Знаменитый польский кинорежиссер кшиштоф занусси: «в моем новом фильме никита михалков сыграет роль стареющего дипломата, изнывающего от любви к молодой девушке»
У некоторых имя Занусси ассоциируется с известным итальянским концерном по изготовлению бытовой техники, но пан Кшиштоф известен не благодаря родственникам, а своими фильмами -- «Смерть провинциала» (завоевавший в 1966 году приз «Серебряные Львы» на фестивале в Мангейме), «Честь Бригитты», «Наполеон, Мария Валевская», «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Он преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с «National Film School» в Великобритании, занимается режиссурой в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России. Кроме того, с 1994 года он является консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане. Занусси -- лауреат многих международных кинофестивалей. В 1998 году режиссер стал почетным доктором ВГИКа. Как всегда, Занусси много путешествует и дает мастер-классы по всему миру.
Свой 65-й юбилей Кшиштоф Занусси отпраздновал скромно. Без помпезных банкетов. В его доме в Варшаве собрались самые близкие друзья. Свои поздравления передал и российский режиссер и актер Никита Михалков. В начале осени два мэтра кино начнут работу над фильмом о российско-польских отношениях «Персона нон-грата». Никита Михалков выступит сопродюсером фильма и сыграет главную роль -- российского представителя в одной из латиноамериканских стран. В картине снимаются также известные польские актеры Збигнев Запасевич и Даниэль Ольбрыхский.
«За десять лет в моем доме побывало около 600 человек»
-- В своем огромном доме в Варшаве часто принимаете гостей?
-- За последние 10 лет у меня побывало около 600 человек. Всех уже даже не помню. Я и сейчас не знаю, кто у меня гостит.
-- А наши режиссеры и журналисты у вас бывали?
-- Из ваших театральных режиссеров 10 или 12 лет назад у меня гостил господин Жолдак. А недавно было 20 детей из Новосибирска. Сначала они пригласили меня к себе на обсуждение картины «Иллюминация». Мне было очень интересно, как этот фильм воспринимают девятилетние ребятишки, ведь во Франции просмотр до 18 лет запретили.
-- Вы спонсировали их приезд?
-- Не совсем. Все они из небогатых семей. Деньги на поездку в Варшаву собирали почти целый год. Я только принимал. Меня удивило их восприятие фильма. Спрашиваю: «Что вы поняли, посмотрев картину?» Они отвечают: «Мы увидели историю человека, который растерял свою жизнь». «Растерял А в чем вы это видите? -- «А он берет снег, который тает в руках -- как его время. Оно прошло, а человек ничего не добился». Удивительно! Я спрашиваю: «Это пессимистическая картина?» -- «Не-ет, потому что у него есть ребенок, который смотрит на это и понимает, что так жить нельзя». А когда я привез детей на прием к мэру Варшавы, один мальчик спросил у него: «Вы предупредили своих детей, что в течение четырех лет у вас не будет на них времени?» Боже мой, если бы у меня всегда была такая публика!
-- Собираете воспоминания гостей о пребывании в вашем доме?
-- Даже книгу готовлю. Все желающие писали свои истории, анекдоты, курьезы Я хочу описать в книге все интересные моменты из жизни гостей. Некоторые имена я изменю, некоторых просто не буду называть. Многие известные люди пожелали остаться инкогнито, ведь всякое бывало. Хотя ничего неприличного
-- Не тяжело принимать так много людей сразу?
-- Мне приятно собирать у себя интересных людей. И чем больше, тем лучше. К тому же, каждый гость занят своим делом: кто газоны поливает, кто цветы собирает. Убирать после всех поручаю только морально устоявшимся людям, в основном известным. В роли дворников у меня побывали уже и профессора, и банкиры, и даже дипломаты.
-- Как семья относится к вашему творчеству?
-- О-о! Сейчас хорошо. Мой отец сначала очень переживал, ему было неловко за меня перед знаменитыми итальянскими родственниками. Мой дедушка, глава концерна «Занусси», смотрел на меня, как на обезьяну, которая занимается кино, а не чем-то полезным. А я в свою очередь с таким же удивлением смотрел на человека, который производит холодильники и гордится этим. Все изменилось после Венецианского кинофестиваля. Я пригласил деда на свою картину «Контракт», которая тогда не участвовала в конкурсе. Дед пришел, но не потому, что показывали фильм его внука, -- в зале сидел премьер-министр Италии. Мне тогда повезло: публика и критики очень высоко оценили мою работу. Дед же остался непоколебим. Даже на торжественный ужин не пошел. Было очень обидно. А на следующее утро дедушка подбежал ко мне и радостно сказал: «Я даже не подозревал, какой ты знаменитый! Все газеты на первых полосах напечатали нашу фамилию, и мы за это ни копейки не платили!!!» После этого родственники Занусси зауважали меня.
«Я бы хотел снять картину с Брэдом Питтом»
-- Сейчас-то вы в рекламе не нуждаетесь, даже с Папой Римским знакомы
-- Мы познакомились около сорока лет назад, когда он был еще епископом Кракова. Но я не люблю это афишировать. Сейчас все 40 миллионов поляков называют себя личными друзьями Папы. Да, иногда я имею честь его видеть. Снял одну картину на основе пьесы понтифика и картину о его жизни, чем очень горжусь.
-- Над чем в последнее время работаете?
-- Последняя моя работа -- сценарий фильма «Персона нон-грата». Посол понимает, что его жизнь проиграна, идеалы разрушены В общем, это современная история, связанная с дипломатией. История взаимоотношений поляков, русских, о взаимных подозрениях, недоверии и при всем при том -- восхищении, которое все-таки было. Это фильм также о любви. Главный герой любит свою покойную жену, и эта любовь постепенно переносится на молодую русскую девушку. В фильме будут затронуты российско-польские отношения. В этом проекте в качестве актера и продюсера примет участие Никита Михалков. Он сыграет роль стареющего дипломата, изнывающего от любви к молодой девушке.
-- Это историческая картина?
-- В некоторой степени. Но нельзя воспринимать фильм, как учебник по истории. Историческая тематика привлекает меня потому, что раньше мы многого не могли рассказать. Я считаю, что мы потеряли шанс создать мощный буфер между Европой и Азией. Несколько лет назад я был в Московском патриархате. Пока дожидался аудиенции патриарха, рассматривал картины в холле. На одной их них был изображен бывший патриарх России, умирающий в тюремной камере. Оказывается, его замучили поляки. Сначала я не поверил, подумал -- пропаганда. Вернувшись на родину, убедился, что это достоверный исторический факт. Мне стало стыдно за своих земляков. Мне кажется, мы должны набраться смелости посмотреть на себя критически, признать ошибки наших предков и попросить за них прощения. Сейчас поляки понимают свою вину перед Украиной. На определенном этапе мы вам не только не помогли, даже навредили. В своих фильмах я хочу отразить некоторые исторические эпизоды, которые много лет скрывались.
-- Кого из актеров хотели бы пригласить в свои новые картины?
-- Я бы, конечно, хотел снять картину с Брэдом Питтом. Мне кажется, что это очень интересный и талантливый актер. Хотя не моего плана. Мне очень нравится наш актер Михал Жебровски. Режиссеры в очереди стоят, чтобы снять его в своей картине. Вообще я люблю работать с неизвестными актерами, находить новые имена. Известность больше нужна на переговорах с банкирами, на суть картин популярность актеров не влияет. Хотя чем известнее актер, тем больше денег можно заработать.
«Продаваться надо -- это часть нашей профессии»
-- Почему вы не занимаетесь коммерческими проектами? Разве сегодня выгодно снимать интеллектуальное кино?
-- К сожалению, современный киногерой -- обязательно уголовник. Люди смотрят на то, чего боятся, и радуются, что они лучше. В мире бизнеса трудно найти положительного героя. Я хотел бы снять картину об успешном человеке, порядочном и честном. Но мне же никто не поверит. У нас сложились стереотипы: если человек богатый -- значит, он сволочь, если бедный и несчастный -- значит, он хороший. А о том, что есть ленивые и пьяницы, почему-то забывают. За 12 лет моей карьеры в кино не появилось положительных героев нашего времени. Хотя в жизни они есть. Я знаю одну замечательную женщину. К сожалению, она наполовину парализована. Поляки считают ее национальным героем. Эта молодая женщина, которая не может самостоятельно передвигаться, каждый месяц посылает колонны машин с продуктами и теплой одеждой в места, где в этом нуждаются. Она сама ездила в Чечню, чтобы оказывать помощь голодным и раненым. Еще хотелось бы снять фильм о польском музыканте. Он сумел организовать по всей стране акцию по сбору денег для детских больниц. И занимается этим вот уже 10 лет. Благодаря ему удалось спасти жизнь многим ребятишкам.
-- А сериалами не увлекаетесь?
-- Сериал -- это история без окончания. Если Гамлет умирает в конце эпизода, то его сын будет играть в следующем. В сериалах нет главного и второстепенного. Это мясорубка жизни. После просмотра многосерийного фильма такая каша в голове! Кроме того, актеры в сериалах играют банально, никто не пытается никого удивить. А это уже не искусство. Если молодые актеры начинают свою карьеру с сериалов, вряд ли они станут профессионалами своего дела.
-- Ваша мама тоже не смотрит сериалы?
-- Нет. Несмотря на свои 97 лет, она работает. Ей некогда тратить время на такую ерунду.
-- Чем же она занимается, ведь она почти не ходит?
-- Мама работает у меня секретаршей. Я плачу ей зарплату. Связаться со мной можно только через нее. Мобильным телефоном я не пользуюсь принципиально. Не хочу откликаться на каждый звонок, как собачонка. Мобильные телефоны должны быть у водителей, дворников. Еще моя мать обожает оперу и балет. Не пропускает ни одной премьеры. Говорит, что, когда видит, как легко парят в воздухе молодые балерины, чувствует себя моложе.
-- Часто ходите в театр?
-- И не только хожу. Сам поставил пьесу «Игры женщин». Даже не ожидал такого успеха. Конечно, ее хорошо восприняли не потому, что я такой талантливый, а потому, что в ней играют великолепные русские актеры Катя Васильева и Миша Ефремов. Честно говоря, я никогда не стремился реализовать себя в театре.
-- А в лекциях, которые читаете в Америке и Европе, вы себя реализовываете?
-- Иногда мне кажется, что я просто теряю время. Точно знаю, что никакой пользы мои лекции сразу не приносят. Результат можно наблюдать гораздо позже. Несколько лет назад мне пришлось выступать перед студентами штата Оклахома. Я поехал туда только потому, что много платили. Но на первой же лекции пожалел об этом. Я начал разговор о кино, морали и прочих вещах, и вдруг один слушатель спрашивает: «Почему вы снимаете свои фильмы на каком-то непонятном языке? Вы что, не можете, как все, снимать на английском?» После этого вопроса я понял, что приехал сюда зря, и никакие деньги не могут оправдать моих затрат. От переживаний даже заболел. Прошло десять лет Как-то на кинофестивале ко мне подошел выдающийся американский режиссер и сказал: «Я слушал ваши лекции и только благодаря вам стал режиссером. Я сын пастора и думал, что кинобизнес -- это недостойное занятие. Но вы меня переубедили».
-- Кто же это был?
-- Не хочу называть его имени, это был тот самый студент из Оклахомы, который спрашивал, зачем я снимаю фильмы на непонятном языке.
-- О чем вы говорили на этих лекциях с начинающими режиссерами и актерами?
-- Я пытался объяснить им технические сложности режиссуры и актерского мастерства. Но главное, я хотел, чтобы они запомнили: нужно научиться продавать себя, не продавая души и не теряя чести, уважения к самому себе. Но все-таки продаваться надо -- это часть нашей профессии. Все надо продавать -- и капусту, и талант.
Читайте нас в Facebook