ПОИСК
Інтерв'ю

Эдита Пьеха: «Опираясь на чье-то плечо, Леонид Утесов поднялся на сцену и преподнес мне цветы. Ему тогда было почти 90 лет…»

17:48 23 грудня 2010
Ровно сорок лет назад впервые вышла в эфир новогодняя телепрограмма «Песня года»

Новогодние праздники немыслимы без телевизора. Самыми любимыми передачами телезрителей на постсоветском пространстве до сих пор являются «Голубой огонек» и «Песня года», которой в 2011-м исполняется ровно сорок лет. На протяжении четырех десятилетий программа считается главным музыкальным событием года. Ее бессменные участники — звезды первой величины: Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко…

О том, как все начиналось, «ФАКТАМ» рассказали первый ведущий программы диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов и народная артистка СССР Эдита Пьеха.

Игорь Кириллов: «На протяжении года каждую неделю люди присылали в редакцию передачи больше ста мешков писем!»

 — Программа «Песня года» носила всенародный характер, — рассказывает Игорь Кириллов, угощая меня швейцарским кофе с шоколадными конфетами у себя в квартире, расположенной в центре Москвы.  — На протяжении целого года в редакцию приходили десятки тысяч писем от радиослушателей и телезрителей со всех уголков нашей тогда необъятной родины. Писали люди от мала до велика: школьники, студенты, пенсионеры… Каждую неделю присылали больше ста мешков писем!

По количеству голосов песня, звучавшая на протяжении года по радио и в телеэфире, получала звание лучшей. Побеждали песни, которые пел народ — лирические, душевные, с хорошими стихами.

РЕКЛАМА

Традиционно в эфир программа выходила второго января. В новогоднюю ночь люди, расслабляясь, смотрели «Голубой огонек». Первого января понемногу приходили в себя, а второго уже можно было обойтись без спиртных напитков и за чаем, за столом с остатками праздничных угощений слушали любимые песни.

- Попасть в столь популярную программу в качестве телеведущего было, наверное, непросто?

РЕКЛАМА

 — Нас с Анной Николаевной Шиловой, с которой мы вели «Песню года» первые пять лет, пригласили, ведь мы вели и «Голубые огоньки». Часто зрители нас принимали за мужа и жену, подобно тому, как Александра Маслякова и Светлану Жильцову считали супругами из-за того, что они постоянно вместе вели КВН. Нам с Анной Николаевной даже письма приходили. Мол, в прошлом «Голубом огоньке» вы были какие-то грустные — наверное, поссорились. А в нынешнем новогоднем выпуске вы танцевали, выглядели веселыми. Значит, помирились? Понимаете, тогда ведь о нашей личной жизни никто не писал. О таком даже подумать в те времена было бы страшно!

Программа записывалась заранее — за две-три недели до Нового года. Без дублей, без фонограмм. Поэтому случались какие-то шероховатости, неувязочки, паузы. Их специально сохраняли, чтобы оставить ощущение живого эфира. Ведь почему зрители любили «Голубой огонек»? Казалось, что они присутствуют в студии за столиком. Передача «Песня года», как и «Голубой огонек», считалась одним из лучших новогодних подарков всем зрителям: каждый мог услышать среди звучавших в передаче песен свою любимую.

РЕКЛАМА

- Руководители страны приходили на «Песню года»?

 — Никогда такого не было. В зале сидели прежде всего авторы песен — композиторы и поэты, ну и, конечно, самые активные зрители, которые присылали нам письма. Они тоже награждались дипломами, цветами, сувенирами. А вот репертуар новогоднего «Голубого огонька» составлялся не только по письмам трудящихся, но и по заявкам ЦК КПСС и лично Леонида Ильича Брежнева, у которого были свои музыкальные симпатии.

- Читала, что рекордсменами по количеству исполненных песен в передаче «Песня года» были София Ротару, Лев Лещенко и Иосиф Кобзон.

 — Я, разумеется, не подсчитывал. Но без них и еще ряда выдающихся исполнителей — Муслима Магомаева, Юрия Гуляева, Валентины Толкуновой, Эдиты Пьехи, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, «Песня года» действительно была немыслима.

- Гонорары певцам платили большие?

 — Больших тогда не было ни у кого. Работали на энтузиазме. Выступить в программе «Песня года» для артиста считалось прежде всего большой честью.

- Какой Новый год стал самым запоминающимся в вашей жизни?

 — Очень запомнился 1958 год, когда мы с моей коллегой Людмилой Васильевной Соколовой представляли в эфире отрывки из музыкальных фильмов. На столе в телестудии стояло шампанское, под столом — бутылочка коньяка для поднятия настроения. А потом я должен был ехать к теще — у нее день рождения 31 декабря. Она угощала очень вкусными пирожками. Больше рюмочки себе не позволял, ведь на следующий день надо было работать в прямом эфире — вести программу новостей.

- Правда, что новогодние столы на «Голубых огоньках» ломились от деликатесов?

 — Это легенды! Угощали хорошими конфетами, печеньем, тортами, натуральным кофе, чаем, шампанским. Ни красной, ни черной икры… Тогда главным было другое — общение. В «Голубых огоньках» непременно принимали участие наши замечательные космонавты, в том числе Юрий Гагарин, приглашались передовики труда — рабочие и крестьяне, конечно же, ученые, писатели, поэты. Они поднимали тосты с наилучшими пожеланиями в Новом году.

- Подарки участникам программы дарили?

 — Нет. Сам факт участия в программе становился для человека приятным подарком. Телевидение имело скромные возможности. К примеру, гостей не одевали, как нынче. На женщинах — их собственные выходные платья, мужчины приходили в костюме, при галстуке. Все без вычурности, без излишеств.

- Как собираетесь встречать Новый 2011 год?

 — Дома, как большинство соотечественников. Поставлю искусственную елочку, которую купили еще при жизни жены. Она ее очень любила…

Эдита Пьеха: «Моим любимым украшением всегда была роза — в память об отце, который выращивал эти прекрасные цветы»

 — Мне было очень приятно, когда песня в моем исполнении «Через годы, через расстояния, на любой дороге, в стороне любой песне ты не скажешь до свиданья, песня не прощается с тобой» (напевает) стала звучать в качестве позывных программы «Песня года», — признается Эдита Пьеха.  — В те времена было меньше артистов, больше песен. Сейчас, к сожалению, наоборот.

- Какая «Песня года» вам запомнилась больше всего?

 — Однажды на сцену, опираясь на чье-то плечо, поднялся и преподнес мне цветы Леонид Утесов. Я себя чувствовала невероятно счастливой! Ему тогда было уже почти девяносто лет… Еще запомнился конфуз, который случился во время исполнения песни «Мне белая вьюга уронит в ладони перо с крыла». Я… забыла слова. Оркестр продолжал играть, а я остановилась, правда, потом догнала (улыбается).

- Вы всегда выступали в очень красивых, элегантных нарядах…

 — Их придумывал Вячеслав Зайцев. Он одевал не меня, а песни. На моих концертах у него рождались идеи будущих нарядов. Очень талантливый модельер! Из ничего мог сделать конфетку. Хорошие ткани в те времена были в дефиците. Выручало то, что я часто ездила за рубеж. Там находила универмаги, где устраивались распродажи тканей. Я брала «оптом» тридцать метров шифона, десять метров модного в те времена кримплена — он хорошо смотрелся со сцены.

Я была тогда молодая, стройная. При росте метр семьдесят три весила шестьдесят три килограмма. Мне всегда нравились красивые платья. Когда была девочкой, мы жили бедно, мама перешивала мне свои старые блузки, юбки. Поэтому, когда стала артисткой, подумала: я должна быть красивой, как принцессы в сказках! (Улыбается).

- На «Песне года» существовали табу на мини-юбки, огромные декольте?

 — Все это абсолютно не мое. Я ведь из католической семьи. У нас в семье никогда не носили платья с глубоким декольте. Моим любимым и единственным украшением на сцене была роза — в память об отце, который выращивал эти прекрасные цветы.

- Как будете встречать наступающий Новый год?

 — Каждый год на протяжении двадцати лет тридцатого декабря даю отчетный концерт года в самом большом концертном зале в Санкт-Петербурге — таком же большом, как в Киеве Дворец «Украина». Тридцать первого же числа, как обычно, вся буду в «мыле». Я очень люблю готовить, но времени для этого мало. Поэтому встану рано и начну с моей помощницей Верочкой готовить праздничный стол.

- Какое у вас коронное блюдо?

 — Может, нашпигую баранью ногу. Может, сделаю мясо в хрустящей панировке…

- Печете?

 — Признаюсь, не умею пользоваться духовкой. Да и времени блеснуть на этом поприще, честно говоря, нет.

- Елочку живую дома установите?

 — Я живу за городом, поэтому украшу лесную красавицу, растущую на улице. В доме же и на первом, и на втором этаже поставлю искусственные елочки. Знаете, я очень люблю природу, и у меня сердце кровью обливается, когда срезают деревце для того, чтобы полюбоваться им неделю-две.

- Отмечать праздники станете в кругу семьи — с дочерью, зятем, внуками?

 — Нет, я «сирота казанская» (смеется). Семья в Москве. Они на Новый год будут все работать. Сейчас работа прежде всего. Конечно, позвонят, поздравят. А со мной живут две женщины в возрасте. Они мне помогают по жизни. Одна уже сорок лет обитает в моем доме. Другая — бывший директор детского дома, который я опекала. Она ушла на пенсию. У нее ни родных нет, никого. Я ей сказала: «Поселитесь у нас. Места хватает — пять комнат». Еще у меня пять собак, которых я спасаю. На Новый год всем бантики прицеплю разноцветные, приготовлю вкусные подарки, чтобы они тоже почувствовали праздник.

- С Новым 2011 годом вас, Эдита Станиславовна! Пусть сбываются ваши мечты.

 — Спасибо. Мечты одни — быть здоровой, чтобы еще можно было радоваться жизни. Самые добрые пожелания читателям вашей газеты. Очень хочется поехать в Украину! Напомнить людям, что я еще есть.

В этот раз «Песня года» порадует зрителей сенсационным возвращением Верки Сердючки. Три с лишним года назад россияне обиделись на Верку за ее «Раша, гудбай!», спетое на «Евровидении», и перестали приглашать на концерты и съемки. Конфликт наконец улажен. Первой Верку поздравила Ирина Аллегрова. А еще в любимой несколькими поколениями программе выступят Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Григорий Лепс, Николай Басков, Алсу, Филипп Киркоров, Анна Нетребко, Лариса Долина, Владимир Винокур и многие другие.

968

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів