«Улитка без ракушки в фильме „Фарфоровая война“ является метафорой беженцев, которые остались без дома», — художник Слава Леонтьев

В украинский прокат вышел документальный фильм «Фарфоровая война», который получил около пятидесяти международных наград и номинирован на «Оскар». Главные герои картины — харьковские художники, супруги Слава Леонтьев и Аня Стасенко. Они создают красоту несмотря на войну и вопреки ей. И эта их стойкость и сила духа, умноженные на талант, не могут не восхищать.
В интервью «ФАКТАМ» художник и сорежиссер фильма «Фарфоровая война» Слава Леонтьев рассказал об истории ленты и невероятном фарфоре, который создает вместе с женой Аней Стасенко.
«Этот фильм — работа очень мощной международной команды»
— Слава, поздравляю вас с успехом фильма! В социальных сетях он получил огромное количество отзывов от людей из разных стран мира.
- Спасибо за поздравления. Фильм «Фарфоровая война» — работа очень мощной международной команды. К его созданию присоединились несколько стран: США, Польша, Австралия и, конечно, Украина. Создатели ленты «запрыгнули» в этот проект, совершенно не думая о признании. Они хотели поддержать Украину. Мой сорежиссер Брендан Белломо — известный американский специалист по спецэффектам в развлекательном кинематографе, однако никогда раньше он не работал как документалист. Когда началось полномасштабное вторжение, он позвонил нам с Аней, чтобы спросить, живы ли мы и чем занимаемся. Ведь еще до войны у нас было подписано соглашение об использовании созданных нами фарфоровых образов в анимационном проекте.
Читайте также: «Работы Галины Кломбицкой экспонировались в Париже, Рио-де-Жанейро, Чикаго, Монреале, Токио», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк
Когда Брендан узнал, что моя жена Аня продолжает работать, а я ей по возможности помогаю, при этом находясь в вооруженных силах, он был поражен. Вместе с Аньелой Сидорской, которая стала автором идеи фильма «Фарфоровая война», они начали этот кинематографический проект. Затем к ним присоединилась известный продюсер и сценарист Пола ДюПре Песмен, которая участвовала в создании фильмов о Гарри Поттере. Мы с Аней в этой команде были персонажами, я также стал сорежиссером, а наш друг, художник Андрей Стефанов, выступил в роли оператора. Чтобы создать полуторачасовой фильм, было отснято 500 часов материала. Поэтому было из чего выбирать. Чрезвычайно важной была работа анимационной студии BluBlu Studios в Польше. Считаю, что дополнить документальный фильм современной анимацией — гениальное решение, которое дало нам возможность совместить фарфор с историей реальности, которую мы рассказываем в фильме.

— Получилось действительно необычно! Фарфор в фильме … оживает.
— Образы, которые мы создаем с Аней, соединены с природой и являются важными метафорами. Это и улитка, и сова, и Пегас, и одуванчики… Например, улитки без раковины являются метафорой беженцев, которые остались без дома, а фантастическое создание Пегас воплощает мечты о будущем. Художественный язык очень метафоричен. В росписи фигурок вы не увидите ужасов войны — насилия и разрушений. Аня говорит о том, что держит границы своей творческой вселенной и не даст туда вмешаться захватчикам.

«Это технологически невероятные вещи, когда в статуэтках „оживает“ надглазурная роспись»
— Как же был создан эффект ожившего фарфора?
- Польская анимационная студия BluBlu Studios получила фото всех наших работ, созданных в течение более чем двадцати лет. Они изучили наш стиль и художественный язык и создали вручную семь тысяч рисунков, чтобы проиллюстрировать фильм. Для нас было настоящим чудом то, что мы увидели. Это технологически невероятные вещи, когда в статуэтках «оживает» именно надглазурная роспись. Зритель смотрит на все это как загипнотизированный. Создать такой эффект — чрезвычайно сложная инновационная работа. Когда же Брендан Белломо показал мое отражение в зрачке глаза совенка, я был вообще поражен. Также Брендан впервые использовал в фильме разработанную им технологию преобразования цифрового материала в такой, что будто отснят на пленку. Кадры с такой обработкой воспринимаются как более реалистичные, они как будто «дышат изнутри» — и это очень хорошо чувствуется на большом экране.
.jpg)
— Правильно ли я поняла, что Брендан Белломо еще до полномасштабной войны хотел снять фильм о вашем фарфоре?
— Он и Аньела Сидорская предложили использовать созданные нами образы в анимационных проектах, и мы даже успели подписать соглашение. То есть речь шла о том, что наш фарфор оживет в 3d анимации.
— Как они узнали о ваших фарфоровых работах?
— Из соцсетей, ведь мы никогда серьезно не занимались выставочной деятельностью.
— Брендан Белломо и Аньела Сидорская — коллекционеры фарфора?
— Нет. Они увидели наш фарфор, он им понравился. Украинское искусство аккумулирует свободу и творческую смелость и этим привлекает.
«Я давно понял такую вещь: наши искренние предпочтения всегда кто-то разделяет»
— С чего началось ваше необычное творчество?
— Фарфор мне нравился с детства. Я любил «зависать» в Харьковском художественном музее, где он экспонировался. И это были для меня особенные моменты. К сожалению, в фильм не вошел материал о поврежденном музее. Там, где когда-то была экспозиция фарфора, я снимал обломки упавшего потолка. И эти белые обломки очень напоминают фарфор… Что касается моего пути к фарфору, он был долгим. Я учился в художественном училище и академии, потом была аспирантура. Изучал живопись, графику, теорию и историю искусства, но у меня не было ни одного часа обучения скульптуре. Однажды друзья пригласили нас с Аней помочь им в создании керамической бижутерии. Это был мой первый опыт. Потом я начал создавать формы для Ани, она их расписывала. Мы старались и стараемся делать что-то интересное, необычное. Например, ушко кузнечика в росписи может быть домиком, над которым этот «крылатый конь» пролетает…
Читайте также: «Мистические истории о скрипке Никколо Паганини поражают», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк
— Сейчас в соцсетях столько желающих приобрести ваши фигурки! Они так тронули людей из разных стран мира. Как думаете, в чем секрет такой популярности ваших работ?
— Я давно понял такую вещь: наши искренние предпочтения всегда кто-то разделяет. Если я создаю что-то такое, что хотел бы иметь лично, это будут покупать с удовольствием. Нам с Аней никогда не хватало времени, чтобы удовлетворить спрос заказчиков. Работы становились все сложнее и сложнее. Создание одной может занимать два месяца и даже больше. Сейчас, когда мы заняты продвижением фильма «Фарфоровая война», который дает возможность рассказать об Украине, времени на создание работ стало еще меньше
— Какой, по вашему мнению, главный месседж фильма?
— Фарфор — метафора Украины, которую невозможно уничтожить. Наша культура — один из источников нашей стойкости. Сегодня Украина для всего мира выступает метафорой свободы и культуры, вызывая восхищение и уважение.
— В июне 2023 года, несмотря на войну и вопреки ей, главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец открыл первый в Украине музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum, который пользуется у киевлян и гостей столицы Украины большой популярностью. В нем представлены более 2000 уникальных работ, созданных мастерами самых известных в мире фарфоровых мануфактур. Эту коллекцию Александр Швец собирал на протяжении десятилетий. Лично же для меня этот невероятный музей, один из лучших в мире, стал источником вдохновения для создания в «ФАКТАХ» крупнейшего в Украине художественного медиапроекта «Украинский фарфор. Путь в ЮНЕСКО» — серии интервью с художниками, экспертами и коллекционерами фарфора.
— Все это действительно впечатляет. С удовольствием посещу этот музей, когда буду в Киеве. На самом деле фарфор — очень недооцененный материал. Он чистый как носитель и является одним из лучших и важнейших материалов, которые имеет сегодня человечество. Его возможности — особенно в сочетании с современными инновационными технологиями — необъятны…
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с профессором Сергеем Козаченко о фантастическом впечатлении от коллекции фарфора в ShvetsMuseum.
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Фото из альбома Славы Леонтьева
217Читайте нас в Facebook