Вернувшись из роддома, мать новорожденного олега борисова обнаружила, что ей выдали Девочку. Только после долгих уговоров врачей женщине удалось получить своего сына
Книга Владимира Чеплевского «Далекое и близкое», вышедшая год назад, привлекла внимание не только поклонников таланта Олега Борисова, но и его коллег. Решено снять по ней документальный фильм. Но если книга не вобрала в себя всего, что можно было бы рассказать о Борисове, то и фильму это вряд ли удастся.
Поэтому Владимир Чеплевский рассказал «ФАКТАМ» о том, что в его книге осталось невысказанным, так сказать, «за кадром».
«Одного артиста на семью хватит! Выбирай другую профессию!»
-- Взять хотя бы историю с рождением Олега, -- улыбается Владимир Павлович. -- Родился он 9 ноября 1929 года в поселке Яковлевское, в живописном районе Плесса на высоком берегу Волги. Но матери в роддоме выдали не его, а девочку. Подмену женщина обнаружила, принеся новорожденного домой. Дитя в охапку -- и в роддом. А там говорят: «Ничего не знаем, надо было раньше смотреть». Едва уговорила пересмотреть младенцев. Отдали-таки ей парня, но предупредили: «Второй раз не приноси -- менять не будем».
-- И с отчеством Олега Ивановича что-то странное. Его родного сына зовут Юрий Альбертович, а не Олегович
-- Дело в том, что настоящее имя Олега Борисовича -- Альберт. На момент его рождения в Москве гостил бельгийский принц Альберт, и мать возьми да и нареки сына его именем. Сам Олег Борисов не пользовался своим официальным именем, а вот сыну Юрию пришлось стать Альбертовичем -- куда денешься!
-- Ходила молва, будто отношения у Олега Ивановича с сыном были напряженными.
-- Слухи рождались оттого, что Олег был очень замкнутым человеком. В дом к нему попасть было сложно. Но я точно знаю, что отец дружил с сыном. И больше всего их объединяла музыка. Олег в детстве занимался скрипкой, гитарой, затем освоил баян. Когда Юра поступил в Ленинградскую консерваторию, Олег стал по-настоящему увлекаться классической музыкой и разбирался в ней так, что подчас и Юру удивлял. Они регулярно посещали филармонию, симфонические концерты под управлением Евгения Мравинского.
-- Может быть, вы опровергнете и слухи о чрезвычайно сложных отношениях Олега с братом Львом?
-- Нет, опровергать не стану. Но истинной причины размолвки не назову -- не знаю. Младший брат Лева, по версии Олега, до определенного времени не проявлял интереса к сцене. Поэтому для Олега было полной неожиданностью, когда после окончания школы Лева решил поступать в театральный вуз. Если говорить откровенно, не веря в актерские способности брата, Олег поставил условие: выйдя на сцену, тот сменит фамилию. Лев рассказывал, что когда он приехал к брату в Киев за советом, идти ли ему в артисты, услышал: «Зачем? Не надо! Одного артиста на семью хватит! Выбирай другую профессию!» Но Лев его не послушался. И когда закончил Щукинское училище, режиссер театра имени Маяковского Андрей Гончаров пригласил его к себе.
Пути братьев окончательно разошлись после того, как они вместе сыграли в фильме «Садовники». Олег очень ревниво отнесся к успеху Льва. Тот же впоследствии стал знаменитым артистом, особенно после роли Антибиотика в «Бандитском Петербурге». Сблизились братья в последние годы жизни Олега, который пришел к Богу и принимал Льва в роли духовного наставника.
-- До сих пор не развеялся туман вокруг брака Олега Борисова с Аллой Латынской. Любили ли они друг друга?
-- С дочерью номенклатурного работника в системе культуры Борисов познакомился в первый же сезон своей работы в Киеве. Дом N 19 по Пушкинской улице, где жила семья Латынских, примыкал к театру Русской драмы, где Борисов не только играл, но и жил на правах холостяка. Отлично зная этот период их жизни, с полной уверенностью могу сказать, что горячей любви между Аллой и Олегом не было -- обе стороны руководствовались меркантильными соображениями.
Борисов рассчитывал на содействие потенциального тестя в артистической карьере (Латынский в разное время возглавлял ведущие киевские театры). Алла же, или Алена, как называл ее Олег, трезво оценивая свои данные, просто не видела для себя лучшей партии, чем Борисов. Между ними часто разгорались споры не только из разряда тех, когда милые бранятся -- только тешатся, а и по более серьезным вопросам. Мне приходилось неоднократно мирить супругов, и, честно говоря, в те годы я не думал, что со временем их отношения выльются в прочный брачный альянс и они даже обвенчаются в церкви.
«Самовольно покинул интересы проигнорировал, а за то, что зазнался, -- уволить!»
-- Это правда, что у Борисова почти не было друзей?
-- Правда. Отношения с некоторыми людьми у Олега были чисто приятельскими, далекими от настоящей дружбы. Ведь не случайно на вопрос «кто ваши друзья?» Борисов, не задумываясь, как-то ответил: «Жена, сын и собака Кеша». По своей природе Олег был самодостаточным человеком, альтруизмом не грешил. Разговоров о дружбе вообще не вел никогда. В его воспоминаниях всегда фигурировали только два имени: Виктор Некрасов и Валерий Лобановский. Автора замечательной книги «В окопах Сталинграда» Олег называл своим «крестным отцом» и уговорил в 1958 году режиссера Венгерова поставить фильм по повести Некрасова «Город зажигает огни», где сыграл роль Ерошика.
Особые отношения складывались у Борисова с Лобановским, которого он называл «Василичем». Начиная с 1973 года, Лобановский каждую зиму приезжал в Ленинград «совершенствоваться», по словам Олега, и даже в каникулы неизменно выполнял программу, которую составлял для себя сам. Утром Лобановский бегал вокруг гостиницы «Ленинград» (в ней он любил останавливаться), днем посещал музеи, а вечером -- обязательно БДТ. Поставленную задачу -- посмотреть весь репертуар -- выполнял неизменно.
В свой первый приезд Лобановский попросил Борисова посодействовать футболистам «Динамо» попасть на спектакль «Три мешка сорной пшеницы» и забронировал 25 мест за полгода вперед. Через полгода точно в назначенный день команда -- все в строгих костюмах с галстуками -- появилась в партере. В зале аплодисменты: еще бы -- чемпион страны и обладатель Кубка кубков в полном составе!
Футболисты киевского «Динамо» считали Олега своим талисманом. И, завоевав в 1964 году Кубок Европы, подарили ему свой вымпел. Теперь этот вымпел хранится у Левы. Брат вспоминает, как в детстве Олег учил его стоять на воротах, как они делали мячи из старых рваных покрышек, набитых сеном. Всю свою любовь к футболу Олег перенес на Валерия Лобановского.
-- С его характером, наверное, непросто было ладить с властью?
-- В детстве, по словам Олега, он бил пионеров за то, что те «сытые», и «просто так». В старшем возрасте проигнорировал предложение вступить в партию, сославшись на то, что его жена уже «в рядах» и на семью одного коммуниста вполне достаточно. Не упускал случая съязвить насчет власти, даже тогда, когда получал от нее звания, премии, квартиры Так что, наверное, была своя логика в том, что театральную карьеру Олег начал с роли бандита в школьном спектакле: он нападал на своего одноклассника, игравшего Кирова. Олега расстреливало ЧК, и он, скатываясь со сцены, издавал душераздирающие крики.
-- А в кино он с чего начал?
-- Ой, это интересная история. Его пригласили сниматься в фильме «Концерт». Роли никакой, нужно было просто сидеть в зале и «выразительно слушать». Сначала его определили в ложу. Но женщине-режиссеру что-то не понравилось, и она направила к Борисову ассистента, который попросил молодого артиста пересесть в задние ряды. А потом и вовсе сказал, что его вряд ли утвердят -- лицо, мол, нетипичное. Но Марк Донской утвердил, и первая роль в кино состоялась в 1953 году в фильме по роману Горького «Мать», снимавшемся на Киностудии имени Довженко. На экране промелькнул молодой подпольщик с одной-единственной репликой: «Лудить, паять кастрюли, чайники». Но фраза почему-то запомнилась Многие считают, что первой ролью в кино у Борисова был Голохвастов в комедии «За двумя зайцами» (1961 год), но до этого артист был уже занят в одиннадцати картинах (семь из них сняты на киностудии имени Довженко!)
-- Из-за кино уехал из Киева, оставив Русскую драму?
-- Вот как рассказывал сам Борисов о своем уходе из театра: «После выхода на экраны «За двумя зайцами» успех был оглушительный. Меня персонально с этим фильмом пригласили в Польшу. Но дирекция театра наотрез отказалась отпустить меня в эту поездку в связи с большой занятостью в текущем репертуаре. Надо сказать, что я с этим приговором смирился. Однако судьба встала на пуанты. Вечером во время спектакля ко мне в гримуборную пожаловал чиновник из Министерства культуры и вручил билет: «Вы направляетесь в дружественную страну. По распоряжению товарища Куропатенко. Завтра в девять вас ждет машина». Ну я и поехал. На следующий день всех в театре созвали на митинг. Формулировки были жесткими: «Самовольно покинул , интересы проигнорировал, а за то, что зазнался, -- уволить!». По возвращении в Киев в Министерстве культуры передо мной извинились и просили вернуться в театр, но я в качестве компенсации за причиненный ущерб потребовал творческий отпуск на год -- для того времени дерзость несусветная. Вместе с Войтецким мы собирались снимать «Стежки-дорожки», и за год, так я думал, само все утрясется. Утряслось так, что снял картину, дебютировав как режиссер, и уехал работать в Москву».
«Ханжой Борисов не был -- пил всегда «по поводу»
-- Ностальгия Олега не мучила?
-- Еще как! В 1976 году он с семьей отдыхал на своей даче под Киевом, рыбачил на Козинке, а во время киевских гастролей БДТ он словно заново знакомился с городом: бродил по улицам, катался на катере по Днепру, говорил мне: «Какой город!.. Может, надо было жить на одном месте, не двигаясь? Бог весть » Позже я услышал от него: «Теперь на секунду не могу представить, что в моей жизни не было бы Киева и театра Леси Украинки. Этих тринадцати лет! Не было Романова, Некрасова, киевского «Динамо». Нет, даже на секундочку не представляю!»
-- Были ли у Борисова хобби?
-- Рыбалка! У актера театра Леси Украинки Саши Анурова Олег постигал мастерство рыбной ловли, любил рыбачить на Трухановом острове, ездил в Тракай, где с браконьером Ромой ночью ходил на угря.
-- Как он относился к спиртному? Ведь где рыбка, там часто и водочка
-- Ханжой не был -- пил всегда «по поводу». Однажды на вопрос «долго ли вы восстанавливаетесь после спектакля?» Борисов ответил: «После «Трех мешков » и «Тихого Дона» не сплю по две--три ночи. Обязательно открываю бутылочку».
-- Заботился о здоровье?
-- Не очень. К пятидесяти годам его здоровье стало заметно сдавать: лежал в больнице с гастритом, систематически болели почки. В 1987 году оказался на грани смерти. Вот тогда круто поменялось его отношение к миру, ко многому, что раньше не подлежало критике. Брат поддерживал Олега, как мог. В 1989 году Борисову влили кровь трех разных доноров, но лейкемия прогрессировала. Весной 1994 года Борисов снова в Институте переливания крови. Исход оказался летальным.
-- Один известный киевский психиатр, который знал артиста, сказал: «Борисова сгубил синдром Ротенберга--Алабова, то есть депрессия достижения». Вы согласны?
-- Я не психиатр. Но знаю, что нельзя все время поддерживать звук на уровне фортиссимо. А жил он именно на этом уровне -- все его роли в кино сыграны, на мой взгляд, гениально.
-- Как он снимал стресс?
-- У него в доме постоянно были кошки, собаки, а относился он к ним настолько трогательно, что, не видя этого, представить себе невозможно. Его последняя собака Кеша умерла через месяц после кончины хозяина
2344Читайте нас в Facebook