ПОИСК
Происшествия

Жители карловского района полтавской области, напуганные серией зверских преступлений, устанавливают на окнах металлические решетки и оставляют во дворе на всю ночь включенными прожектора

0:00 13 мая 2004
С 2000 года здесь было совершено семнадцать убийств. Многие из них по почерку похожи на злодейства приговоренного к пожизненному заключению Анатолия Оноприенко

Жители Карловского района Полтавской области напуганы не на шутку. С ноября 2000 года в этом регионе с населением в 41 тысячу человек числится семнадцать нераскрытых убийств. Причем большинство из них совершены в сельской местности, где еще лет пять назад никто и двери на ночь не запирал. Теперь же многие устанавливают на окнах металлические решетки.

-- У меня прожектор всю ночь во дворе включен, -- говорит внук убитого в начале октября 2002 года Героя Социалистического труда Андрея Фисуна. -- Вздрагиваем от каждого шороха.

Создается впечатление, что серийному убийце Анатолию Оноприенко каким-то образом удалось сбежать из тюрьмы, где он отбывает пожизненное заключение. Очень уж обстановка в Карловском районе сегодня напоминает ту, что была в Житомирской области в середине девяностых, когда злодействовал Оноприенко.

Расправившись с двумя женщинами, преступник ушел, не оставив никаких следов

В конце марта нынешнего года вечером в окно жительницы Карловки постучался неизвестный. Хозяйка, 46-летняя Людмила Малышева (некоторые фамилии потерпевших изменены по этическим причинам. -- Авт. ), открыла форточку, чтобы посмотреть, кто пришел. Убийца выстрелил женщине из обреза в лицо.

РЕКЛАМА

В это время в доме Людмилы зазвонил телефон. Муж, который находился на заработках в Москве, точно знал, что Людмила ждет его звонка, но на другом конце трубку никто не поднимал. Обеспокоенный супруг, почувствовав неладное, перезвонил соседке, что бы та посмотрела, почему Люда не подходит к телефону. Ничего не подозревающая 47-летняя женщина откликнулась на его просьбу. Когда она подошла к калитке соседей, прозвучал еще один выстрел. Убийца стрелял из темноты в упор. Несмотря на то, что после ранения в голову шансов выжить у человека фактически не остается, неизвестный сделал еще один контрольный выстрел в лицо несчастной. Расправившись с двумя женщинами, душегуб ушел, не оставив никаких следов. Ни в доме Людмилы, ни во дворе ничего не пропало.

Людмила Малышева и ее соседка были шестнадцатой и семнадцатой жертвами в так называемой «карловской серии» нераскрытых убийств. Кстати, Малышева, наслышанная о событиях в Карловском районе, предусмотрительно установила в своем доме бронированные двери и решетки на окнах. Но это ее, увы, не спасло.

РЕКЛАМА

По мнению полтавских правоохранителей, счет «карловской серии» следует вести от убийства сорокалетнего электрика Георгия Гусева из села Федоровка. 26 ноября 2000 года, примерно в два часа ночи, Георгий был убит во дворе своего дома при похожих на описанные выше обстоятельствах: услышал какой-то шум на улице, вышел и тут же был застрелен.

Почти год спустя, ночью 21 октября, в селе Липьянка таким же образом была убита семидесятилетняя Лидия Григорьева. Старушку лишили жизни без видимых корыстных мотивов.

РЕКЛАМА

А буквально через неделю неизвестный расстрелял двух сторожей на старом элеваторе в Карловке. Первый был убит прямо на рабочем месте выстрелом в окно. Второй сторож погиб минут десять спустя, когда шел сменить своего напарника.

После этого убийца (или убийцы) затаился до следующей осени.

Подавляющее большинство убийств в Карловском районе были совершены в двадцатых числах осенью и зимой

Когда я вернулся из командировки в Киев, то первым делом выписал на один листок из блокнота все даты убийств, произошедших в Карловском районе. И тут же в глаза бросилась одна деталь: до нынешнего года всякий раз убийства начинались осенью и продолжались до декабря. Причем в большинстве случаев они были совершены в двадцатых числах. Кроме тех, о которых я уже упоминал, 21 октября 2002 года в Карловке в собственном доме, опять же поздно вечером, были убиты пожилые супруги Ларины.

19 декабря 2003 года в райцентре расправились с местным предпринимателем. Правда, это убийство связывает с другими, пожалуй, только то, что оно также пока остается нераскрытым. У коммерсанта забрали 3 тысячи 900 гривен. Тот, кто шел на это преступление, наверняка знал, что Александр Орешкин выручку в своих торговых точках собирал строго по расписанию. Убийца подкараулил предпринимателя возле его машины и застрелил. Пуля попала Александру в печень. Истекая кровью, он успел вскочить в свой автомобиль, но, проехав несколько метров, потерял сознание и врезался в дерево. Там его добили ножом и забрали деньги.

А уже 20 декабря, аккурат в День милиции, в селе Федоровка в собственном доме были убиты пять человек -- семья Чеховских.

-- В одиннадцать часов вечера я услышала чьи-то шаги и подумала, что пришел брат, -- вспоминает Галина, близкая родственница убитых. -- Вышла во двор, а там моя 16-летняя племянница стоит ни жива -- ни мертва. «Что случилось?» -- спрашиваю. «Тетя Галя, -- отвечает, -- там у нас, вроде бы, все убиты».

Прибежав к дому родственников, Галина едва не потеряла сознание. Во дворе, прикрытые какими-то тряпками, лежали ее родители. Женщина едва не споткнулась о труп своего отца.

-- Мама лежала в дверях, -- вспоминает Галина. -- Наверное, она пыталась убежать, но не успела. Моего брата Толика пуля настигла возле сарая. А Таню, его жену, и тринадцатилетнего сына Володю убили в доме. Они даже и не пытались убежать. Пока я не вошла в дом, надеялась, что хоть племянник успел спрятаться. Но он лежал в зале на спине, прикрытый покрывалом… Ручками лицо закрывал, а пуля в сердце ему попала.

16-летнюю Наташу от участи отца, матери, дедушки, бабушки и брата спасло то, что она в тот вечер пошла с подружкой на дискотеку.

Из дома, где погибла семья из пяти человек, пропал крест XVI века

Оперативники, прибывшие на место трагедии, задействовали в поиске преступника собаку. Ищейка уверенно взяла след, но, пробежав метров сто, остановилась. Видимо, убийцы сели в машину.

В доме Чеховских пропал крест из желтого металла, сделанный еще в XVI веке. Говорят, его как реликвию передавали в роду Чеховских от поколения к поколению. (По предварительной экспертной оценке, этот крест не имеет большой ценности). И еще злоумышленники успели набить большую хозяйственную сумку продуктами, взятыми из принадлежащего семье Чеховских магазина, который примыкал к их дому. Но из-за сумки с продуктами не убивают пять человек…

По одной из версий правоохранителей, это жуткое преступление могло быть совершено из мести. Дело в том, что родственник убитых работает в Карловском райотделе милиции, и у него могли быть враги.

Героя Социалистического труда 74-летнего фермера Андрея Фисуна и его 72-летней супругу из села Липьянка убили в ночь с 4 на 5 октября 2002 года. Упавшие со стены часы остановились и стрелки замерли на половине двенадцатого ночи, вероятнее всего, зафиксировав момент убийства. В отличие от остальных преступлений в Карловском районе, здесь вырисовывается достаточно четкий мотив. Из дома Андрея Лукича пропало охотничье ружье и газовый пистолет. Кроме того, из неофициальных источников мне удалось узнать, что накануне трагедии Андрей Фисун продал 9 тонн семечек, выручив за это немалую сумму. Но эти деньги в кассу фермерского хозяйства так и не поступили.

9 марта 2004 года было совершено еще одно убийство. Правда, уже не в Карловском, а в Машевском районе Полтавской области. Но село Абрамовка, где это случилось, находится недалеко от Карловки.

-- По телевизору шел сериал «Бедная Настя», -- рассказывает кум потерпевшей, депутат сельского совета Павел Герасименко. -- А сериалы в селе все поголовно смотрят -- никого на улице нет. Немудрено, что выстрелов никто не слышал. Когда фильм закончился, зашедшие в дом Христенко соседи обнаружили окровавленную Валентину. В темноте они не сразу заметили труп хозяина, который лежал возле ворот.

Дело было так. Двое неизвестных в камуфляжной форме и в масках вызвали мужа Валентины во двор и застрелили его. Потом они вошли в дом и ударили чем-то тяжелым по голове его жену. Буквально за несколько секунд до этого женщина успела затолкнуть своего четырехлетнего сына под стул и накрыть его платьем. Там соседи и обнаружили насмерть перепуганного малыша спустя час после трагедии. Из дома пропали два ружья.

Валентина Христенко, слава Богу, осталась жива. Но она и по сей день находится в тяжелом состоянии в одной из больниц области. Женщину охраняют сотрудники милиции.

Начальник ГУ МВД Украины в Полтавской области Сергей Петренко: «Я готов извиниться перед всеми гражданами, которым мы доставили неприятности в процессе расследования»

Руководство милиции Полтавской области не склонно считать, что все эти семнадцать убийств совершил один человек.

-- 99 процентов, что речь идет о нескольких преступниках, -- говорит начальник ГУ МВД Украины в Полтавской области генерал-лейтенант Сергей Петренко. -- Каждое преступление имеет свой почерк, но все выстрелы сделаны из гладкоствольного оружия.

-- Согласитесь, в районе с населением в сорок одну тысячу человек 17 нераскрытых убийств -- это много.

-- Ну, что я могу сказать… Так сложилось. Наверное, нам не повезло, что такая концентрация убийств произошла в одном районе.

-- «Засветилось» ли оружие, украденное у Фисуна и Христенко?

-- Пока нет.

-- Правда ли, что в ходе следствия была обезврежена банда, которая, возможно, причастна к некоторым из этих убийств?

-- За время следствия на территории Карловского района были задержаны три преступные группы, двум из которых вменяется бандитизм. Мы проверяем их на причастность к другим преступлениям, в частности, и к некоторым из тех убийств, о которых идет речь. Во время отработки Карловского района раскрыты 179 различных преступлений, из которых -- три умышленные убийства.

-- Многие из тех, кого сотрудники милиции в ходе этих отработок вызывали на допрос, жалуются на методы дознания. Я побывал во всех селах, где совершены убийства, и многие мужчины в возрасте от 18 до 45 лет рассказывали мне о том, что их в райотделе избивали и требовали признаться в преступлениях, которых они не совершали.

-- Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Если у вас есть фамилии людей, которые жаловались -- давайте проверим, кто и когда их вызывал на допрос. А вообще-то я понимаю реакцию этих людей. Кому понравится, что его вызывают в милицию, задают вопросы, снимают отпечатки пальцев? Я готов принести извинения за все неудобства, которые мы доставили гражданскому населению.

Последний вопрос начальнику полтавской милиции был задан мною неспроста. В газете «Полтавська Думка» от 6 -- 12 декабря 2000 года была опубликована статья «Как ищут убийц семьи Фисунов», и в ней приведены жалобы некоторых жителей Липьянки на действия сотрудников милиции. Приведу несколько фрагментов из этой публикации.

Роман В. : «5-го ноября 2000 года я вернулся из больницы и натолкнулся в своем доме на милиционеров, которые проводили у меня обыск. Они мне не представились, не показали постановления суда или другого постановления на право обыска… После обыска меня доставили в Карловский райотдел милиции. Там с применением физического и психологического давления начали выбивать показания. Так продолжалось 16 суток. Сначала меня задержали на трое суток. Потом без решения суда (в суд не возили), добавили еще десять, а потом еще три. Били меня стражи порядка так, что я не мог ходить…

Били меня по голове, ушам, торсу, печени, почкам, в солнечное сплетение, по ногам, пяткам и рукам… Были и гомосексуальные угрозы. У меня и в мыслях не было, что милиция -- это пыточная. Фашисты не додумывались до таких пыток, какие применяет милиция против своего народа… Я был свидетелем, как издевались над другими людьми. После так называемых «крокодильчиков» (магнето) уши у людей были синие, а после «слоника» (противогаза) у задержанных еще долго не могло нормализоваться дыхание. Из милицейских застенков я вышел больным человеком».

Светлана К. : «Несколько раз моего сожителя забирали в Карловский райотдел милиции. Каждый раз домой он возвращался с побоями. Последний раз Александр, явившись домой, сказал мне, что сотрудники милиции приказали принести им тушку кролика. Иначе Александра снова кинут в клетку и будут бить. Чтобы мы не забыли про кролика, нам еще раз напомнили. Поэтому Саша забил кролика, а я его отнесла тем, кто заказывал».

Василий Б. : «Меня заставляли приседать. Я им (сотрудникам милиции. -- Авт. ) говорю, что после операции, что у меня в колене искусственная чашечка, но это их совсем не интересовало. Они еще с большим удовольствием продолжали меня избивать… Потом начали натягивать мне на голову противогаз. Я предупредил, что у меня астма, но их это не остановило. Били по почкам, которые у меня от предыдущих пыток опущены…

Одевают наручники, натягивают противогаз, в клапан которого запихивают сигареты. Несколько раз вдохнешь и теряешь сознание. Не один раз одевали бронежилет, а потом били дубинкой по груди. Синяков нет, а легкие могут отбить…

Сняли с меня брюки и плавки. Милиционеры взяли прут, похожий на электрод и начали бить по моему половому органу. Мне стало плохо. Увидев это, правоохранители посадили меня на стул, брызнули в лицо воды… Потом один из милиционеров достал портмоне с деньгами и кинул целую пачку, в том числе и доллары на стол.

-- Вот деньги, -- заявили мне. -- Если подпишешь бумажку, что ты завалил Фисуна, можешь их забрать. Я тебя прямо домой отвезу. Мы тебе еще для настроения литр водки купим».

Полтавский журналист и правозащитник Анатолий Банный утверждает, что у него есть документы, свидетельствующие о том, что после убийства семидесятилетней Лидии Григорьевой в Липьянке 15 человек (!) написали «явку с повинной», беря убийство старушки на себя. А один из подозреваемых в нескольких убийствах сразу же после допроса угодил в психбольницу, где вскоре и умер (об этом также писали полтавские газеты).

5517

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров