«Толкунова не верила в то, что ее болезнь неизлечима, поэтому к смерти не готовилась и никакого завещания не написала»
Валентину Толкунову называли душой русской песни. Ее тихий, проникновенный голос, напевавший «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» стал частью истории советской эстрады. Как и сама певица. Красавица-шатенка с длинной косой практически сразу стала знаменитой. Толкунову обожали слушатели и почитало высокое руководство. Ни один концерт не обходился без ее участия.
Так было в Советском Союзе и продолжалось после его распада. Последние годы Толкунова, правда, выступала все реже и реже. В 2006-м у нее обнаружили рак молочной железы, а в 2009-м уже была злокачественная опухоль мозга. Валентина Васильевна уходила из жизни медленно и мучительно. Ей стало очень плохо 16 февраля после концерта в Могилеве. Там ее доставили в больницу, а затем перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Оттуда она уже не вышла. Через месяц состояние певицы резко ухудшилось, Валентина Васильевна впала в кому и 22 марта ушла из жизни…
Не многие знают, что в юности Валентина Васильевна часто гостила в Полтаве у своей тети и двоюродной сестры Людмилы. После неожиданной смерти Людмилы Валентина Васильевна взяла на себя все заботы по воспитанию ее дочери Светланы (на снимке). Она стала ей второй матерью…
«Приезжая в Киев, Валентина Васильевна первое время всегда останавливалась у меня»
- Светлана Васильевна, вы родились, наверное, когда слава вашей тети уже набирала обороты?
- Когда Валентина Толкунова стала популярной на весь Советский Союз, я пошла в первый класс. Страшно гордилась тем, что красивая, стройная певица с длинной косой, которую часто показывали по телевизору, моя тетя. Валентина Васильевна приезжала к нам в Киев, а потом мы вместе с мамой ехали в Полтаву. Там жила родная тетя Валечки Софья Николаевна. К сожалению, ее уже нет в живых. Валентина Васильевна, бывало, гостила в Полтаве вместе со своим сыном Колей и братом Сережей. Мы с мамой наведывались лишь на время. У мамы было много работы. Она закончила Киевскую консерваторию, став достаточно известной певицей. К сожалению, мама рано ушла из жизни. Ей было всего 37 лет…
- Валентина Васильевна не хотела забрать вас в Москву?
— Это было очень сложно, ведь она все время гастролировала. Поэтому я жила в Киеве с бабушкой и дедушкой. Но Валентина Васильевна постоянно следила за тем, как проходит моя жизнь. Если выпадало свободное время, приезжала в Киев. Кстати, обожала этот город. По окончании школы я поступила в московский вуз и жила у Валентины Васильевны. Правда, в Москве так и не осталась. Получив высшее образование, вернулась домой, в Киев.
Помню, когда телефонные разговоры еще не были так доступны, Валечка писала мне письма. Даже находясь на гастролях. Позже звонили друг другу чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, когда тетя была уже больна… Она все сокрушалась, что не может, как прежде, баловать своих близких подарками.
- Любила одаривать?
— Что вы! Без подарков никогда не приезжала. Всегда привозила огромные чемоданы. Причем не только для родственников, но и для друзей. А в Киеве у нее их было огромное количество. К нам на чай обязательно приходили Юрий Рыбчинский, Александр Злотник. Кстати, когда Валентина Толкунова только начинала свою карьеру, в ее репертуаре было много украинских народных песен… Первые годы, приезжая на гастроли в Киев, тетя останавливалась у меня. Позже ее, конечно, принимали как настоящую звезду — в роскошных номерах центральных гостиниц. Правда, при этом она обязательно заглядывала ко мне на чай и говорила, что только здесь по-настоящему отдыхает.
- Рассказывали, что во время гастролей к Валентине Толкуновой выстраивалась очередь ее поклонников, которые могли и на жизнь пожаловаться.
— Бывало такое. Валентина Васильевна была очень мягким, заботливым человеком. У нее и голос такой был — ласковый, певучий, никогда ни на кого не накричит. Близкие знали, что она в помощи никому не отказывала. К ней обращались и с материальными проблемами, и Валюша без долгих раздумий давала деньги. Помню, как-то одна поклонница написала ей письмо, в котором рассказала, что бедствует, ей нечего носить. Что вы думаете?! На следующий же день тетя собрала ей посылку, упаковав солидную часть своего гардероба.
«Даже находясь в Боткинской больнице, Валюша еще готовила концерт к 9 Мая»
- А ведь платья Валентины Толкуновой были знамениты на весь Советский Союз. Она их специально в Архангельске заказывала.
— Да, ездила туда по нескольку раз в год. У нее там была любимая портниха, которая прекрасно знала вкусы своей знаменитой клиентки. Кстати, красивое кремовое платье, в котором Валентину Васильевну и похоронили, тоже было сшито ею. Писали, Толкунова завещала, чтобы именно в нем ее проводили в последний путь, но это неправда. Валюша до конца не верила в то, что ее болезнь смертельна. Даже врачи решили не говорить ей, что болезнь неизлечима. Об истинном положении знали лишь мы, близкие родственники. Маме Валентины Васильевны тоже решили не говорить.
- Говорят, Толкунова сражалась со страшным недугом до последнего.
— Она до последних дней верила, что победит болезнь, поднимется и еще выйдет на сцену. Даже находясь в больнице, готовила концерт к 9 Мая. Позвонила из клиники Александре Пахмутовой и попросила специально для нее написать песню. Толкунова НЕ готовилась к смерти и никакого завещания, как об этом многие говорили, не писала. Тетя так хотела жить… Где-то за пару дней до смерти в палату к ней пришел директор Льва Лещенко. Валентина Васильевна сразу стала говорить ему, как бы скорее подняться, вновь выйти на сцену.
- Это несмотря на то, что Валентина Васильевна уже лечилась от рака.
— Да, в 2006 году у нее обнаружили страшную болезнь, тетя прошла курс химиотерапии. К сожалению, из-за постоянных концертов, гастролей, не уделяла себе должного внимания. Как мы не уговаривали ее «остановиться», все время отвечала: «Главное для меня — сцена… » Она часто повторяла, что хочет оставить как можно больше своих песен. Одним из последних записала диск духовных песен.
- Помните, последний разговор с Валентиной Васильевной?
— Это было за несколько дней до ее смерти. Она еще была в сознании. Валечка расспрашивала о моих делах, работе, что-то советовала. Говорила: «Я так хочу, Светочка, чтобы у тебя все было благополучно». Знаете, ведь она мне как мама была… Но тогда, во время нашего последнего разговора, у меня не было ощущения, что Валюша прощается. Голос был, правда, необычно тихим. Когда ее увозили в реанимацию, рядом находилась лишь ее мама. Она говорила, что Валюша произнесла: «Мамуля, не переживай, все будет хорошо… » Это страшно, когда переживаешь своих детей…
- Муж Валентины Васильевны журналист Юрий Папоров ушел из жизни практически вслед за ней.
— Да, он давно болел. Валюша забрала его из больницы домой, уже будучи сама нездоровой. Но она решила, что должна его досматривать. Он ушел из жизни буквально через два месяца после ее смерти. Конечно, горе совсем надломило его здоровье. Без Вали он жить не мог.
- Толкунова была счастливой женщиной?
— Думаю, что да, хотя мы никогда не говорили с ней на какие-то уж очень интимные темы. Валентина Васильевна была дважды замужем. Ее первый супруг — знаменитый композитор и дирижер Юрий Саульский, но прожили они недолго. Второй муж стал ей опорой. У них родился сын Коля. Конечно, в жизни разное случалось. Но Валя по натуре была оптимисткой, верила только в хорошее.
- Вы называли ее тетя Валя?
— Просто Валей, Валюшей, так я привыкла с детства.
«Без жемчужной нити Валя никогда не выходила на сцену»
- Роскошные волосы — это ваше фамильное богатство?
— Наверное (смеется). У моей мамы тоже были очень красивые волосы. Достались они по наследству и мне. Сколько помню Валю, у нее всегда была роскошная длинная коса. Моя мама волосы периодически то стригла, то отращивала. А вот Валя говорила, что никогда не изменит своей прическе.
- Валентина Васильевна сама признавалась, что времени на хозяйство и обустройство быта у нее практически не оставалось.
- Но что у нее всегда было отменным, так это машины. Валя обожала авто и с молодости была отличным водителем. Последним у нее был огромный серебристый джип, который она водила с удивительной легкостью. Всю жизнь тетя прожила в доме, находящемся в самом центре Москвы. Честно говоря, квартира у Толкуновой была простая, не такая, как положено звезде. Все необходимое было, но шикарной обстановку не назовешь. Сейчас там живет сын Валюши. В гостиной так и остался стоять рояль — большой, на полкомнаты. Именно за ним Валя и разучивала все свои песни.
(На снимке) В детстве Валя и ее мама Евгения Николаевна (крайние справа) часто приезжали в Полтаву к своей родне
Часто приходила Александра Пахмутова, садилась к инструменту и наигрывала новые мелодии. В доме Толкуновой побывали все знаменитые авторы советских эстрадных песен. Если кто-то приходил, тут же накрывали стол, ставили чайник с крепкой заваркой.
- Толкунова любила готовить?
— Ее дом был очень гостеприимным, но готовила в основном мама Валентины Васильевны, которая всегда жила с ней. Гости знали, что, не покушав и не попив чая, из дома Толкуновой уйти невозможно. Валя и сама неплохо готовила. Особенно вкусно у нее получался борщ, в который она непременно клала фасоль. А ее фирменным блюдом считались сырники.
- Валентина Васильевна придерживалась диет?
— Не позволяла себе сладкого и мучного. На эти продукты в ее доме было табу. Любила салатики, которые готовила с потрясающим умением, и фрукты. Могла целый день просидеть на одних яблоках.
- Сценические наряды Толкуновой были предметом зависти ее коллег. А в повседневной жизни была переборчива в гардеробе?
— Валюша могла зайти в совершенно рядовой магазин и купить первую попавшуюся вещь. Для тети было совершенно не важно, кто модельер. Иногда покупала вещи, а потом дарила их мне. Фактически до конца своих дней она меня почти полностью одевала. Бывало, звонила, интересовалась: «Светочка, что тебе нужно?» Для нее никогда вещи не были культом. Считала их скорее необходимостью, как, скажем, еду. Даже к бриллиантам относилась очень спокойно. И косметику не любила. Красилась в основном только для сцены. Помню, как ее возмутила одна артистка, сделавшая пластическую операцию. «Зачем? — говорила Валя. — Это совершенно ни к чему. Если уж возраст подошел, никуда от него не денешься… »
- Знаменитые бусинки, вплетенные в косу Толкуновой, были настоящими жемчужинами?
— Конечно. Это была жемчужная нить, которую Валя носила еще с молодости. Для нее это был талисман, без нити она не выходила на сцену. С ней ее и похоронили…
29386Читайте нас у Facebook