ПОИСК
Общество и люди

Магия трехнедельной Масленицы: обряды поминовения умерших, «вязание колодки», женские похождения на «Бабской неделе»

13:32 11 марта 2024
Масленица 2024

После февральского Сретения в марте пришел черед Масленицы. В старину наши предки-земледельцы привязывали свои праздники к явлениям природы. Вот и Масленица была неотъемлемой частью пробуждения природы и расцвета земли. В христианскую эпоху прослеживалось уже увязывание церковных праздников с Воскресением Христовым.

Если у Сретения фиксированная дата (с этого года это 2 февраля), то число для Масленицы зависит от Пасхи и ежегодно меняется. В этом году важнейшая Масленичная неделя наступает 11−17 марта, когда нужно очищаться, исповедоваться и готовиться к посту (начинается с 18 марта).

В музее в Пирогово, где хранятся коллекции старинных предметов быта, бывает немало людей, интересующихся народными традициями, узнающими свою историю, чтобы помнить об источниках культуры и идентичности. «ФАКТЫ» со своей стороны рассказывают о древних обычаях, бывших в быту нашего народа, особенно вспоминаем о них именно сейчас, когда идет украинско-российская война. Поэтому обратились к Ларисе Полуяновой, этнографу, научной сотруднице отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово), чтобы узнать особенность празднования Масленицы — одного из старинных популярных в народе праздников.

- Весенний цикл праздников начинает колоритная и веселая, исполненная народных обычаев и обрядов Масленица, — рассказывает Лариса Полуянова. — Традиционно в это время прогоняли мрак и зиму и призывали животворную весну, приносящую тепло, расцвет природы и плодовитости. Масленица была всегда популярной в украинском народе. В глубокую древность праздник связывали с поклонением небесным светилам и чествованием предков. Впоследствии большие народные праздники постепенно приспосабливались к главным христианским торжествам. Масленицу тоже привлекли к христианским верованиям, и она стала зависеть от Пасхи и привязывалась к Великому посту. Дата праздника меняется каждый раз (в период февраля-марта — на грани зимы и весны). Масленица традиционно проходила в три этапа: встреча, празднование и проводы. И эти циклы проходят через три недели.

РЕКЛАМА

У Масленицы много названий: Масленица (от «масная пища» — жирная, насыщенная, богатая), Сырница, Сыропустая или Сыропустная неделя, Запусты, Пущение, Заговоры, Ножные загоны, Турица, Масленая, Жирная, Белая неделя, в обиходе также жили названия Колодий, Колодки. Некоторые названия закрепились еще с языческих времен, а некоторые с XVI века.

РЕКЛАМА

Порядок празднований и запреты Масляной

Первую неделю празднований называли Всеядной, Блудной неделей или Общицей. Почему так? Верующие употребляли любую пищу (в том числе мясо) каждый день — без исключений. Действовали определенные обычаи. На Звенигородщине, например, в это время нельзя было играть свадьбу — чтобы не «блудил» кто-то из пары. А на Житомирщине, наоборот, как раз в ту пору вступали в брак. На этой неделе женщины не пряли конопли (чтобы ее моль потом не сточила), а могли только прясть шерсть. Кто нарушит запреты, у того в хозяйстве молоко будет киснуть или масло прогоркнет. Не покупали в это время и поросят, потому что считали, что сала от таких не дождаться. Когда-то приметили, что с началом Всеядной не обходилось без вьюг, а старики говорили, что «Всеїдна шукає дитину, яка плаче без упину».

За мясоедной неделей шел Переступный, Мясопустный или Рябый, когда можно было есть скоромное каждый день, кроме среды и пятницы. В этот период еще продолжали свадьбу. Запасались маслом, сыром, сметаной — всем молочным. Также убирали в доме, начищали, чтобы все блестело. На этой неделе выделяли поминальные дни: в пятницу-субботу вспоминали умерших родственников панихидой в церкви и обедом или ужином. Такой обычай всюду держался до начала ХХ столетия. Украинцы выполняли этот обряд, потому что так рядом чувствовалось присутствие душ близких, которые стояли за спиной рода и поддерживали его. Поэтому в пятницу готовили кашу-канун (пшеницу с медом), девять постных блюд, ставили свечу, выкладывали ложки, открывали двери и приглашали умерших на поминальную трапезу употребить, «что Бог послал». В некоторых деревнях ставили на подоконник рюмку, прикрытую хлебцем. На ночь стол не убирали — как все оставляли для душ, а утром с ними прощались, провожая с хлебом до ворот. В субботу поминали самоубийц.

РЕКЛАМА

В последнюю неделю Масленицы — Сыропустую или Белую (в этом году она приходится на 11−18 марта) — предпочитали молочные продукты (набел). Мяса не употребляли. Традиция стопками печь тоненькие блины (и употреблять их с разными начинками, в том числе с икрой) появилась в советский период. А до того обрядовой пищей считались вареники с творогом, гречневые оладьи, налистники, их ели с маслом или сметаной, запивали масленкой, произнося: «Нехай буде маслянка аби щоранку». Использовали пшеничную или гречневую муку, готовили ежедневно и всюду, чтобы в течение года «жити, як вареник в маслі». В народе говорили: «Масляна, Масляна, як на тебе добре жити: вареники з сиром їсти та й ще горілочку пити». Люди гостили, угощались, веселились. От дома в дом водили козу или корову, потому что почитание животных объяснялось именно употреблением молочных блюд. Бывало, ходили с быком — Туром-Велесом (бог скотоводства, отсюда название — Турица). Турица или Колодий — древнейшие названия Масленицы.

Обрядовой пищей считались вареники с творогом

Веселье и развлечения Масленицы

Наступал кульминационный период веселья, накануне Великого поста уже воздерживались от женитьбы, а уже в пост ни свадеб, ни сватовства, ни помолвки точно не проводили. Последняя неделя также называлась Бабской, когда женщины переводили свою работу на мужчин, а сами собирались в корчме или доме, выполняя старинный обряд Колодия (еще с языческих времен существовал в честь древнего божества), который распространился по всей Украине. С давних времен создался славянский обряд «нянчить и растить колодку», цеплять ее родителям не женившихся в должное время парней (или самим парням), а также «наказывать» колодкой и очень разборчивых девушек. Бывало, что маленькие колодочки цепляли старым холостякам, а разборчивую девушку стыдили, вешая большую колодку на щеколду входной двери снаружи.

Колодку изготовляли специально для обряда, украшали лентами, цветами, а старшие женщины ею «наказывали» парней. Это «отличие» парень должен был тащить за собой, пока не откупится, угостив женщин. Колодий выступал как символ продолжения рода, поэтому осуждали тех, кто не захотел или не успел жениться и тем нарушал гармонию в природе. То есть обряд имел воспитательное значение, способствовал соединению пар.

- Обряд Колодия начинался с понедельника, когда женщины на неделю перекладывали все хозяйственные заботы на мужчин (они должны были выполнять все прихоти своих жен), а сами собирались на колодку в корчме, — продолжает Лариса Полуянова. — Колодку (поленце) украшали зельем, пеленали, словно младенца — «колодка родилась». Женщины угощались и поздравляли друг друга с рождением колодки: «Ой, колодка, яка ж ти солодка, цілий рочок тебе ждали, щоб на тебе погуляли». Во вторник колодка крестилась. И снова угощение, веселые разговоры, шутки. Это же продолжалось и в среду, когда колодку женили. А в четверг она умирала, в пятницу ее хоронили, а в субботу поминали, оплакивая.

А молодежь все это время ходила на посиделки, которые проходили в арендованной (у вдовы или бездетной пары) избе. Сносили продукты к столу, собирались и парни. Весело проводили время: с шутками, танцами-пением. Девушки, которые симпатизировали холостым парням, привязывали к их левой руке колодку, приговаривая: «Я на тебе колодію, маю ще надію». Проявляли и другие знаки внимания: цепляли на одежду ленточку или вышитый платок. Бывало, что у кого-то появлялось несколько лент или платков, а некоторых вообще оставляли без внимания, словно намекали: такому парню следовало задуматься над своим поведением. Колодкой также служила и сделанная кукла, которую привязывали не только к конечностям, но и к спине того, кому девушка симпатизировала. Колодку привязывали только раз в год. А избавиться от нее можно было только, заплатив выкуп девушке (деньгами или подарками). А потом, на Пасху, парень отдавал свою выкупленную колодку девушке, даря ей ленту.

Особенностью русской «Масленицы» были кулачные бои, которыми завершали празднование. Но только в наших традициях закрепился такой старинный обряд как «вязание колодки» неженатой молодежи. Нет у наших соседей и символического обмена «колодками» как символами будущей женитьбы.

В четверг отмечали день святого Власия (покровителя скота, которого очень чтили). После божьей службы женщины ходили от дома в дом, угощались. В этот день животных обрызгивали святой водой, особенно коров (желали, чтобы телята водились), окуривали также ладаном.

В пятницу торжественно зятья привозили тещу к себе в гости и угощали, «аби добрими були і горло в тещі не пересихало». В русском исполнении этот обряд проводили, как «собираться к теще на блины», то есть зять ехал в гости к теще.

На Масленицу зазывали весну, а зиму пугали криками, гуляниями, поэтому неделю проводили громко, и праздничная неделя завершалась Прощенным воскресеньем (или Пущением), когда односельчане гостили друг у друга, угощались и просили прощения за причиненные ранее обиды (отвечая на слова прощения: «Бог простит и я прощаю»), чтобы очистить совесть перед постом. Бывало, что ходили и на кладбище проститься с умершими. В этом году последний день Масленицы приходится на 17 марта. В конце праздника сжигали символ зимы — Кострубатого деда.

После громких гуляний в понедельник начинался Великий пост. Так что в первый его день (в этом году приходится на 18 марта) наступал «жилавий понеділок». Женщины тщательно вымывали посуду от остатков скоромного и пекли ржаные песни лепешки — жиляники. Употребляли постный борщ, хрен и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛИ по хозяйству. Мужчины выполняли такой интересный обряд — полоскание водкой зубов, чтобы не оставалось остатков творога, потому что существовало поверье: «чорти щоночі вийматимуть разом з зубами рештки сиру». Люди в начале поста приговаривали с сожалением: «Масляна, Масляна, яка ж ти мала, якби тебе cім неділь, а посту — одна», «Масляна, воротися, до Великодня, или «Масляна, воротися, до Великодня протягнися, від Великодня до Петра, а від Петра аж до тепла». В пост, продолжавшийся семь недель, нельзя было ругаться, даже громко разговаривать, сохраняли душевное равновесие, готовясь к Пасхе, не ели скоромного. Это еще был и духовный пост…

А в наше время праздник претерпел трансформацию и Масленицу отмечают на современный лад — всего два последних перед постом дня.

Ранее сообщалось, что теперь церковные праздники в Украине отмечают по новоюлианскому календарю.

386

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров