ПОИСК
Происшествия

«Сказали уйти, иначе расстреляют»: история священника, пережившего оккупацию в Запорожской области

12:20 28 апреля 2025
Священник Игорь Синчина

49-летний Игорь Синчина по окончании духовной академии был направлен на служение в Запорожскую область. Там начал строительство храма Православной церкви Украины, но полностью воплотить задуманное не удалось из-за большой войны. Даже тогда, когда враг был очень близко, священник все равно продолжал прославлять Господа на украинском языке. А уже в период оккупации уехал на Волынь, где продолжает служить.

«24 февраля 2022 года меня разбудил звонок дочери, которая живет в Вышгороде. Она была беременной и кричала, что их бомбят»

— Я родом из Львовской области, учился на Волыни. Женился, и поехали мы с семьей в село Балки Васильевского района в Запорожской области. Думаю, что сам Бог направил так, чтобы я там оказался, — говорит «ФАКТАМ» отец Игорь. — Мне было всего 23 года. Тогда, в 90-х годах, только создавалась украинская церковь. Представьте себе, в то время их было две на два района. Я называл этот регион «духовной пустыней», потому что люди не знали элементарной молитвы «Отче наш». Спрашивали меня, что это такое. Они жили больше материальным, не понимали, зачем им церковь. Поэтому я чувствовал свою потребность быть там и рассказывать местным все с нуля. Было не очень легко, но очень интересно. И я радовался, когда видел, как мое слово и проповедь находили отклик в сердцах людей. Количество верующих в храме увеличивалось, они с уважением относились не только ко мне, но и к церкви в целом. В селе Балки я начал строительство храма Православной церкви Украины, но не удалось довести дело до конца из-за большой войны.

По словам священника, он до последнего не верил, что в 2022 году россия начнет масштабное вторжение.

— Возможно, глубоко в душе я понимал, что что-то произойдет, потому что знал, с кем имеем дело. Но так не хотелось осознавать это все, верить, что в наше время такое бывает. К сожалению, это произошло, — добавляет Игорь Синчина. — 24 февраля 2022 года утром меня разбудил звонок дочери, которая живет в Вышгороде. Она была беременной и кричала в трубку, что их бомбят. Мы с матушкой были вдвоем, потому что дети взрослые и разъехались. Трудно было потому, что в войну наша семья не вместе. Потом пришло осознание происходящего… Молитвы, чтобы никто не пострадал… Но, как видим, война не выбирает, гибнут люди.

РЕКЛАМА
По словам священника, он до последнего не верил, что в 2022 году россия начнет полномасштабное вторжение.

«Я первым захотел идти на переговоры с оккупантами, но земляки просили этого не делать»

Несмотря на все, священник Игорь Синчина остался дома. Собирался со своей духовной семьей, общались, проводили богослужения. Тогда, говорит он, увидел, как в трудные времена у людей окрепла вера:

— Мы помогали возводить блокпосты, организовались мужчины, которые там дежурили. Я по 3−4 раза объезжал их, мы много разговаривали. Я чувствовал, что нужен этим людям. Потом мы с верующими плели сетки, помогали продуктами. В первые дни войны очень многие мои прихожане, в том числе кум, пошли защищать Украину. Меня держала вера в то, что наши защитники отразят атаки приближающегося врага. Наше село находилось на берегу Каховского водохранилища, вместе с Энергодаром и Днепрорудным образовывали так называемый «аппендицит». А линия фронта шла немного выше, поэтому российские колонны двигались по этим дорогам. Но где-то на третий месяц на наш блокпост наведались враги. Я первым захотел идти с ними на переговоры, однако земляки просили этого не делать, потому что для оккупантов украинские священники — это страшные враги! Поэтому переговоры вела другая группа. Врагу объясняли, что никто их не ждал, что не надо нас освобождать. Нам ответили, что это приказ, сказали уйти с блокпостов, иначе расстреляют. Выбора не было. По балкам стали ездить российские военные. До сих пор в голове момент, как в 50 метрах от меня стоят две установки «Град» и обстреливают Васильевку, где были наши защитники. Эти снаряды несли горе и слезы.

Я все это время продолжал служить, потому что нужно было проводить службы, панихиды. Надевал подрясник, но, на удивление, враги меня не трогали и ничего не спрашивали. Чаще ко мне приходили местные коллаборанты. Таких, к сожалению, было много. Они говорили мне, что скоро здесь будет россия, и намекали, что нужно сделать какой-то выбор. Хотя они понимали, что свой выбор я давно сделал. Ведь еще сразу после того, как я приехал в Запорожскую область, любители «русского мира» называли меня «бандеровским священником». Но были и такие, кто изменил свое мнение и поддерживал Украину. Скажу, что у меня тогда уже не было страха, потому что я на своей родной земле, никому ничего не навязывал.

РЕКЛАМА

Читайте также: На Харьковщине завербованный россиянами священник готовил удары по военным эшелонам

Отец Игорь до последнего служил в церкви, и только на украинском языке. В другие украинские церкви оккупанты приходили помолиться.

Священник Ігор Синчина
"Меня держала вера в то, что наши защитники отразят атаки приближающегося врага", - рассказал отец Игорь

Семь месяцев священник с супругой прожили в оккупации. Но пришлось поехать к дочери на Киевщину на роды.

РЕКЛАМА

— Все время меня все просили уехать. Родители, младший брат, который был на фронте. Но я не хотел оставлять своих верующих, — объясняет отец Игорь. — Все-таки послушал дочь, ведь очень хотел взять на руки внучку. Планировал вернуться через месяц. Однако так случилось, что потом дорогу на Васильевку закрыли и возможности приехать уже не было…

В конце концов семья уехала на Волынь, теперь Игорь Синчина служит в церкви села Клепачев. А недостроенная церковь стоит закрытой на замок, прихожане ухаживают за территорией рядом. К дому священника российские войска тоже приезжали, но внутрь, к счастью, не ворвались.

— Я поддерживаю общение с моими верующими, — говорит священник. — Они звонят, плачут, говорят, что им меня не хватает. Труднее всего, когда слышу, что кто-то из них уже умер. Поскольку жизнь в оккупации — это боль, стресс, переживание… Постоянно молюсь за них. Мечтаю, что после победы и деоккупации вернусь в Балки и продолжу служить людям и Господу.

Ранее «ФАКТЫ» побеседовали с главным капелланом Донецкого экзархата Греко-католической церкви Василием Иванюком об истории капелланства и об их миссии во время ужасных испытаний в войну.

1057

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров