ПОИСК
Культура и искусство

«сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется место прощению»

0:00 13 мая 2006
«сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется место прощению»
Наталья БУТ специально для «ФАКТОВ»
Ровно 50 лет назад на Киевскую киностудию имени Александра Довженко пришла молодая актриса Наталья Наум… За полвека она снялась более чем в 50 фильмах, где большей частью играла матерей — за это и была удостоена звания народной артистки Украины Запомнив Наташу Наум в созданной 45 лет назад культовой картине «За двумя зайцами», зритель ее вскоре… потерял. Виной тому режиссерская воля мужа актрисы — Владимира Денисенко, который «назначил» ее на роли матерей. Соответствующий грим, костюм, да и сами роли сделали свое дело — Наталью Наум не представляли в другом амплуа и те режиссеры, которые хотели ее снимать. И только в музее Киевской киностудии имени Александра Довженко можно полюбоваться красотой этой актрисы на фотокадрах из фильмов «Земля», «Олекса Довбуш», «Поэма о море»…

У 9-летней Наташи прямо на глазах умерли родители — от голода

Наталья Михайловна Наум выросла в бедной многодетной семье лесоруба на Ивано-Франковщине. Детей было 13. Мама очень хотела, чтобы они учились в школе, но всем ребятишкам пришлось батрачить у богатых людей. В доме было всего две книги — «Одиссея» и «Кобзарь». Мама просила то прочитать ей отрывок вслух, то пересказать то, что каждый из детей прочел сам. Слушая изо дня в день эти отрывки, Наташа выучила книги наизусть. В школу ее, младшенькую, таки отдали, но ходила она туда с пустой полотняной торбинкой через плечо — ни хлеба, ни учебников в ней никогда не было.

Старшие сестры часто плакали, просили родителей не посылать их больше батрачить. А отец им: «Не будете работать, чем кормить вас буду?» Однажды он и Наташу хотел отправить с сестрами: «Берите Наталочку, пусть помогает». Мама прижала ее к себе: «Нет, не отдам!»

В девять лет Наташа осталась сиротой: на ее глазах от голода умерли мама и отец. Девочка попала в детдом. О своей жизни там актриса рассказывала подруге — Маргарите Криницыной. Некоторые эпизоды так впечатляли Маргариту Васильевну, что та просила Наталью записать отдельные сюжеты.

РЕКЛАМА

После своего дебюта в 1945 году в роли Деда Мороза на елке Наташа поступила сразу в три кружка: танцевальный, хоровой и драматический. У девочки появилась мечта — увидеть себя на сцене. В ремесленном училище, куда Наташа попала после детского дома, она играла в самодеятельных спектаклях. Не могла отказаться от сцены и на швейной фабрике, где работала после училища.

Одаренную девочку заметили и пригласили во вспомогательный состав Черновицкого музыкально-драматического театра имени Ольги Кобылянской. И вот первая роль на настоящей сцене. Снова, как и в далеком 45-м, — мужская роль. Но уже не Дед Мороз, а юный Наполеон (имя подростка в пьесе Бальзака «Мачеха»). Дебют юной актрисы оказался неожиданным. Первыми словами Наполеона были: «Мама! Мама! Фердинанд упал с лошади!» Впервые за все годы жизни без матери девушке нужно было произнести слово «мама», а она боялась. Наконец выкрикнула его, да так, что на слова «Фердинанд упал с лошади»… уже не хватило ни голоса, ни дыхания. Зал замер, потому что пьеса не несла в себе той трагедии, которую вложила юная актриса в одно только слово!

РЕКЛАМА

13s06 Kadr copy.jpg (21435 bytes)«Мама часто снилась мне, — объясняла дебютантка режиссеру спектакля, — всегда в вышиванке, гладко причесанная, веселая, нежная. А перед спектаклем приснилась опухшей от голода — такой, какой была в последние дни своей жизни». Не понимала еще тогда 16-летняя актриса, что это в ней боль умирала и рождался талант.

«Не имеют значения ни твой возраст, ни внешность. Главное — как ты чувствуешь Мать»

РЕКЛАМА

Амплуа Натальи определил ее муж — режиссер Владимир Денисенко, сняв супругу в фильме «Тяжелый колос». Сейчас картину, конечно, никто не помнит, а жаль. В ней есть сцена, способная потрясти и современного зрителя. Варвара, которую играет Наталья Наум, — жена ученого-биолога. Она любит настолько, что делает вид, будто не замечает связи мужа с лаборанткой Дашей (героиня Ады Роговцевой). Сначала кажется, что Варвара слепа, потом хочется упрекнуть ее в глупости: почему, зная, что происходит между мужем и Дашей, она никак не реагирует?

И лишь в сцене прощания в больнице, куда умирающая Варвара позвала и мужа, и свою соперницу, зрителю все становится ясно. Сердцем матери — а не соперницы! — она почувствовала: Даша способна любить не только ее мужа, а и двоих чужих детей, она не оставит их на произвол судьбы. А что для матери дороже всего? Счастье и благополучие детей. Вот и завещает Варвара любовнице мужа свою семью…

Увидев Наталью Наум в «Тяжелом колосе», Юрий Ильенко решил пригласить ее в свою ленту «Белая птица с черной отметиной».

- Когда Наташа появилась на пробах «Белой птицы… » — вспоминает народный артист Украины Богдан Ступка, — я спросил у Ивана Миколайчука: «Кого она будет играть?» Единственная женская роль — это роль Кадочниковой. А Наташа на кого пробуется? Иван ответил: «На мать». «Чью»? — пристаю к нему дальше. Он же, размышляю, соавтор сценария, возможно, дописал еще одну женскую роль. «Нашу, нашу с тобой маму будет играть Наташа!» — ответил Иван.

Когда я рассказал потом Наташе об этом диалоге, она рассмеялась: «Еще бы вы не удивились! Мне же чуть-чуть за 30. А Ильенко приглашает на роль пожилой Звонарихи, матери взрослых сыновей. Юрий Герасимович на мое недоумение сказал тогда главное: «Не имеют значения ни твой возраст, ни то, как ты выглядишь, Наташа. Мне нужно только то, как ты чувствуешь Мать».

С таким отношением к работе, как у Натальи Наум, я встретился впервые. Профессионально лицо ее старили гримеры, я же наблюдал, как актриса сама работала над своими руками — очень красивыми и молодыми. Вен и жилок совсем не было видно. Так она гримировала каждую жилочку, а ногти срезала так, чтобы под ними был заметен след земли, приучала пальцы быть натруженными. И такие процедуры Наташа проделывала не только перед съемками, но и на каждой репетиции! Эффект был потрясающим. С тех пор и я взял на вооружение ее работу над руками. Гример работает над моим лицом, а над руками — я сам. По методу Наум. Ведь каждая роль требует «своих» рук, соответствующих возрасту, образу жизни, социальному положению героя.

Вот только что я получил приглашение от режиссера Владимира Бортко сыграть в его фильме роль Тараса Бульбы. И первая мысль — руки, руки надо срочно делать другими! После гипса (был серьезный вывих руки) я не могу еще свободно поднимать правую руку. А Тарасу ведь в ней надо держать тяжелую саблю, коня под уздцы схватывать… И вспоминаю Наташу Наум, ее понимание роли рук актера при создании характера.

Когда смотрю «Белую птицу с черной отметиной», всегда жду эпизод, когда Звонариха сидит на соломенной крыше и поет своему маленькому сыну колыбельную. Как эти руки обнимают его! Именно в них ответ сыну, который хотел разрушить гнездо аиста на их хате, чтобы тот не приносил больше детей в многодетную бедную семью. Натруженные, состарившиеся, но такие теплые, оберегающие материнские руки — их нельзя забыть!

«Верьте в себя, вы такая талантливая», — писала актрисе Наталья Ужвий

Множество матерей сыграла после этого Наум. Но кульминацией стала роль в фильме «Высокий перевал», снятом Владимиром Денисенко.

- К роли Ярославы в этой картине актриса шла всю жизнь, — рассказывает режиссер Василий Ильяшенко.  — Испытав все тяготы сиротства, она накопила в себе огромный потенциал: ей были ведомы тончайшие нюансы беззащитного (а мать — это прежде всего энергетическая защита) существования человека среди людей. А в мечтах она выносила тот идеал матери, который ее и подпитывал во всех ролях.

«Верьте в себя, милая моя Наталья Михайловна, вы такая талантливая актриса!» — писала в 1984 году Наталье Наум великая актриса Наталья Ужвий после просмотра фильма «Высокий перевал».

В образе Ярославы слились, по сути, все материнские судьбы, сыгранные Наум. Сюжет фильма  — реальные события, записанные Владимиром Денисенко со слов родной сестры его жены. Время действия — тяжелейшие послевоенные годы прикарпатского села, свидетелем и участником которых была семья Наум.

В основе фильма — трагическая история семьи Петрик. Ярослава, которую играет Наум, — коммунистка, а муж, сын и дочь — на стороне ОУН-УПА. Граница прошла по сердцу матери. Но ненависть и вражду между своим родным сыном Юрком (его играет сын Натальи Михайловны — Тарас Денисенко) и усыновленным русским мальчиком Алешей Ярослава преодолела, выстрадав их примирение всей своей жизнью.

И потому в ее угасающем взгляде в финале фильма на секунду вспыхивает радость. Радость исполненного долга — перед теми, кого любила, перед людьми не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Ярослава простила всех. Недаром ее любимой фразой была: «Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется место прощению».

Из досье «ФАКТОВ»

Наталья Михайловна Наум родилась и выросла в селе Старый Мицун Долинского района Ивано-Франковской области. Закончила Киевский театральный институт. Работала на Киностудии имени Александра Довженко. Главные фильмы актрисы — «Земля», «Сон», «Олекса Довбуш», «Среди добрых людей», «Тяжелый колос», «Повесть о женщине», «Наталка Полтавка», «За двумя зайцами», «Аты-баты, шли солдаты», «Высокий перевал»… Ушла из жизни актриса в 2004 году.

 

2342

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров