«Врачи меня предупредили: у тебя диабет, и о том, чтобы родить ребенка, даже не думай — можете погибнуть оба! Но я их ослушалась и стала мамой»
— Сынуля внешне и по характеру очень похож на папу — такой же спокойный, улыбчивый, терпеливый, — говорит Настя, мама семимесячного Тимофея.
— Когда малыш хочет кушать, он не плачет, а тихонько, но требовательно чмокает, — продолжает, улыбаясь, Александр, папа мальчика. — Единственное, что его может выбить из равновесия, — голод. Однажды я купал сына, но перед этим забыл нагреть кашу. Ему пришлось ждать — вот крику было!
Родители буквально дрожат над сынишкой: он им достался дорогой ценой. Насте 27 лет, и десять из них она болеет сахарным диабетом, который с трудом поддается лечению уколами инсулина. Из-за высокого уровня сахара в крови страдает весь организм. Когда девушке поставили диагноз, один врач сказал: «О том, чтобы родить ребенка, даже не думай — можете погибнуть оба!» Но когда Настя встретила Сашу и они поженились, молодые люди решили, что у них обязательно будет ребенок!
— Даже при старательном лечении диабета могут возникать скачки уровня сахара в крови, — говорит эндокринолог высшей категории медицинского центра «Институт семейной медицины» Галина Бабина. — А процессы, происходящие в организме беременной, значительно усиливают колебания. Если сахара в крови много, он действует как яд — и на женщину, и на будущего ребенка. В мире в таких случаях применяют PUMP-терапию: лекарство вводят в организм с помощью специального аппарата — инсулиновой помпы. Врач программирует поступление инсулина, чтобы уровень сахара был таким же, как у здорового человека. Теперь современную технологию используют и в нашей стране. Настя стала одной из первых женщин в Украине, которая с помощью PUMP-терапии нормально выносила и родила здорового ребенка.
«Уровень сахара в крови превысил 40 единиц, и доктора удивились, почему я еще жива»
— Когда я заканчивала девятый класс, у меня заметно ухудшилось самочувствие, — рассказывает Настя. — Сильно уставала, похудела, мне постоянно хотелось пить. Врачи заподозрили диабет, и каждые две недели я ходила в лабораторию поликлиники на исследование крови. Лаборант уточняла: «Ты диабетик?» Я отвечала: «Нет». Ведь такого диагноза мне еще не поставили! Удивительно, что по анализам уровень сахара в крови был нормальным. Доктора решили: девочка просто переутомилась. Но однажды мне стало очень плохо. «Скорая» доставила меня в васильковскую больницу, и исследования показали: уровень сахара в крови больше 40 единиц — в десять раз выше нормы! Доктора удивились, почему я еще жива С тех пор мне ни дня нельзя было обойтись без инъекций инсулина.
Девушка считала: если лечиться, то болезнь пройдет, как простуда. В то время она еще мало знала об особенностях диабета. И только когда вышла замуж за Сашу, поняла смысл того, что сказали врачи
— Я делала уколы инсулина, но уровень сахара в крови часто поднимался до 20, а то и 30 единиц, при норме от 3,5 до 6, — вспоминает Настя. — Я уже знала, что у женщин-диабетиков бывают выкидыши, может родиться ребенок с тяжелой патологией, уродством. Я очень люблю детей, но рожать боялась: вдруг малыш пострадает и будет мучиться. О себе не думала В то же время я как верующий человек понимала: все в руках Божьих. Если суждено, у нас будет ребенок.
Настя и Саша начали искать такое лечение, которое позволило бы выполнить задуманное.
— Лишь через четыре года после свадьбы я нашел в интернете информацию, что в некоторых странах вместо уколов диабетики пользуются инсулиновой помпой, — говорит Александр. — Некоторые ученые называют такой аппарат искусственной поджелудочной железой. Прибор измеряет уровень сахара в крови, дозирует необходимое количество инсулина и по катетеру вводит его под кожу. Основная его часть — аппарат размером с мобильный телефон, который человек всегда носит с собой. На табло можно увидеть цифры, показывающие, сколько инсулина осталось, растет уровень сахара или падает. Эта информация обновляется каждые пять минут. Вот то, что мы искали! А самое главное — беременные женщины, которые пользуются таким аппаратом, могут рожать здоровых детей. Значит, и у нас есть надежда! Я позвонил на фирму, продающую эти приборы. И меня обрадовали, что в Украине есть доктор, который наблюдает пациенток, пользовавшихся инсулиновой помпой и благополучно родивших. Так мы познакомились с эндокринологом Галиной Бабиной.
- Эта семья сразу поразила меня своей целеустремленностью, — вспоминает врач-эндокринолог высшей категории Галина Бабина. — Настя и Саша сказали: если в мире используют подобную технологию лечения, то и они хотят ее применить. В нашей стране мы тогда только начали использовать такие приборы. У Насти были очень неустойчивые показатели сахара. Поэтому решили подключить инсулиновую помпу, подобрать необходимую дозу для того, чтобы держать нормальный уровень сахара, и после этого планировать беременность.
— Я сразу почувствовала огромное облегчение, — говорит Настя. — Мы с Сашей подсчитали: раньше я делала четыре укола в сутки, а сейчас катетер помпы меняю всего раз в четыре дня. За это время мне бы пришлось сделать 16 уколов! Если после введения инсулина шприцем надо было обязательно покушать, то сейчас соблюдаю обычный режим питания, только при необходимости немного добавляю инсулина.
Придирчиво осмотрев стройную фигуру Насти, пришедшей в редакцию в тонком облегающем платье, я не обнаружила на ней каких-то приборов. Заметив мое удивление, она, улыбаясь, достала из-за выреза платья маленькую коробочку, за которой потянулся проводок. Прибор можно укреплять и на поясе брюк, как мобильный телефон.
— Поначалу мне казалось, что буду чувствовать себя прикованной к аппарату, но сейчас привыкла, дискомфорта не ощущаю, — продолжает женщина, пряча аппарат. — Если нужно помыться, отсоединяю катетер и закрываю отверстие заглушкой. После душа снова подключаю систему. Правда, снимать дольше чем на два часа нельзя, чтобы не повысился уровень сахара. Сегодня многие люди ходят с телефонами, плеерами, коммуникаторами на шее и поясе, так что на мой прибор никто не обращает внимания. Сама же недавно заметила такой аппаратик у продавца в супермаркете
Вскоре после установки инсулиновой помпы случилось несчастье: в автомобиль, в котором ехали Саша и Настя, врезался лихач. Женщину с переломами позвонков положили в больницу, сделали операцию. Она долго не могла ходить. А виновник аварии даже не поинтересовался здоровьем Насти. Не пережив стресса, умерла мать Александра Казалось, злой рок буквально преследует молодую семью. Прошло четыре месяца, прежде чем Настя встала на ноги. А через год забеременела.
«По шкале Апгар мальчик получил семь баллов сразу при рождении, и девять — через пять минут»
— Мы обсудили все возможные риски для матери и ребенка, — продолжает Галина Бабина. — Ведь у женщины-диабетика возможен выкидыш или слабая родовая деятельность. Если малыш слишком крупный, ему грозит удушье при рождении, а чересчур маленький может не выжить. При высоком уровне сахара в крови матери у новорожденного нередко страдает мозг. А вообще, в пятидесяти случаях из ста ребенок у таких женщин может погибнуть еще в утробе. Мировой опыт показывает: если использовать PUMP-терапию при подготовке к беременности, во время нее и при родах, то риск потерять ребенка не более трех процентов — как у здоровой роженицы.
Больные диабетом впервые стали пользоваться инсулиновой помпой примерно 30 лет назад. Тогда прибор весил несколько килограммов и его носили, как рюкзак. А уже через 15-20 лет появились аппараты размером с мыльницу, которые можно прикреплять к поясу. Их сегодня широко применяют в США, Канаде, Израиле, Англии, Франции, Германии, России. В некоторых странах стоимость инсулиновой помпы для женщины-диабетика, готовящейся стать матерью, покрывается медицинской страховкой. В прибалтийских республиках действует фонд, в котором такие приборы дают напрокат. В нашей стране пациентки сами покупают аппарат.
Инсулиновая помпа регулировала уровень сахара в крови Насти даже во время кесарева сечения. Операцию проводили в Институте педиатрии, акушерства и гинекологии. В этом учреждении оказывают помощь беременным со сложными патологиями. Анестезиологи и акушеры делали свое дело, а я следила за показаниями прибора. За несколько минут до операции на табло были цифры 5,1 — сахар в норме! Трудность возникла лишь после кесарева сечения, когда сшивали ткани. Я с волнением смотрела, как хирург делает шов, а он «плачет», кровоточит. Такие осложнения нередки у людей, которые долго болеют диабетом. Потеря крови у Насти была незначительной, и переливания не применяли.
Не понадобилась помощь и новорожденному. Он родился весом четыре килограмма и ростом 52 сантиметра. По шкале Апгар мальчик получил семь баллов сразу при рождении и девять — через пять минут. По всем параметрам — здоровый ребенок. Через неделю Настя с сыном была дома, хотя обычно роженицы, больные диабетом, находятся под наблюдением не меньше двух недель.
— У нас в «Институте семейной медицины» на учете десять женщин в возрасте от 18 до 35 лет, которые больны диабетом от пяти до 19 лет, — говорит Галина Бабина. — Шесть из них родили здоровых детей, одна беременная, еще три планируют стать мамами. Кроме эндокринолога и других специалистов, их обследует акушер-гинеколог, заведующая отделом Института педиатрии, акушерства и гинекологии профессор Татьяна Авраменко. Одной из наших пациенток была беременная, страдающая не только диабетом, но и эпилепсией. Вместе с психиатром удалось подобрать схему приема специальных препаратов и инсулина, и год назад она без осложнений родила ребенка. Пациентка до сих пор присылает мне по электронной почте такие душевные письма! Мы рассказываем врачам о том, что женщины-диабетики рожают здоровых детей, но не все специалисты верят, что такое возможно
— До двух месяцев я кормила малыша грудным молоком, затем он перешел на детские молочные смеси, — продолжает Настя. — Тимофейчик умеет сидеть, ползать, весело подпрыгивает и перебирает ножками, пытаясь ходить. То начинает что-то лопотать, то затихнет и, как зачарованный, рассматривает свои пальчики. В семь месяцев он весит около девяти килограммов. Сейчас он с удовольствием ест каши, супчики, творог, но больше всего любит яблочное пюре и персики, которые выращены в нашем саду.
Травмированный позвоночник, конечно, давал о себе знать во время беременности, да и сейчас немного побаливает, когда поднимаю сынишку. Но это ничто по сравнению с тем счастьем, которое поселилось в нашем доме. Тимофейчик появился на свет 27 января, а на следующий день исполнилось пять лет нашей семье. Это был замечательный подарок! После рождения сына я стала немножко другой. Поняла: нет ничего более важного, чем жизнь. И я счастлива, что смогла дать ее нашему ребенку.
1752Читайте нас у Facebook