«сосед держал в одной руке пиранью, а из другой ладони хлестала кровь — я еле смогла ее остановить
Небольшая рыбка пиранья — существо экзотическое. Обитающая исключительно в пресных водоемах Южной Америки, она пользуется дурной славой. В озера, кишащие пираньей, даже животные не приходят на водопой. Стая таких рыбешек может за минуту оставить от буйвола один скелет. Острые треугольные зубы этой хищницы буквально вырывают из тела куски мяса, не брезгует пиранья и падалью, из своих собратьев предпочитает на обед карасиков и вуалехвостов. В приключенческих книгах о Южной Америке встречаются даже примеры того, как индейцы с Амазонки казнили своих врагов, опуская их в воду, где плавали пираньи. Словом, рыбка эта — не подарок. Хорошо, что в украинских реках и озерах пираний можно не бояться — при температуре ниже 15 градусов они не живут. Поэтому, когда известному в Днепропетровске аквариумисту Петру Кордину позвонил зять Александр Евсеенко и сказал: «Я пиранью в озере поймал», тот, конечно, не поверил. Но, приехав в дом на берегу озера Касьянка, увидел в ведре знакомый силуэт. В его огромной коллекции аквариумных рыб было две точно таких же — зубастых, покрытых темными пятнышками
В одной из сетей рыбаки нашли скелет ондатры и несколько обглоданных карасей
Местные жители утверждают, что странные явления в заросшем осокой и замусоренном озере Касьянка начались сразу после пасхальных праздников. Нужно сказать, что этот небольшой теплый водоем, расположенный на окраине Днепропетровска, в конце самой длинной городской улицы Передовая уже давно облюбовали окрестные рыбаки. Карасиков здесь было видимо-невидимо, поэтому каждый вечер жители прямо со своих огородов, спускающихся к озеру, ставили сети. Даже мальчишки считают удочки баловством, предпочитая более надежную снасть.
Перед закатом солнца кого только не увидишь на озерной глади: стремительно скользят по воде огромные ужи, таращатся из тины пучеглазые жабы, под обрывом нет-нет, да и ударит длинным хвостом по воде ондатра, водят выводки утят по камышам дикие утки, на которых даже в сезон охоты здесь никто не посягает.
Именно поредевшие к концу апреля утиные ряды и стали первым звоночком нависшей над озером опасности. Поудивлявшись этому, местные кумушки и ребятишки, впрочем, большого значения данному факту не придали. Потом обсудили, почему не стало слышно по вечерам оглушительного жабьего пения. Пропали куда-то и ужи.
- Сразу после Пасхи, выйдя часов в девять вечера на берег, мы с соседками увидели, что озеро стало каким-то рыжим, — рассказывает живущая здесь Ирина Дзех. — Присмотрелись, а вдоль противоположного обрывистого берега сплошной вереницей плывут ондатры — одна за другой, хвост к носу. Мы, конечно, знали, что они здесь водятся, но даже не представляли, что их такое множество — буквально тысячи. Словно рыжая волна прокатилась по озеру. Шли они по направлению к соседнему озеру Шпаковое, отделенному от Касьянки небольшим участком суши. Люди здесь по 30 лет живут, а такого не видели. И с тех пор ни одной ондатры в озере не стало
Снасти здесь рыбаки ставят крепкие. Ведь бывает, что и щука попадается. Даже этой обладательнице острых зубов ни разу не удавалось вырваться из сети. Каково же было удивление одного из рыбаков, нашедшего в своем ятере скелет ондатры и несколько полуобглоданных карасиков. Кто охотился в чужом «огороде», неизвестно. В прочной капроновой нити, разрезанной, словно бритвой, зияла немалая дыра. Но даже опознанная Сашей Евсеенко неделю назад пиранья мало кого насторожила. Слишком невероятным казалось появление здесь тропической хищницы.
Даже спустя неделю укус, напоминающий подкову, на безымянном пальце кровоточит
Однако последовавшие за этим события взбудоражили всю округу.
- Я с вечера поставил сеть, а утром пошел ее проверять, — рассказывает 18-летний Вячеслав Гатило. — Поднимаю, а там две рыбешки. Думал, окунек или красноперка, только вытянул одну из сети — она меня за руку и цапнула. Да так больно, что я ее выпустил. Вторую нес домой прямо в сетке. Пока пытался кровь остановить (а рана на ладони была довольно глубокой), рыба трепыхалась очень сильно, даже сетку порвала. Я потом ножом нить разрезал и пустил ее в ведро с водой. Причем ребята накануне говорили мне, что в озере пиранью поймали, да я не верил, пока сам не убедился.
Хищницу Славик сунул в морозилку — хотел показать потом друзьям. А чтобы его рассказ об этой добыче никто не мог поставить под сомнение, решил пиранью засушить и покрыть лаком. Небольшая, с тупой короткой головой и овальным, как у камбалы, телом рыбешка, благодаря частоколу густых острых зубов, выглядит действительно устрашающе, как настоящий охотничий трофей.
Не спешит съесть свою добычу и живущий по соседству Анатолий Самосуев. Вечером он тоже пошел проверять поставленную утром сеть и тоже в сумерках принял пиранью за карасика. Но, в отличие от Славы, заядлый рыбак свою добычу не упустил. Когда рыбешка впилась ему в палец, он перехватил ее другой рукой и помчался к ближайшему двору, где живет его соседка Люба.
- Сосед держал в одной руке пиранью, — рассказывает женщина, — а из другой ладони хлестала кровь — я еле смогла ее остановить.
Люба обработала перекисью глубокую рану на левой руке. Даже спустя неделю этот укус, напоминающий по форме подкову, на безымянном пальце кровоточит. А в ту минуту, когда впервые в жизни на него напала рыба, Анатолию показалось, что она отхватила у него полпальца. Потом в сетях он нашел еще одну такую же хищницу, но действовал уже осторожнее.
Петр Петрович Кордин занимается разведением аквариумных рыбок профессионально. В поисках редких, экзотических ее видов он объездил всю Европу. На частном подворье Кординых два больших ангара до самого потолка заняты огромными стеклянными емкостями с пестрыми, переливающимися в свете ламп стайками. Вся семья Кординых разделяет увлечение главы семейства. Дочка с зятем добывают сачком в Касьянке рыбий корм — дафний и циклопов, которых здесь в изобилии.
В коллекции Петра Петровича есть и две пираньи. Недавно друзья подарили их дочке на день рождения. Не готовые к такому презенту, домочадцы запустили маленьких экзотических рыбок в аквариум с сомиками. Однако через неделю заметили, что там на одного коренного обитателя стало меньше, к концу второй недели пропал еще один вальяжный хозяин аквариума. И только обнаружив в песке сомьи скелетики, Петр Петрович понял, что пираньи времени даром не теряли, и отсадил их в отдельную «квартиру».
На днях к этим двум добавилась третья хищница, пойманная зятем Сашей в Касьянке. Благодаря коллекции тестя он и опознал ее сразу, поэтому единственный из всех троих обладателей экзотического улова не пострадал. Правда, у этой рыбки, пытавшейся прогрызть сети, повреждена спинка, и второй зять Миша лечит ее, для предосторожности завернув в тряпочку.
Кордины надеются, что эта семейка даст потомство, хоть очень уж капризна пиранья.
- Она не выносит перепадов температуры, — рассказывает Петр Петрович, — а размножается только тогда, когда вода прогревается до 30 градусов, как в Амазонке. Но постараемся создать ей эти условия.
«Может, прожорливые питомцы кому-то надоели, вот их и выпустили из аквариума»
Необычайное происшествие в озере Касьянка привлекло внимание местных ученых. Чтобы расставить все точки над «ч», известный ихтиолог, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и экологии Днепропетровского национального университета Роман Новицкий выехал к озеру Касьянка вместе с ихтиологом Нижнеднепровского государственного управления охраны водных ресурсов Сергеем Бабенко. Ученые хотели подтвердить или опровергнуть две версии: пиранья каким-то чудом акклиматизировалась в Касьянке, а значит, кроме взрослых особей, здесь должны быть и мальки, или ее просто выбросили в озеро незадачливые аквариумисты.
- Мы раскинули к вечеру почти 500 метров сетей, — рассказывает Роман Новицкий, — опутали практически все озеро — комар не проскочит, а в пять часов утра обнаружили двух взрослых пираний, еще одна попалась в ятер местного рыбака. Итого: восемь. Как раз содержимое одного аквариума. Видно, прожорливые питомцы кому-то надоели, вот их и выпустили на свободу.
Сегодня в моде держать экзотических обитателей в офисных аквариумах. Считается, что очень круто показать гостям, как небольшие рыбки разрывают на части тела гупий, которых бросают в аквариум хозяева. Зрелище не для слабонервных, особенно когда видишь острый частокол зубов. Говорят, индейцы делали из челюстей пираньи своеобразные ножницы, которыми можно было перекусить что угодно. Кстати, в дебрях Амазонки пираньи считаются довольно изысканным деликатесом. Мясо у них очень нежное, костей почти нет.
Возможность попадания пираньи в Днепр Роман Новицкий категорически опровергает. Хотя каскад из более чем 10 озер, в который входит и Касьянка, связан между собой и с Днепром ручейками, сточной системой, но эта рыба не может жить в днепровской воде и с первым же похолоданием погибнет.
- Мы внимательно исследуем пойманные экземпляры, — рассказывает Роман Новицкий, — и только после этого сможем сделать какие-то выводы. Если пиранья что-то ела — значит ей было в Касьянке хорошо. Если же брюшко у нее пустое — значит рыба не приспособилась к этим условиям и скоро погибнет.
Кстати, к рассказам местных жительниц о бегстве ондатр Роман Александрович отнесся скептически: пока дежурили с рыбинспектором у сетей, видели и несколько ондатр, и пару выводков диких уток. Весеннее их бегство, считает он, могло быть обычной миграцией из озера в озеро.
Все эти предположения может подтвердить только жизнь: если в рыбацкие сети больше не попадутся незваные гости, значит, они оказались здесь случайно. Впрочем, рыбаки и так уже переименовали Касьянку в Амазонку. И считают, что это название заросшему осокой озеру подходит даже больше.
803Читайте нас в Facebook