ПОИСК
Культура та мистецтво

Александр ширвиндт: «на съемку эпизода в бане из фильма «с легким паром» мы, не сговариваясь, принесли по пол-литра водки»

0:00 20 липня 2001
Вчера известный актер и режиссер отпраздновал свой день рождения

Сыграв в своей жизни не один десяток ролей, Александр Ширвиндт занял основательные позиции в отечественном кинематографе. Большинство его ролей -- эпизоды, но какие! Одни только комические куплеты с коронным «все в сад» чего стоят. Его самая большая мечта в творчестве -- сыграть Остапа Бендера, а в жизни… никогда не бриться.

«Я оказался однолюбом»

-- Александр Анатольевич, по-моему, за вами закрепился образ эдакого Дон Жуана, особенно после фильма «Бабник».

-- Это правда, хотя и раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо -- мужчина в полном рассвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный… Разве перед таким устоит женское сердце?

Однако справедливости ради надо сказать, что главный «бабник» страны вне съемочной площадки -- примерный семьянин.

РЕКЛАМА

-- Я оказался однолюбом! Кто-то может сомневаться, но это действительно так. С моей женой Татой, Натальей Николаевной Белоусовой, мы познакомились уже больше полувека назад. Как это было принято в те времена, подростки (Наташе тогда было 14, а мне -- 15) проводили лето в деревне у бабушек. Тогда-то все и произошло: мы приглянулись друг другу и подружились. А когда вернулись в Москву, продолжали поддерживать отношения. Так что у истоков нашей семьи стоял банальный дачный роман.

-- Александр Анатольевич, вы производите солидное впечатление -- благородная осанка, задумчивый взгляд, одеты с иголочки, с неизменной трубкой в зубах… Ни дать ни взять -- граф в седьмом поколении. Наверняка ветви вашего генеалогического древа своими корнями уходят в дворянство.

РЕКЛАМА

-- На самом деле весь аристократизм в нашей семье -- от жены. По материнской линии Наталья Николаевна -- чистейшая столбовая дворянка, а по отцовской -- купчиха. А вот мне повезло гораздо меньше: как говорится, я вышел из народа. Интеллигентного, но все-таки народа. Мама занималась в Первой студии МХАТ. Позже, из-за болезни, она была вынуждена оставить актерскую профессию, но это не мешает мне утверждать, что любовь к эстраде я всосал с молоком матери. Отец, скрипач, пытался приобщить меня к удивительному миру музыки. Но всякий раз, когда он появлялся со скрипкой и умолял меня заняться гаммами, я талантливо изображал полнейшую покорность и просился выйти по нужде. После чего мчался в туалет и запирался там надолго. Но отец был неумолим, и в музыкальную школу мне все же пришлось поступить. Исключительно из любви к Ширвиндту-старшему его сына в этом благородном заведении терпели до пятого класса. Но даже папин авторитет не помог сдать экзамен по сольфеджио, и я с треском вылетел из музыкальной школы.

Кто бы мог предположить, что почти через полвека, на юбилейном концерте «Виртуозов Москвы», Ширвиндт сыграет десять нотных строк из концерта Вивальди в сопровождении этого знаменитейшего коллектива. Правда, дирижировал оркестром Михал Михалыч Державин, что несколько снижало серьезность момента.

РЕКЛАМА

-- Почему-то большинство считает, что Ширвиндт и Державин и никогда не расстаются. Это правда?

-- Нередко, когда кто-то из зрителей встречает меня одного на улице, первым делом спрашивает: «А где же Державин?» Наивно? Да. Но как надоедает! Хотя народ понять можно. Ведь мы с Мишей вместе всю свою сознательную жизнь, но это же не значит, что мы должны везде появляться только вместе. Наш дуэт возник давно: мы родились в одном роддоме, наши родители дружили домами, затем мы вместе поступили в Щукинское училище и закончили его, а теперь нам ничего другого не остается, как дружить семьями. На этом, правда, наше сходство заканчиваются: в реальной жизни мы довольно разные. Причем не только по характеру и темпераменту. Я -- однолюб, Державин же до брака с Роксаной Бабаян уже имел двойной опыт семейной жизни. Я -- дважды дедушка, Державин пока не испытал этой радости. Я езжу на «джипе», Державин же предпочитает автомобили отечественного производства. Но что нас действительно сближает, так это рыбалка. Причем не то чтобы я сильно любил рыбалку, нет. Мне просто интересен сам процесс: сидишь тихим вечером на берегу Богом забытой речушки, в траве стрекочут кузнечики, по воде идет мелкая рябь… И ты, наслаждаясь великолепной природой, покуриваешь свою любимую трубку…

«Трубки, как лошади, должны какое-то время находиться в стойле»

-- Я слышал, у вас целая коллекция трубок.

-- Нельзя сказать, что я собираю трубки. Все разговоры о моей якобы маниакальной страсти к их коллекционированию -- выдумка чистой воды. Хотя трубок у меня действительно много, даже очень, и это легко объяснимо: дело в том, что трубки, как лошади, должны какое-то время находиться в «стойле», отдыхать. А в это время что прикажете курить? Вот и приобретаю новые «экспонаты». Да и бросившие курить друзья постоянно пересылают в мой фонд объекты былой вредной привычки.

-- Мужчину, курящего трубку, представляешь, как минимум, во фраке или смокинге… Видимо, таков ваш устоявшийся годами стереотип: если трубка, то в обязательном порядке и «бабочка», а уж если «бабочка»… Вообще, вас трудно представить в чем-то другом.

-- Очень даже зря вы так думаете. В моем гардеробе есть несколько смокингов, в которых я блистаю на сцене. А дома… Дома люблю ходить… в трусах. На даче -- в старых спортивных штанах и растянувшейся шерстяной кофте. И трубка для меня -- не показатель аристократизма и утонченности натуры, а домашний уют, комфорт. Такой же необходимый, как старое любимое кресло-качалка на даче или слегка поношенные домашние шлепанцы.

Конечно, зрители знают актера прежде всего по его киноролям. Но в творческой среде главное призвание Ширвиндту сразу же принесли «Капустники», в которых он был не только исполнителем и режиссером, но и автором. Параллельно с кинематографом Александр Анатольевич работал сначала в Театре им. Ленинского комсомола, затем в Театре на Малой Бронной. Почти четверть века Ширвиндт с Державиным служат в Театре сатиры. Михал Михалыч только играет. Александр Анатольевич еще и режиссирует. Сперва он занимался этим неблагодарным делом в соавторстве с Марком Захаровым или Андреем Мироновым, а теперь самостоятельно. Эстрадные «грехи» Александра Ширвиндта многообразны. Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мироновым и Новицким, Леонидом Утесовым. Мало кто знает, что Ширвиндту принадлежит замысел женского дуэта «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична».

-- Александр Анатольевич, а есть роль, которую хотелось сыграть, но не получилось?

-- Конечно, как у каждого нормального актера. Несмотря на огромный «послужной список», у меня много несыгранных ролей. Хрустальная мечта детства -- Остап Бендер, которого я так и не сыграл, хотя все прогрессивное театральное человечество до сих пор считает, что воплотить сей образ в жизнь должен был именно я. Но у Марка Захарова на этот счет было иное мнение, и для съемок был приглашен Андрюша Миронов. Хотя моя частица все-таки присутствовала в кадре: в фильме снималась трубка, которую я подарил Миронову. Позднее, в 1981 году, на юбилее Леонида Утесова, мне довелось-таки появиться перед публикой в образе Великого комбинатора. Но в тот вечер уже не повезло самому «Бендеру» -- на его долю выпала роль конферансье.

-- У каждого актера есть любимый режиссер. С кем вам больше всего нравится работать?

-- У меня в этой «номинации» много лет назад победил Рязанов. С тех пор ничего не изменилось. Хотя отношения у меня с Эльдаром Александровичем складывались исключительно эпизодически. Каждый раз приглашая только на эпизоды, он обещает мне главную роль. Справедливости ради стоит сказать, что один раз специально для меня была написана роль в фильме «Гараж», но ее блестяще сыграл Валя Гафт. Я же в это время сдавал спектакль в театре и никак не мог отвлечься на съемки. Вот и приходилось довольствоваться эпизодами. Но какими! Чего стоит «Ирония судьбы, или С легким паром»! Эпизод в предбаннике перед отправкой героя Мягкова в Ленинград стал многолетней классикой сначала советского, а потом российского кино. Ох, и любит народ эти кадры. Даже спор разгорелся, в каких именно банях снималась данная сцена -- в Серпуховских или Пятницких. Открою секрет: на самом-то деле вся эта великолепная банная история произошла ночью в холодном коридоре «Мосфильма». Почему именно под покровом темноты? А как иначе собрать воедино весь актерский ансамбль, работающий в разных театрах и занятый в разных постановках? Вот и снимали ночью, точнее, две ночи. Можно было снять все и за одну ночь, но…

Смысл эпизода состоял в том, что честная компания в бане напилась до бессознательного состояния и, будучи в кондиции, отправила в Ленинград не того человека. Учитывая холодные ночные подземелья родного «Мосфильма», а также для поддержания творческих сил участников сцены и исключительно для достоверности самого эпизода мы, почти не сговариваясь, принесли с собой на съемку по пол-литра водки. Все это тонко и умело вместо реквизиторской воды сложили в игровой портфель Георгия Буркова. После третьего дубля Рязанов, учуяв неладное, остановил съемку и под сводами «Мосфильма» раздалось: «Да они же пьяные!» И еще пару эмоциональных высказываний в адрес талантливых и знаменитых. На следующий день все актеры были подвергнуты тщательнейшему «таможенному досмотру», и перед командой «мотор» Эльдар Александрович лично откупоривал бутафорские бутылки и с пристрастием нюхал их содержимое. С горем пополам сняли. Режиссер остался довольным. Но! В картину вошли кадры, снятые в первую ночь. Вот и верь после этого в искусство перевоплощения.

 


768

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів