ПОИСК
Культура та мистецтво

На черкасской премьере спектакля андрея жолдака «женитьба» богдан ступка плакал

0:00 14 березня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

На предложение министра культуры повторить постановку в Театре имени И. Франко режиссер ответил отказом

Вадим ДЫШКАНТ

специально для «ФАКТОВ» (Черкассы--Киев)

После премьеры на сцену Черкасского театра вышел растроганный министр культуры Украины. Богдан Ступка признался, что не смог сдержать слез во время спектакля и сказал, что «Женитьба» должна быть непременно поставлена на сцене Театра имени И. Франко. На что Андрей Жолдак ответил отказом. Пожалуй, впервые он не пожелал ставить на этой сцене. Правда, действия режиссера трудно предугадать…

РЕКЛАМА

После Санкт-Петербурга, где известный возмутитель эстетического спокойствия Андрей Жолдак (он же Тобилевич IV), поставил «Тараса Бульбу», тихие Черкассы стали следующим приютом для театрального странника.

Высадившиеся возле местного театра столичные критики были удивлены, еще не переступив порог храма Мельпомены: на афише автором спектакля значился сам режиссер. Имя же Гоголя скромно стояло под названием пьесы, как бы сообщая, что Николай Васильевич послужил лишь импульсом к созданию сего сценического произведения.

РЕКЛАМА

И действительно, иной образованный зритель лишь напрасно потратит время, попытавшись в спектакле найти Подколесина, Агафью Тихоновну и прочих персонажей гоголевской «Женитьбы». Как, впрочем, не обнаружит он здесь и самой пьесы в литературном ее варианте. Ибо на сцене актеры за полтора часа сценического действия произносят лишь несколько реплик. Действие полностью вытесняет слово.

За тридцать дней режиссер совершенно преобразил провинциальных актеров, изменив стиль, манеру их игры. Жолдак перевел артистов из разряда опытных и заслуженных фактически на первый курс института, на котором студенты осваивают азы профессии. И в спектакле, действие которого динамично раскручивается под неумолкаемую музыку, герои чистят ковер, вяжут, трут морковку, танцуют, обнимаются, целуются -- одним словом, занимаются всем тем, из чего состоит наша рутинная семейная жизнь.

РЕКЛАМА

Впрочем, ее картина выглядела бы неполной, если бы персонажи не исполняли некий обязательный «ритуал» на кровати. А поскольку занятие это занимает у человеческих особей немаловажное место в жизни, то Жолдак вместе с художником Александром Белозубом водрузил на авансцене сразу три койки, на которых одновременно имитируется акт, детям до шестнадцати смотреть не разрешающийся.

Объяснив в программке неискушенному зрителю, о чем спектакль (о «скрытых импульсах, которые есть у мужчины и женщины», о «страхах», «болезненных сексуальных влечениях» и прочее), режиссер не забыл напомнить, что в его работе есть тема Родины, что он сделал «мгновенный снимок» сегодняшней Украины. Старые и молодые, толстые и худые женщины в фате и комбинациях; мужчины с авоськами и манерами ресторанных ухажеров; непрерывно работающий телевизор, передающий если не концерт классической музыки, то футбол или кадры военной хроники; гул самолетов и взрывы бомб, от которых на сцену сыплются песок и щебенка -- все это точно воссоздает атмосферу страны, в которой мы имели счастье родиться и вырасти. За внешней бравадой, скандальной самоуверенностью ниспровергателя традиций Жолжак прячет тоску по красоте, счастью и гармонии. Актеры не пойдут за тем, кто лишь разрушает, не обладая созидательной энергией, не имея далеко идущих планов по обустройству нашей общей театральной территории.

Собственно эти планы обсуждались во время «круглого стола», последовавшего после премьеры. Режиссеру тесно в пределах одного спектакля, он позвал критиков не только для того, чтобы они написали о его новой работе, защитив от обрушившихся после общественного просмотра спектакля обвинений в не патриотизме, в попрании традиций и национальных святынь. Он ищет поддержки вынашиваемой идее о создании некоего полигона, на котором будут обкатывать свои идеи и молодые, и не совсем молодые режиссеры, имеющие свежие творческие идеи. Черкасский театр, по мнению Жолдака, вполне подходящее место для такого эксперимента.

Но это программой-максимум режиссера. В ближайших планах -- постановка в Болгарии спектакля о современной системе образования, калечащей детей, и репетиции «Сексуальной революции» (рабочее название) в театре одной из западных стран. Ибо у нас такой номер, по заверению режиссера, не пройдет. Мы же пока будем ожидать «Женитьбу» и петербургского «Тараса Бульбу», которые в апреле обещает привезти в столицу «Мистецьке березiлля».

312

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів