ПОИСК
Происшествия

Директор института международных отношений киевского национального университета имени тараса шевченко леонид губерский: «нам все равно, на чем приезжает абитуриент — на лимузине или на троллейбусе. Главное, чтобы были знания»

0:00 9 июля 2005
Директор института международных отношений киевского национального университета имени тараса шевченко леонид губерский: «нам все равно, на чем приезжает абитуриент — на лимузине или на троллейбусе. Главное, чтобы были знания»
Ольга МАРЧЕНКО специально для «ФАКТОВ»
В вузах страны в разгаре вступительная кампания В Институте международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко сейчас особенно много народа: десятки юношей и девушек занимают очередь в приемную комиссию, чтобы подать документы. Приветливые молодые сотрудницы института работают практически без отдыха, внимательно знакомятся с бумагами, подсказывают, как правильно заполнить тот или иной бланк. Директор института, академик НАН Украины Леонид Губерский ответил на вопросы корреспондента «ФАКТОВ», волнующие как абитуриентов, так и их родителей.

«Больше половины поступающих — медалисты»

- Леонид Васильевич, ваш вуз нет нужды представлять: он постоянно на слуху, и попасть сюда — заветная мечта многих. Демографы предсказывали существенное уменьшение количества абитуриентов уже в нынешнем году. Но на институте, судя по увиденному, демографическая ситуация не сказалась.

- Несмотря на все прогнозы, поток желающих поступить к нам не только не уменьшился, но даже заметно вырос. Уже на сегодня конкурс на пять имеющихся у нас специальностей в среднем превышает шесть человек на место. Больше половины абитуриентов окончили школу с отличием. На специальность «Международные отношения» конкурс достиг десяти человек на место. На каждое место претендуют пять медалистов! И это еще не окончательная цифра. Многие являются лауреатами различных конкурсов и олимпиад, почти все имеют средний показатель аттестата не ниже 10-12 баллов, награждены в школах дипломами и грамотами за особые успехи в учебе. Значит, конкурировать между собой на вступительных экзаменах будут, как и в прошлые годы, хорошо подготовленные юноши и девушки.

- Что побуждает их так рисковать? Ведь очевидно же, что отсеются люди, которые без особого труда смогли бы поступить туда, где конкурс поменьше.

РЕКЛАМА

- Думаю, тут срабатывает несколько факторов. Во-первых, престиж специальностей нашего института. Профессия дипломата всегда считалась в какой-то мере особым, даже окутанным определенным ореолом таинственности, видом деятельности. И это, естественно, привлекает многих амбициозных молодых людей.

Но престиж — это еще далеко не все. Ведь подготовку специалистов по специальностям международного профиля сегодня осуществляет целый ряд вузов, а конкурс везде разный. Поэтому решающий фактор — качество учебного процесса. Нам есть чем похвалиться: отличный учебно-бытовой комплекс с оснащенными современными техническими средствами обучения аудиториями и лабораториями, компьютерная сеть с выходом в Интернет, объединяющая учебный корпус и студенческое общежитие, компьютеризованная библиотека с фондами в 350 тысяч экземпляров учебно-методической и научной литературы. Есть центр дистанционного обучения, лингафонные кабинеты и мультимедийный класс для изучения иностранных языков, типография для издания учебно-методической литературы. Имеют значение и хорошие условия жизни: благоустроенное общежитие, комплекс с четырьмя обеденными залами и сетью студенческих кафе, спортивный зал.

РЕКЛАМА

Мы постоянно обновляем наши учебные планы актуальными нормативными учебными дисциплинами и спецкурсами. В прошлом году разработали и утвердили Госстандарты образования для уровней подготовки «бакалавр», «специалист» и «магистр» по всем специальностям. При этом исходили из основополагающих принципов Болонской образовательной системы. Постоянно вводим новые специализации. В частности, в последние годы открыли такие, так «Европейская политика», «Право Европейского Союза», «Экономика европейской интеграции», «Европейские информационные системы». Открыли, первые среди профильных вузов, специальность «Международный бизнес». Теперь она одна из самых популярных среди абитуриентов. В основу организации учебного процесса положена модульно-рейтинговая система, позволяющая организовать самостоятельную работу студента под руководством преподавателя. Кроме того, и это очень важно, мы обеспечиваем хорошие возможности для изучения иностранных языков — одного основного и, как минимум, одного-двух так называемых вторых. Учиться у нас трудно, но зато выпускник получает вместе с дипломом о полном высшем образовании по специальности также квалификацию переводчика. Причем иностранные языки, а их число в институте колеблется ежегодно от 15 до 20, изучаются под углом зрения языка избранной специальности, и это дает нашим выпускникам определенные преимущества даже перед выпускниками филологических факультетов. И, пожалуй, самое главное — мощный профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий качество учебного процесса. Это наша гордость и воистину бесценный капитал.

«Многие известные политики учились у нас»

- А как у вас обстоит дело с трудоустройством выпускников?

РЕКЛАМА

- Третьим фактором, работающим в нашу пользу, является практически беспроблемное и хорошее трудоустройство выпускников. Многие из них стали бизнесменами, знаменитыми учеными, министрами, послами и даже главами государств. Среди наших выпускников — президент Грузии Михаил Саакашвили, известные украинские политики Борис Тарасюк, Петр Порошенко, Сергей Терехин, Геннадий Удовенко, Сергей Головатый… Всех и не перечислишь! Вуз имеет определенный авторитет, а это, в свою очередь, определяет статус дипломов его выпускников и в Украине, и за рубежом.

- Бытует мнение, что ваш институт — исключительно платное заведение и поступают сюда только «мажоры» — дети богатых и влиятельных родителей. Вереница дорогих авто, которую можно увидеть на подъезде к приемной комиссии, — тоже повод для таких размышлений. До вас наверняка доходили слухи: чтобы стать студентом-международником, нужно заплатить немалые деньги. Сколько на самом деле стоит учеба в Институте международных отношений?

- Прежде всего следует выяснить, о чем идет речь, когда говорится о платном обучении. В нашем университете, как и в других государственных высших учебных заведениях, кроме планового приема, существует и прием сверх плана, на условиях контракта, который могут заключить те, кто не набрал проходного балла и не прошел по конкурсу. Но мы соглашаемся на заключение контрактов только с юношами и девушками, которые успешно сдали вступительные экзамены, но не добрали одного балла для зачисления. Полученные деньги официально поступают в казну университета и используются на развитие материально-технической базы, проведение научных исследований, организацию стажировок и заграничных командировок преподавателей и студентов, приобретение литературы. Все абитуриенты — и будущие бюджетники, и контрактники — сдают вступительные экзамены в общем потоке, а затем учатся в одних группах и по одному учебному плану. Контрактников, которые учатся на «отлично», мы, когда появляется возможность, переводим на бюджет. Например, в нынешнем учебном году при зачислении выпускников бакалаврата в магистратуру многих контрактников перевели на бюджетную форму обучения и, в свою очередь, тем бюджетникам, которые учились хуже, предложили продолжить учебу на условиях контракта. Для нас главным является уровень успеваемости студента.

А теперь к вопросу о «мажорах» и «золотой молодежи». Эти понятия у нас остаются за порогом института. Во время вступительной кампании, как и в период последующей учебы в институте, нам все равно, на чем приезжает абитуриент — на лимузине или на троллейбусе. Главное, чтобы были знания. Если студент не хочет учиться — отчисляем его вместе с лимузином! К нам ежегодно поступают выходцы практически из всех регионов страны, дети из разных семей, с разным уровнем достатка. В том числе немало сирот, полусирот, людей со сложными судьбами. Многие из них не только не имеют возможности «оплатить» поступление в институт, но и, наоборот, нуждаются в нашей материальной помощи. И мы стараемся находить возможность ее оказать. Если бы мы изменили этим основополагающим принципам, в институт вскоре наверняка перестала бы выстраиваться очередь из абитуриентов.

Покидая приемную комиссию института, я всматривалась в лица поступающих. Сегодня им не позавидуешь — впереди экзамены. А лет двадцать спустя кого-то из этих ребят, быть может, узнает вся Украина, а то и весь мир.

573

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров