После смерти украинского композитора федора якименко его архив бесследно исчез и до сих пор не найден
Если учесть, что в Украине не так много сочинителей музыки с мировым именем, каждое возвращенное имя -- на вес золота. На днях широкой общественности впервые были представлены произведения украинского композитора Федора Якименко. Его считал своим учителем великий Стравинский, еще в начале прошлого века его приметил знаменитый импресарио Дягилев, заказав Якименко балет. После революции Якименко жил и работал в Праге, затем в Париже. Якименко считается самым выдающимся композитором украинской диаспоры первой половины 20 века -- несмотря на то, что известна только десятая часть написанного им. О существовании многих произведений мастера исследователи знают только из писем композитора. Партитуры большинства произведений до сих пор не найдены, и поиск напоминает не столько кропотливую работу в пыльных библиотеках, сколько детективную историю.
Смерть настигла Якименко внезапно, 3 января 1945 года -- на площади Сен-Мишель в Париже. Инсульт. После смерти композитора исследователи бросились искать его архив, но выяснилось, что он бесследно исчез. По слухам, бумаги музыканта забрал его товарищ, музыковед по фамилии Вирста, который по неизвестным причинам почему-то не спешил обнародовать произведения Якименко. Позже в Украину приезжал брат Вирсты, художник, который по поводу архива тоже хранил непонятное молчание. После войны таинственным образом в разных городах Европы время от времени всплывали отдельные произведения Якименко, но идти на контакт с нашими исследователями обладатели партитур отказывались. Поиски наследия композитора продолжаются до сих пор -- кое-что было найдено и в украинских архивах. Украинская пианистка, народная артистка Украины Евгения Басалаева собрала все известные на сегодняшний день произведения Якименко -- говорят, ей пришлось чуть ли не силой изымать некоторые листочки с записями, хранящиеся в Киеве -- и впервые исполнила их в Национальной филармонии. Премьера совпала с 125-летием со дня рождения композитора.
Вместе с коллегами Евгения Басалаева организовала литературно-музыкальный спектакль по произведениям Якименко. Концерт выгодно отличался от привычных пафосных премьер: довольно непривычно было видеть на сцене филармонии игру темно-синих и зеленых бликов, а также чтицу, которая предваряла исполнение произведений. Тем не менее, премьера произвела впечатление на завсегдатаев филармонии: в отличие от большинства украинских композиторов, которые предпочитали развивать в музыке весьма архаичную «национальную» традицию, Якименко в своих произведениях продолжал традиции европейского импрессионизма, что дословно означает «впечатление». Его мелодии кинематографичны, ярки, порой медитативны, но звучат весьма современно. Евгения Басалаева отнеслась к произведениям Якименко с осторожностью исследователя и страстностью музыканта -- прозвучал цикл фортепианных произведений композитора, а также романсы на стихи Лермонтова.
707Читайте нас в Facebook