ПОИСК
Культура та мистецтво

Крестьяне с вилами и топорами исчезнут из экспозиции музея шевченко, уступив место не виданным ранее подлинникам картин и рисунков тараса григорьевича

0:00 7 березня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Около 70 тысяч новых экспонатов, до сих пор лежавших в хранилище, имеют мало общего с плакатным образом «поэта-революционера»

Накануне 140-летия со дня смерти Тараса Шевченко довелось услышать, будто экспозиция в музее будет обновляться. В самом деле, бронза и позолота, в которые облекли Кобзаря заумные потомки, заслонили одного из лучших портретистов своего времени, мастера гравюры, удостоенного звания академика, художника, запечатлевшего исчезнувшие впоследствии жемчужины украинской архитектуры, Мужчину, безгранично влюбленного в Женщину…

«Считалось, что Шевченко-революционер не смел видеть и рисовать обнаженную натуру»

-- Прежде всего я хотел бы освободить экспозицию от ненужных предметов, которые лишь создают культ поэта-революционера, -- говорит директор Государственного музея Т. Г. Шевченко Сергей Гальченко, вступивший в должность несколько месяцев назад. -- Ни я, ни посетители, ни большинство сотрудников не воспринимают перегруженность экспозиции героями отдельных произведений -- с вилами, косами, топорами… Псевдошевченковеды любят вырывать из его творчества мотивы кровопролития, борьбы, насилия, чтобы пощекотать нервы публике, но ведь это отнюдь не весь Шевченко!

-- Слышал, вы планируете открыть обширную экспозицию его ранее не выставлявшихся картин…

-- Нас порой упрекают, что мы больше внимания уделяем Шевченко как художнику. Но сколько книг в музее лежит под стеклом -- они ведь немые! А если люди увидят, например, страницы рукописи поэмы «Мар'яна-черниця» с рисунками автора на полях (многие из этих рисунков -- даже фрагменты! -- в советские времена не публиковались ни в популярных, ни в академических изданиях), -- это будет куда интереснее.

РЕКЛАМА

Мало кто догадывается, какое богатство оставил Шевченко: портреты, графика, акварели, зарисовки -- более тысячи работ. Тарас Григорьевич горячо любил Киев и написал цикл акварелей, на которых запечатлен наш город 40-х годов XIX века -- трудно отыскать наиболее полное свидетельство тому, как он выглядел в то время. Кстати, мы планируем в мае открыть выставку «Святой Киев в графике Шевченко», где можно будет увидеть исчезнувшие святыни. А 9 марта, в день его рождения, приглашаем на выставку его портретов и автопортретов, написанных им -- богатейшая коллекция.

По работам Шевченко можно изучать историю Украины, ее архитектуры -- являясь членом Археологической комиссии при Киевском университете Святого Владимира, он зарисовал множество памятников нашего церковного зодчества, исторические места под Переяславом, Чигирином, дивные украинские пейзажи… Почти все те храмы были уничтожены после революции, немало исторических мест затоплены водохранилищами, но они сохранились в рисунках Тарса Григорьевича. Недавно издан альбом его работ, написанных в 1845 году, где изображены памятники архитектуры, еще хотим издать альбом «Украина глазами Шевченко» -- памятники истории, пейзажи. Я знаю, в каких частных коллекциях есть еще художественные работы Тараса Григорьевича -- надеюсь, когда-нибудь нам удастся показать и их.

РЕКЛАМА

-- О каких рисунках, запрещенных ранее цензурой, вы говорили?

-- Речь идет о небольшом количестве рисунков, от которых отводили глаза целомудренные ученые: изображающих обнаженную натуру. Можно подумать, революционер-демократ Шевченко не бывал в натурных классах, не видел обнаженных тел и не мог в задумчивости набросать что-нибудь фривольное! Эта ложная стыдливость проявлялась, например, и в замалчивании фольклорных «Соромiцьких спiвомовок» Степана Руданского, которые нельзя было публиковать даже через троеточия. Но ведь наука наукой, а великие тоже совершают абсолютно естественные поступки, и вот эту естественность в новой экспозиции мы попытаемся вернуть облику Шевченко, которого совершенно не знаем как человека, хотя за полтора века о нем написаны горы книг.

РЕКЛАМА

«Приходите два, три раза в год -- и всякий раз увидите то, чего никогда не видели»

-- В запасниках музея, говорят, богатейшие «залежи» шевченковских экспонатов, которых мы еще не видели…

-- Да, около 70 тысяч предметов живописи, документов, писем, рукописей, вещей Тараса Григорьевича, почти все они ни разу не выставлялись на обозрение публики. Некоторые -- по идейным соображениям, многие нельзя экспонировать длительное время. Но мы планируем отвести один--два зала под выставки одного дня, недели, одного месяца, чтобы люди -- пусть они приходят к нам два, три раза в год -- всякий раз видели что-то новое. Немного бы денег, и экспозиция была бы изменена радикально, но за неимением оных -- хорошего понемногу.

-- Можно ли будет наконец увидеть «богатства» Шевченко, легендами о которых некогда потчевали нас, студентов-практикантов, земляки Тараса Григорьевича?

-- Шевченко мог быть богатым человеком -- в середине позапрошлого века профессиональные портретисты высоко ценились. Деньги, которые заплатили бы за каждый написанный им портрет, в селе того времени уже считались целым состоянием. Кстати, земляки многих выдающихся людей фантазируют по поводу их богатств. На самом деле Шевченко даже хатку над Днепром, о которой мечтал все годы, так и не смог построить.

Он получил звание академика-гравера -- за новый творческий высокохудожественный метод гравирования (кстати, насколько классным мастером гравюры был Тарас Григорьевич, тоже знают не многие, и это отдельная тема выставок). В те времена такое звание было лишь признанием авторитета, за него не платили денег, как нынешним академикам. Шевченко оказывали материальную помощь друзья -- кто красками, кто бумагой. А он мог дать золотой нищему, или устроить детям на Приорке в Киеве праздник -- угостить всех сладостями. А что он имел в конце жизни -- пусть критики почитают опись вещей, сделанную после его смерти. Богатством там и не пахнет.

-- Ходят сплетни об отношениях Шевченко с женщинами, о его скверном характере. Что же это был за человек?

-- Я более тридцати лет проработал с архивами, имеющими отношение к Шевченко -- и не нашел ни одного свидетельства тому, чтобы он обидел женщину, отозвался о ней пренебрежительно. Я не говорю о том, как он называл царицу -- отношение его к царственным особам, высшему духовенству известно. А любовь к женщине -- матери, труженице -- у него была огромной, всеобъемлющей. Его письма -- это всегда деликатность, чуткость, ирония, лаконичность, кем бы ни был адресат, но когда Шевченко пишет женщине или о ней -- это сама доброта и внимание…

Да, он не всегда был комфортным человеком. Легко находя общий язык и с простолюдином, и с дворянином, он не прощал «барчукам» даже намека на пренебрежительное отношение к «черни». В оценках тех, с кем спорил, Шевченко не знал компромиссов, но не был чужд самоиронии. И всегда -- без лишних словесных «выкрутасов», в отличие от многих иных поэтов.

Поэзия, по сути, сломала его карьеру как художника, ведь не за картины -- за стихи его отправили в ссылку, в солдатчину. И если подсчитать, сколько лет из сорока семи прожитых на свете Шевченко мог свободно творить, сколько за это время успел -- согласитесь, мало кто из художников с мировым именем оставил бы такое наследие.

-- Беда наша в том, что мы не имеем права продавать, например, репродукции, которые спрашивают наши посетители, -- сокрушается Сергей Гальченко. -- Иностранцы жалеют, что уходят ни с чем. Недавно американец, поначалу скептически настроенный относительно Шевченко, после посещения залов просил: «Продайте мне самый дорогой альбом репродукций!» А нам нечего предложить… В любом случае вы увидите все в музее, экспозиция которого будет меняться впервые с 1989 года.

415

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів