Петр Вовчик: «Моя бабушка, Фанни Каплан, никогда не стреляла в Ленина!»
Согласно бытовавшей в советской историографии версии, 30 августа 1918 года во дворе завода Михельсона в Москве эсерка Фанни Каплан выстрелила в Ленина двумя отравленными пулями. Ее задержали на месте преступления, пистолет валялся у ног Каплан. На допросах в ВЧК (прообраз нынешних спецслужб) женщина призналась в совершении покушения на Ленина, а спустя несколько дней в гараже Кремля комендант Павел Мальков лично ее расстрелял. Труп сожгли в металлической бочке из-под бензина. Так покушение на Ленина излагали в учебниках по истории СССР. И только недавно стали появляться данные, заставляющие усомниться в правдивости версии покушения на Владимира Ильича.
Несмотря на весьма солидный возраст — 78 лет — житель Ровно Петр Вовчик помнит все знаменательные события не только своей жизни, но и истории страны. Даже может назвать дни недели, когда они происходили. А генеалогическое древо своего рода он, благодаря рассказам родственников, изучил просто досконально. Поэтому Петр Вовчик категорически отрицает, что одна из его бабушек — Фанни Каплан — стреляла в вождя мирового пролетариата. Опровергает внук и факт ее казни.
В 1936 году Фанни Каплан передала родным записку: «Я жива, здорова, не виновата. Молитесь за меня»
— Во времена войн Екатерины Второй за Крым (конец XVIII века. — Авт.) наш предок — предпоследний крымский хан Гирей Каплан загрузил подводы пожитками и людьми, купил для себя и сына у русских солдат документы на фамилию Терещенко и бежал в Россию, — рассказывает «ФАКТАМ» Петр Матвеевич. — Поселился в приобретенной усадьбе в селе Солоновичи Шепетовского района Винницкой области, вскоре вновь женился на еврейке. В Глухово открыл производство по изготовлению сельскохозяйственных веревок.
Его род богател и разрастался, часть отпрысков вернули себе прежнюю фамилию — Каплан, некоторые так и остались Терещенко. У моего прадеда Ефима Каплана, который жил в селе Новичи Шепетовского района, в семье было 13 детей (9 девочек и 4 мальчика). В их доме сейчас школа. Фанни и моя бабушка Ганзя были родными сестрами. Из девочек только Фанни получила образование — в юности родители отправили ее учиться в Петербург. К большому огорчению родителей, там она связалась с революционерами, за что ее осудили. Тогда в роду поползли слухи, что Фанни готовила покушение на губернатора. Но оно сорвалось из-за того, что бомба самопроизвольно взорвалась в гостинице Киева, где ее делали. Впрочем, все это полная ерунда. Фанни потом рассказывала сестрам, что просто в тот момент находилась рядом. Подобным образом на нее «повесили» и покушение на Ленина. Никто в нашем роду не верил и не верит, что в Ильича стреляла именно Фанни Каплан. Слишком хорошо они знали ее мягкий, добрый и интеллигентный характер. Кстати, из-за своей застенчивости Фанни так и не вышла замуж.
— В 1936 году Фанни прислала своей сестре, моей бабушке Ане… весточку, — продолжает свой рассказ Петр Матвеевич. — К нам заехал житель села Червонное, которому во время раскулачивания пришлось с семьей поскитаться по сибирским лагерям. Там он и встретил Фанни. Она передала нам малюсенький клочок бумаги, на котором было написано: «Я жива, здорова, не виновата. Молитесь за меня».
Встречался я и с человеком, который видел Фанни накануне войны. Тогда он был в Свердловске (Россия), ждал там освобождения из лагерей своего отца. На местном железнодорожном вокзале видел, как из арестантского вагона вывели под охраной Фанни. Он ее узнал, несмотря на то, что та сильно постарела. Рядом с Каплан шла девочка-подросток. Мужчине показалось, что это ее дочь, мол, уж слишком девочка была похожа на Каплан.
А одна женщина рассказала мне, что сидела с Фанни в лагерях. Эта женщина утверждала, что Каплан умерла около 1955 года в одной из тюрем Москвы, куда ее перевезли из… Улан-Уде! В Ташкенте, где я работал, жизнь свела меня с пожилым прокурором по надзору за лагерями. Он поведал мне, что в Ленина на самом деле стрелял некий эсер Смирнов. После выстрела он бросил пистолет под ноги Фанни, которую и заставили в ВЧК взять покушение на себя.
Внук Каплан служил вместе с будущим генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым
— Откровенно говоря, никого из наших родственников не преследовали за родство с Фанни Каплан, — признается Петр Матвеевич. — Правда, во время коллективизации у брата моей мамы забрали пару лошадей, корову, подводу, культиватор… Естественно, он несколько раз, мягко говоря, негативно высказался об этом при свидетелях. Ну, его и посадили в КПЗ в Шепетовке. Кто знает, чем бы все это кончилось, но следователи подсказали ему: «У тебя очень плохая тетка — Фанни Каплан. Напиши, что официально отказываешься от родства с ней, и дело будет улажено». Он и написал, а вскоре его отпустили. Дядя приехал домой, собрал всех и рассказал, что с ним произошло. Посоветовавшись, родня решила последовать его примеру, отказалась от Фанни. Уж слишком страшные тогда были времена…
Такое заявление не пришлось писать отцу Фанни Ефиму. Еще до Октябрьской революции он уехал за границу, после того, как узнал, что его дочь занимается революционной деятельностью. В 1911 году он отправился сначала в Париж, а потом в Америку, где довольно успешно занимался производством сахара до самой своей смерти в 1936 году.
Интересна судьба и самого Петра Матвеевича. В армии он служил вместе с будущим генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и отцом Анатолия Собчака, будущего мэра Ленинграда. Кулинарному искусству Петр Вовчак учился у бывшего повара царского двора Александра Сена. Работал по специальности в советских республиках в Средней Азии, готовил обеды для первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Рашидова, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Кунаева и других высоких партийцев.
— В советские времена о своем родстве с «террористской» Фанни Каплан рассказывать просто боялся, опасаясь преследований, — признается Петр Матвеевич. — К тому же, родственники еще до войны единогласно решили об этом не распространяться. Ну, а сейчас… Просто не было повода. Да и что рассказывать-то? Я ведь поведал вам наши семейные истории…
«Надежду Крупскую потрясла судьба революционерки, приговоренной к смерти революционной властью»
Новые факты из жизни Фанни Каплан, изложенные ее внуком, «ФАКТЫ» попросили прокомментировать историка Александра Валерейченко:
— О Фанни Каплан и ее родственниках известно немного, — утверждает историк. — Но часть эпизодов рассказа Петра Вовчика (за исключением некоторых деталей, например, по одним источникам, в семье Каплан было девять детей и родом Фанни с Волынской губернии) совпадает с данными нескольких исследователей. В частности, с теми, где говорится, что она не стреляла в Ленина и осталась жива. Из протоколов допросов Фанни Каплан, которые были обнародованы в вышедшей в 1924 году книге исполнявшего в то время обязанности председателя ВЧК Яна Петерса (он и вел дознание), известно, что она девятый ребенок в семье, а родители выехали в Америку.
Что же касается участия Каплан в покушении на Ленина. Дело в том, что еще в 1906 году анархистка Фанни Каплан, известная в революционных кругах под псевдонимом «Дора», действительно готовила со своими подругами по партии убийство генерал-губернатора Киевской губернии Клейгельса. Но бомба в момент ее монтажа взорвалась в номере гостиницы на Подоле. Каплан получила множество осколочных ранений и сильнейшую контузию, которая впоследствии спровоцировала приступы слепоты. Военно-полевой суд в Киеве приговорил Фанни к смертной казне, но по причине малолетства (тогда ей было 16 лет) отправил на вечную каторгу. Там-то Каплан и поменяла свои политические убеждения, примкнув к эсерам. На свободу вышла только после революции. Зрение ее катастрофически ухудшалось, и Фанни без особого успеха несколько месяцев подряд лечили… в санатории для бывших политзаключенных в Евпатории. В Харькове ей сделали операцию, потом она опять длительное время провела в больнице, в Крыму.
Теперь вопрос: неужели у эсеров, у которых был большой опыт организации терактов, для покушения на Ленина не нашлось лучшего исполнителя, чем полуслепая Каплан? Да и как она могла стрелять, если в одной руке держала зонтик, а в другой ридикюль? Известно, что противоречивыми были и показания водителя Ленина — Степана Гиля. То он видел стрелявшего мужчину, то женщину. Но четко зафиксирован факт: пистолета, из которого стреляли в Ленина, так тогда и не нашли. И исполняющий обязанности председателя ВЧК Петерс попал в ловушку: против Каплан не было улик, ее задержали даже не на территории завода, а на Серпуховской улице, но глава ВЦИК Яков Свердлов давил на него: «Заговорщики — правые эсеры. Есть признание задержанной. Ее нужно расстрелять». Петерс категорически возражал, настаивая на необходимости искать свидетелей, проводить следственные эксперименты, дактилоскопическую экспертизу, чекиста же шантажировали «политической целесообразностью». В конце концов Петерс сдался. И «Дору» расстреляли без суда. Надежда Крупская из-за этого очень расстроилась и даже плакала. Ее потрясла судьба революционерки, приговоренной к смерти революционной властью.
— Есть свидетельства и о том, что Каплан не расстреляли, — продолжает Александр Валерийченко. — Мол, Ленин был против, а о казни объявили из тактических соображений. Каплан же несколько десятилетий прятали по лагерям и тюрьмам. Впоследствии появлялись буквально десятки свидетелей, видевшие ее якобы живой. В свое время прокурор Челябинской области Иосиф Наумов заявил, что его отец, работавший с Серго Орджоникидзе, рассказал о помиловании Каплан по личному распоряжению Ленина. Прокурор утверждал, что даже нашел в Верхнеуральской тюрьме камеру, в которой больше 20 лет содержали Фанни, а потом перевезли в другое место. Некоторые историки ссылаются на хранящиеся в архивах показания эсера Новикова о встрече с Каплан в тюрьме Свердловска в 1932 году.
— А есть ли подтверждения предположениям, что в лагерях Каплан родила дочь, о которой «ФАКТАМ» рассказал Петр Вовчик?
— Только на уровне слухов. Мол, ее видели с ребенком. Но кто отец, и какова судьба девочки… Документов нет. Ведь жизнь Каплан после 1918 года действительно могли сохранить, но только не документы. Слишком уж большой государственной тайной была ее судьба…
4798Читайте нас в Facebook