ПОИСК
Культура и искусство

Ян табачник: «в этой жизни мне ничего не слабо»

0:00 3 ноября 2005
Андрей ВАНДЕНКО «ФАКТЫ» (Москва)
В Москве прошли сольные концерты народного артиста Украины

Ян Петрович не балует Белокаменную визитами, поэтому поклонники заждались приезда любимца. Терпение было вознаграждено сполна. Первый концерт состоялся в помещении Музея русской гармоники Альфреда Мирека и был приурочен к открытию персональной экспозиции, посвященной жизни и творчеству Яна Петровича — профессора, доктора искусствоведения, одного из лучших аккордеонистов мира. Второй раз мастерству пана Табачника аплодировала публика, собравшаяся в Зале имени Чайковского на гала-концерт лауреатов и призеров третьего Московского международного фестиваля «Гармоника — душа России». Похоже, участие в этом фестивале становится традицией для Яна Петровича: в прошлом году он удостоился здесь титула «Гранд Маэстро».

- В середине 70-х мне в руки попалась пластинка Табачника, — рассказывает создатель и бессменный директор Музея русской гармоники Альфред Мирек.  — Имя исполнителя ничего не говорило, но решил все же послушать. С первых минут стало ясно, что передо мной несомненный талант. Еще не видя Яна, на радостях, что совершил открытие, я написал о нем статью в журнал «Музыкальная жизнь», который пользовался тогда колоссальным авторитетом и популярностью. По сути, это был талмуд советского искусства. Не боясь ошибиться, назвал Табачника замечательным аккордеонистом, имеющим шанс стать выдающимся мастером мирового класса. Позже мы встретились. Случилось это, если память мне не изменяет, в Запорожье, лет 30 тому назад, не меньше. Потом виделись регулярно. Ян тогда был молодой, красивый, сильный, рассказывал, что серьезно занимается боксом и борьбой. Он выгодно выделялся на фоне коллег по цеху исполнительской манерой, музыкальностью слуха, умением чувствовать звук и управлять им. Его музыка была чище, точнее, пронзительнее. Одно время повальным стало увлечение техникой игры. Это пошло с 20-х годов прошлого века, когда появился баян и стал вытеснять гармонику. К середине 70-х, когда на сцену вышел Табачник, аккордеонисты устраивали настоящие соревнования по игре на скорость. Допустим, кто быстрее сыграет «Полет шмеля». Один хвастался, что управится за минуту, второй брался исполнить произведение за пятьдесят секунд. Стоял «судья» с часами и вносил результаты в таблицу. Полный бред, не имеющий к музыке абсолютно никакого отношения! Это же не дорожка стадиона и не плавательный бассейн. Тем не менее многие поддались модным увлечениям, а вот Табачнику хватило ума и вкуса не втягиваться в бессмысленные и пошлые акции. Он прекрасно понимал: музыка должна исполняться в том темпе, в каком ее записал автор. Именно это позволяет показать штрихи, нюансы, внутренний мир произведения. Грубо говоря, нельзя играть колыбельную в ритме марша, а вальс в темпе польки.

Сегодня мастерству Табачника аплодируют зрители разных континентов. Во время последних концертов в Москве он предстал во всей красе, продемонстрировал свои лучшие качества. Виртуозность Табачника столь высока, что он может на аккордеоне подражать звукам саксофона! Горжусь, что впервые именно я показал Яну, как это делается.

- Поэт Маяковский однажды написал о ноктюрне, исполненном на флейте водосточных труб. У меня к вам предложение попроще: слабо сбацать рок на аккордеоне? — спрашиваю Яна Петровича.

РЕКЛАМА

- Дружище, в этой жизни мне ничего не слабо. Я играю народные мелодии, джаз, классику. И рок могу. Только зачем? Если попросят… Впрочем, 4 декабря в киевском Дворце спорта пройдет гала-концерт, посвященный моему 60-летию. Там будут звучать самые разные произведения. Готов по желанию публики и что-нибудь из рока сыграть. Приезжайте — послушаете.

 

РЕКЛАМА

259

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров