Громницы». Последнее название — это потому, что 2 февраля считалось единственным днем, когда зимой может раздаться гром. В народе верили: на Сретенье зима отправляется туда, где было лето, а лето — туда, где была зима. В пути они встречаются (как говорили, «жупан с кожухом») и спорят между собой, а кто выиграет, тот и будет на этих землях хозяйничать. Если к вечеру потеплеет, то лето возобладало и скоро это почувствуется. Если вечером стало холоднее, зима еще похозяйничает какое-то время. Недаром в народе бытовали поговорки: «Та як би зима вже там не хвицалась, а як літо посміхнеться, то сонце засяє, вітер повіє і земля проснеться!»; «Зима на Стрітення весну зустрічає, заморозити красу бажає, а сама тільки пітніє»; «Прийшла Громниця — ховай рукавиці»; «Прийшла громниця — зимі половиця»; «В цей день лютий до березня приїхав»; «Стрітення-громниці — весни провідниці».

Не зря в древности люди приказывали: «Стрітення повертає птиць до гаїв, а орача — до плуга», потому что после праздника можно уже было начинать работу в садах: прочищать деревья, кусты, обрезать годовые молодые побеги, чтобы при движении соков привить их. Также отгребали снег от стволов, чтобы солнце обогревало дерево. А где снега было мало, туда его перемещали или, наоборот, прокапывали канавки, чтобы отвести лишнюю воду. Дети мастерили и развешивать в садах кормушки для птичек. Хозяевам нужно было отремонтировать сельскохозяйственные орудия, очистить поля под вспашку. Когда-то в этот день люди пели песни-заговоры и гадали: «Доленько, Доле, дай мені збіжжя, теплу одежу ще й силу ведмежу». В это время заканчивались вечерние молодежные посиделки, потому что «Прийшли громниці — прощайте вечорниці!».

Если на Сретение в церкви трещат свечи, то будут летом большие громы

Предусмотрительные хозяева на Сретение, в день первой встречи зимы с летом, заговаривали стихии — небесные огни и воды, чтобы те летними громами, молниями и ливнями не навредили урожаю. Отсюда и традиция на Сретение освящать свечи и воду. На Сретение освящали в храмах свечи, и эта христианская традиция пришла с языческой поры, когда люди обожествляли стихию огня. Сретенские свечи были многофункциональными, а называли их «громничными», «громницами», «громничками», потому что они, по поверьям, наделялись большой божьей силой: защищают дом и ниву от «гнева природы» (грома, молний, града), а жителей дома — от болезней и сглаза, помогают молодым девушкам прояснить свою судьбу… Именно со свечами связано еще одно происхождение названия праздника «Громница»: если на Сретение в церкви трещат свечи, то будут летом большие громы.

РЕКЛАМА

Сретенские свечи после храма люди несли зажженными (чтобы не погасали) в дом. С зажженной свечой крестьяне обходили весь двор и надеялись, что она оградит все живое во дворе от плохих глаз и невидимых разрушительных сил. Ею также выжигали крестники (кресты) и «громовые знаки» (розетки с крестами) над входной дверью, окнами и в доме на геренде (сволок). Считалось, что свет свечей оберегает от невзгод, поэтому зажигали свечи-обереги в трудные моменты.

В течение года держали свечу за образами, а как гром гремит, то на окне ставили или перед иконами, чтобы уберечь людей и скот от грома. По верованиям, громницей, освященной от 3 до 12 лет подряд, можно было отвлечь даже градовую тучу.

На Черниговщине зажигали громничку, проговаривая: «Святий Макарочку, святий Макарочку, розжени цю недобру хмарочку, щоб не було в нас лиха». Когда в семью приходило несчастье или случался падеж скота, то свечой-громницей снова окуривали все вокруг: дом, конюшню, весь двор. В семье ее зажигали, например, чтобы прекратились ссоры в семье. Девушки на выданье на такой свече гадали, чтобы «з полум'я взнати, з якого боку сватача чекати», топили воск и в застывшем в холодной воде скрапливании пробовали разглядеть собственную судьбу. Свечой окуривали запряженных быков, когда шли на первую пахоту, «щоб тепло у борозни лягло і рясними сходами проросло». Эти же свечи давали в руки умирающему человеку при чтении отходной молитвы: верили, что так освещается дорога на тот свет, чтобы «муки зцілила і душу з грішним тілом розлучила».

Зажигали громничную свечу, «щоб весняна повінь не пошкодила посівам і щоб мороз дерева не побив», ею окуривали детей от испуга и лихорадки, а еще клали свечу под подушку от бессонницы. Отправляя родных или близких в дальнюю дорогу, давали освященную громничную свечу подержать в руке, отламывали от нее кусочек воска и клали в карман, «щоб у дорозі була на підмозі». Громничной свече приписывают и лечебную силу. В северных районах Житомирщины бабки-шептухи использовали лен, которым перевивали сретенскую свечу, для «сжигания рожи» (лечение воспаления кожи). Скручивали девять шариков и сжигали на сретенской свече, приговаривая: «Свічка погорає, а хвороба раба божого покидає».

РЕКЛАМА

Сретенские свечи изготавливались заранее еще летом и украшались различными узорами. В основном разрисовывание свечей было распространено в западных регионах, меньше — в центральных. Часто свечу разрисовывали, растапливая воск с добавлением красок (например, сока из свеклы, моркови), украшали льном, коноплей и красной нитью, «медвежьим ушком». Достаточно было и простых обязательных элементов (нанесение крестиков), растительные же орнаменты требовали большей сноровки. Свечи делались большими, чтобы быстро не сгорели.

На сретенских свечах достаточно было простых элементов, а растительные орнаменты требовали большей сноровки. Освященную свечу держали под образами как оберег

Считалось, что сретенская вода сильнее иорданской

Как и на Крещение, на Сретение в храмах святили воду. Считалось, что по свойствам сретенская вода сильнее иорданской. Люди верили, что она лечит болезни и раны, спасет от нечистой силы, если натереть больные места и верить, то «поможет» — ей приписывалась магическая целебная сила. Освященную воду крестьяне набирали в новый сосуд, приносили домой и хранили за иконами. Лучше всего эта вода будто помогала от «сглаза» — от болезни, которую вызывал «дурной глаз». Тогда брали сретенскую воду и неожиданно лили на человека так, чтобы он не видел, потом тепло укутывают больного. А после сна он проснется здоровым.

Освященной водой хозяева кропили дом, скот и давали пить его, «чтобы не болел». Пчеловоды хранили эту воду весь год и кропили ею ульи каждое первое воскресенье на новолуние, «щоб бджоли добре роїлися, а чужі не наскакували на пасіку». Когда-то, как чумак выходил в путь, хозяин давал ему хлеб, соль и обрызгал сретенской водой волов, телеги и самого чумака, приговаривая: «Боже тобі поможи!» Когда сын шел на войну, отец, благословляя, обрызгал его сретенской водой и приговаривал: «Боже тебе збережи!» Ее давали попить безнадежно больным, ставили на окне для душ покойников во время поминальных обедов.

Целебную силу, как считалось, имеет и хлеб, испеченный на Сретение. На него знахари вышептывали сглаз (сглаз), давали больным вместе со сретенской водой. Его освящали в церкви и держали дома. При пожаре с ним оббегали вокруг дома, чтобы огонь не пошел дальше.

Заметили люди издавна, какая на Сретение погода, то такой и весна будет:

  • снежок на Сретение — весна будет затяжная и дождливая;
  • холода пришли 2 февраля — весна будет холодная;
  • если метет снег, то хлеб уродится;
  • тихая и солнечная погода — к хорошему урожаю льна;
  • оттепель на Сретение — к урожаю пшеницы, ветрено — к урожаю фруктов;
  • если накануне Сретения небо звездами усеяно, то весна зацветет позже обычного;
  • ясная и тихая погода в этот день предвещает хороший урожай поля и роение пчел;
  • оттепель — жди поздней весны и береги пашню и хлеб, потому что в поле выедешь нескоро.

Еще наши предки из многолетнего опыта знали: «як на Стрітення півень нап’ється води з калюжі, то чекай ще стужі!», или говорили так: «Як нап’ється півень води, то набереться господар біди!»

Хозяева гадали на урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на двор. Если утром есть роса — на урожай, нет росы — плохой признак. Когда первый гром слышали раньше наступления весны, то считали, что он предвещает какую-то беду.

На праздник, как положено, ходили в гости, угощали и угощались. На Сретение действует запрет на любые работы, кроме тех, что служат людям во благо. Грехом считается зарабатывание денег (исключение — профессии, направленные на помощь окружающим). В этот день все обиды надо было прощать, вернуть долги (не брать, не давать взаймы). Нельзя ругаться и употреблять бранные слова. Лихословие — один из смертных грехов, разрушающий связь человека с Высшими силами и лишающий его защиты и покровительства. На Сретение Господне нельзя убирать, ремонтировать, вышивать, стирать, работать в огороде. Также не советовали отправляться в далекое путешествие. Из-за переменчивой погоды в этот период путешественника могли постичь различные неприятности, поэтому люди раньше опасались далекой дороги. Существовала даже пословица: «На Стрітення вирушиш в дорогу — скоро додому не повернешся».

Читайте также в «ФАКТАХ об истории и традициях следующего за Сретением праздника с яркими народными традициями — Масленицы.

477

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров