«влюбившись в цирковую наездницу, михаил врубель написал ее портрет поверх картины, которую накануне продал миллионеру сахарозаводчику терещенко»
В одну их старейших церквей Киева — Кирилловскую — туристы идут смотреть фрески ХII века и гениальную масляную живопись Михаила Врубеля. Известно, что Божью Матерь для иконостаса этого храма художник написал с жены искусствоведа Адриана Прахова Эмилии, в которую был влюблен, а младенца Христа на руках Богоматери — с дочки Праховых Оленьки. На своде хоров церкви находится монументальная композиция Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов», где запечатлен момент снисхождения Святого Духа в образе голубя. В этот миг 12 мужей обретают способность говорить на многих языках, чтобы проповедовать народам слово Божье.
«Лицо Богородицы здесь написано с фельдшера Марии Ершовой, лечившей Эмилию Прахову, — говорит заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская», исследователь творчества Врубеля в Кирилловской церкви Ирина Марголина. — У апостола Иакова черты лица мужа Эмилии профессора Адриана Прахова, у апостола Матфея — священника Кирилловской церкви Петра Орловского, у Иоанна — протоиерея Софийского собора Петра Лебединцева, у Марка — археолога Гошкевича То есть прообразами святых служили люди, с которыми Врубель общался в Киеве. Ему прекрасно удалось передать душевное состояние апостолов, потрясенных полученными знаниями. В лицах читается экспрессия, в глазах — восторг, недоумение, раздумье И только один из них, молодой худощавый, стоит, закрыв глаза. Глядя на него, понимаешь: он единственный из апостолов, кто уже осознал и принял произошедшее. В нем нетрудно узнать молодого Врубеля. В пользу данной версии говорит и тот факт, что автор изобразил себя на месте, где, согласно иконографическим канонам, должен находиться апостол Лука, который, как и Врубель, был художником. Напомню, что на стенах храмов писали свои автопортреты многие другие живописцы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан »
Работать в Киев Врубель приехал, будучи студентом
- Как получилось, что студенту-третьекурснику Михаилу Врубелю доверили расписывать одну из древнейших церквей в Киеве — Кирилловскую?
- Эта история началась в середине XIX века, когда власти выделили деньги на ремонт Кирилловской церкви, построенной более 900 лет назад, — говорит Ирина Марголина. — Кстати, в ней был похоронен герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» князь Святослав. В последующие столетия храм перестраивали, на старинную настенную живопись наносили новую. В XIX веке начали подготовку к крупному ремонту, но неожиданно обнаружили, что под слоями штукатурки и росписей сохранились древние фрески XII века. Из Петербурга пригласили известного знатока византийской живописи профессора Адриана Прахова. Для работ по реставрации он привлек киевских художников из школы Николая Мурашко. А чтобы создать иконы для нового иконостаса (старый был слишком высоким и закрывал древние фрески), решил найти более опытного живописца. Для этого поехал в Петербург. И вот он в Российской академии художеств просит профессора Павла Чистякова рекомендовать хорошего живописца. «В этот момент в дверь постучали, в кабинет вошел невысокий молодой человек — русые волосы, глаза голубые, нерусская внешность», — так описал его Адриан Прахов. «Ну вот, на ловца и зверь бежит», — сказал Чистяков. Представил Врубеля как одного из лучших студентов академии. Однако Прахов, прежде чем поручить работу над иконами, предложил молодому живописцу заняться росписью тех площадей в интерьере Кирилловской церкви, где древние фрески не сохранились. С задачей Михаил справился блестяще. Одна из гениальных способностей Врубеля — различать десятки оттенков белого цвета, тогда как обычные люди видят только семь. Это проявилось в цветовой гамме произведений художника.
Помимо Кирилловской церкви, Врубель написал трех архангелов в куполе Софийского собора, самого древнего из сохранившихся в Восточной Европе христианского храма. Исполненные в технике масляной живописи, имитирующей древнюю мозаику, его архангелы практически не выделяются на фоне мозаичного оригинала ХI столетия.
Иконы для иконостаса Кирилловской церкви Врубель начал писать в Италии. Поначалу работа не клеилась. Вместо холста художник использовал цинковые листы, но краски плохо ложились. Он написал об этом Прахову, тот в свою очередь консультировался с профессором-химиком киевского университета Реформатского, который предложил протравить металлические листы соляной кислотой. После этого поверхность стала грубой, шероховатой, краски закреплялись отлично. Всего за шесть недель живописец написал три иконы: святых Кирилла и Афанасия и Иисуса Христа. Для таких высокохудожественных произведений это очень малый срок. А работа над знаменитой иконой «Богородица с младенцем» заняла несколько месяцев. Прототипом для лика Божьей Матери стало лицо Эмилии Праховой, а младенец Христос написан с дочери Праховых Оли.
После смерти сына художник стал душевнобольным, а затем начал терять зрение
- Где в Киеве жил Врубель?
- По нескольким адресам — возле Андреевской церкви, на Крещатике и даже во Владимирском соборе (Михаил Александрович создал эскизы росписи этого храма, но их посчитали слишком новаторскими и отклонили). Тут нужно сказать, что деньги у Врубеля не задерживались — если они появлялись, то он их быстро спускал, так что жил бедно. Прахов выхлопотал для него временное прибежище во Владимирском соборе. Кстати, когда Врубель там жил, с ним приключилась экстравагантная история, в результате которой появилась его замечательная картина «Девочка на фоне персидского ковра». Началось все с того, что Прахов привез к Врубелю знаменитого киевского мецената сахарозаводчика Терещенко в надежде, что тот купит какую-нибудь картину. Миллионеру понравилось полотно «Христос в Гефсиманском саду». Он сразу заплатил. Но художник попросил еще пару дней на доработку. Получив деньги, Врубель направился развлечься в цирк, где выступала группа итальянских наездников. Среди них была прелестная Анна Гаппе. Мастер влюбился. Он повез Анну в ресторан, а когда вернулся к себе, захотел в тот же вечер написать портрет наездницы. Однако чистого холста не оказалось, и художник соскреб красочный слой с проданной Терещенко картины. Когда миллионер узнал, что произошло, потребовал вернуть деньги. Но часть суммы уже была истрачена. Врубелю ничего не оставалось, как идти на Крещатик к ростовщику Дахновичу. Это была уже далеко не первая просьба о ссуде, поэтому Дахнович сказал, что он сомневается в том, стоит ли одалживать еще. Но, подумав, предложил: «Напишите портрет моей дочери Мани, и я вам заплачу». Достали богатый персидский ковер, надели на девочку дорогие украшения и даже дали ей в руки кинжал. Портрет получился замечательный. Сейчас он хранится в Киевском музее русского искусства.
В Киеве Врубель жил и работал пять лет. Когда живописец переехал в Москву, ему стал помогать миллионер меценат и ценитель искусств Савва Мамонтов. У Мамонтова была своя частная опера, и Врубель стал там художником-декоратором. Во время одного из представлений он в очередной раз влюбился — в певицу Надежду Забелу. У нее было божественное сопрано. После спектакля художник поспешил к ней в гримерку и с ходу попросил ее руки. Надежда Ивановна стала первой на его жизненном пути женщиной, которая без промедления дала согласие. Прежде до брака не доходило из-за того, что Врубель не мог быть надежной опорой семье — у него не было денег.
С Надеждой Ивановной Врубель был счастлив. Она стала для него музой, путеводной звездой. Создавал для супруги потрясающие сценические костюмы. Вскоре у них родился сын с заячьей губой. Врачи предполагают, что причина такой патологии, возможно, в том, что дед Михаила Александровича по материнской линии, казачий атаман, был пьяницей. Врубель с женой назвали малыша в честь Мамонтова — Саввой. Но малыш прожил недолго. Летом молодая семья Врубеля часто гостила под Киевом, в имении родственника Надежды Ивановны, известного художника Николая Ге. В очередной приезд Саввочка заболел. По одним сведениям, это было крупозное воспаление легких, по другим — дифтерия. Спасти его не удалось.
Еще в годы работы в Киеве за Врубелем замечали некоторые странности. После смерти сына ранимая психика художника окончательно расстроилась. Он стал пациентом клиник для душевнобольных. Болезнь то затихала, то снова обострялась. Дальше — хуже: Врубель ослеп. По свидетельству человека, ухаживавшего за Михаилом Александровичем в петербургской клинике весной 1910 года, художник стоял у открытого окна, глотая холодный воздух и приговаривая: «Так жить дальше нельзя». Он заболел воспалением легких и умер.
1434Читайте нас у Facebook