Олег Скрипка: «Я не отказывался от Шевченковской премии. Выдвигали, но не дали. Наверное, не заслужил»
Появившись на украинском музыкальном пространстве двадцать пять лет назад, группа «Вопли Видоплясова» сразу же выделилась в отечественном шоу-бизнесе четкой национальной направленностью и стилистикой этнорока. Первая же песня «Танцi» заставляла буквально каждого плясать под ритмичную мелодию. Далее была запись первой аудиокассеты, после выхода которой «ВВ» стали популярными не только в Украине, но и за рубежом, а уже через год отправились на гастроли по Франции и Швейцарии. К слову, во Франции Олег Скрипка остался на целых семь лет. Успел поработать в парижском театре, жениться и развестись. Вернувшись в Украину, продолжил заниматься любимым делом.
Сейчас 47-летний музыкант снова женат, у него подрастают два сына и годовалая дочка. Скрипка организовал этно-фестиваль «Країна мрiй», продолжает экспериментировать в музыке — участвует в джазовых фестивалях и выступает ди-джеем. Свои дискотеки называет рокотеками, поскольку играет на них свою музыку, соединяя рок и этно.
«Не верю артистам, которые говорят, что у них на семью не хватает времени. Нужно просто захотеть»
Олег Скрипка не вписывается в образ современного артиста: не ходит на светские мероприятия, не демонстрирует свою семью на страницах глянцевых журналов, лимузинам предпочитает мотоцикл, на котором чаще всего и передвигается по городу.
— Олег, вы и сейчас на нашу встречу приехали на мотоцикле?
— Пешком — короткими перебежками (смеется). Нынче редко удается сесть на байк, погода не позволяет. Мотоцикл я купил примерно три года назад из чисто практических соображений, чтобы быстрее и экономнее передвигаться по городу. Опять-таки в практичных целях приобрел итальянский мотоцикл-автомат «Априлия». Для меня это довольно опасный вид транспорта, нужна очень высокая концентрация на дороге — больше, чем если сидишь за рулем. Поэтому немного упростил управление байком, теперь увереннее себя чувствую.
А машины я вожу с 14 лет, отец учил на старых «Жигулях». Права получил уже в институте, но машину купил себе не сразу. Уже когда создали группу «ВВ», взял «Волгу» ГАЗ-2402 цвета серебряный металлик с зеленым велюровым салоном — модель старой скорой помощи. Там была хорошая музыкальная система, радио, затемненные окна. Я считал машину очень стильной и долго не мог с ней расстаться.
Однажды меня остановил знакомый гаишник: «Олежка, сколько еще лет ты будешь на этом корыте ездить?» Говорю: «Как?! Это же крутая тачка!» Никто не понимал прикола! А мне эта «Волга» нравилась, она как американская рэперская машина 1970-х годов. Перед отъездом на гастроли во Францию мы ее продали на аукционе. В Париже я купил себе первую иномарку — добротный «Вольво».
Год назад специально для съемок клипа «Вiдпустка» приобрел эксклюзивный «Запорожец». Потом мы его тоже продали на аукционе, а деньги передали в детский спортивный лагерь. Знаю, этот «Запорожец» потом подарили Виталию Кличко. Говорят, наш боксер даже ездил на нем, правда, на заднем сиденье. Хотел бы видеть, как он умудрился там поместиться! (Смеется.)
— Олег, когда же все-таки была создана группа?
— На самом деле у нас есть две даты. Прежде всего первая совместная встреча в мае 1986-го, вторая — в октябре 1987-го, когда мы дали первый большой концерт на Киевском рок-фестивале «Киевский рок-парад». Так что 25-летие отмечать мы теперь можем целый год. Пышных гуляний и фуршетов от нас не ждите. Мы сделаем праздник в первую очередь для наших поклонников. Уже сейчас проводим большой гастрольный тур, посвященный 25-летию «ВВ». Проехали более полутора десятков городов — в основном России, из украинских выступили пока только в Одессе, были в Берлине… Вот на несколько дней завернули в Киев, потом снова отправимся по городам России — в ее восточную часть, как мы говорим, закрашивать «белые пятна» на карте нашей северной соседки.
*Олег Скрипка: «Преподаватель в музыкальной школе, где я учился играть на баяне, сказал мне простую, но очень важную вещь: ты должен оттачивать технику на тех произведениях, которые тебе нравятся»
— Кто придумал вам образ блондина?
— Образ сложился сам по себе в процессе революционного развития, а потом видоизменялся. Особенно во время французского периода. Эпатаж там в 1990-е годы был возведен в разряд культа. Я заразился этим, начал искать свой стиль. Вот тогда впервые стал красить волосы и подбирал украшения. У нас тогда вошли в моду всякие феськи хипарские, но не совсем то, что хотелось носить. А за границей большой выбор всего! Я так увлекся, что в каждой поездке покупал разные интересные штучки — браслеты, кольца, бусы…
— А этот массивный крест на серебряной цепочке, который сейчас на вас, откуда?
— Примерно год назад купил его во время гастролей в Америке. Бусы из муранского стекла — в Венеции, а серебряные браслеты — из Индии и Мексики. У меня дома целая коллекция подобных вещей. Уже развилось на уровне хобби. Жена Наталья за всем этим следит, бережно хранит в коробочках.
Я вообще человек увлекающийся. У меня есть и коллекция баянов — начиная от древних и до современных, сопилок, дрымб и глиняных свистулек. Ими обожают играть мои дети. С ними я становлюсь добряком-добряком, позволяю сидеть на своей шее и скакать по голове (смеется).
Считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом, которое не приносит ущерба семье. Даже наоборот! Я не верю артистам, которые говорят, что у них на семью не хватает времени. Нужно просто захотеть. Конечно, не всегда могу присутствовать дома физически, но постоянно в курсе домашних дел. Нам даже между концертами удается отдыхать всей семьей. Год назад «ВВ» выпустили песню и клип «Вiдпустка», в которой мы пропагандируем отдых в Украине, например на Шацких озерах, Азовском море или в крымской Алупке. По воле случая в нынешнем году мое семейство вдруг оказалось именно в этих местах. Будто наколдовал кто!
«Быть честным человеком в политике невозможно. Некоторые мои коллеги пытались это делать, но в итоге разочаровались»
— Сколько примерно дисков «ВВ» продано за 25 лет?
— Не считал. На самом деле это сложно сделать, так как продано все-таки в большинстве пиратских. Когда группа сотрудничала с официальными издателями, они цифру не озвучивали. Нам платилась сумма по контракту, а все остальное нас не касалось. Все равно информация была недостоверной, данные могли быть как завышенными, так и заниженными. А сейчас я создал свое агентство, теперь знаю реальные цифры. Могу сказать, что объемы продаж дисков упали в десятки раз, продаются в основном коллекционные издания.
— За «Країну мрiй» вас выдвигали на Шевченковскую премию, вы якобы отказались. Это правда?
— Я не отказывался! Мне просто премию не дали. Выдвигали, но не дали. Я бы ее получил с удовольствием. Наверное, не заслужил.
— А от звания «заслуженный артист» почему отказались?
— Считаю, это звание нынче сильно девальвировано. Безусловно, присвоено очень многим достойным людям, однако же и тем, кто не имеет к искусству и культуре никакого отношения. Непонятно, за что и по какому принципу присуждаются звания. Я столько лет работал на сцене, писал музыку, организовывал фестиваль, играл в театре, но никто из властей этого не замечал! И только после «оранжевой революции», которую я поддерживал, мне вдруг решили присвоить звание «заслуженный». Я ж на баррикады не за этим полез! А получилось, что мне выдали заслуженного вроде как за заслуги в революции.
— Сейчас вы разочарованы?
— Нисколько! Достижения Украины очевидны. Об этом никто не говорит, но, мне кажется, после 2004 года произошел экономический бум. Вот сейчас мы сидим в дорогом ресторане, и здесь почти нет свободных мест. До 2004-го и половины таких ресторанов не было. (Олег заказал себе салат с морепродуктами и копченым угрем. — Авт.). Люди продолжают плакаться, однако считаю, что Украина стала реально процветающей страной. Я бывал в других странах и могу сказать: живем мы не так уж плохо. Во всяком случае, в городах. И теперь с гордостью говорю: я создал капитализм в этой стране! (Смеется.)
— Могли бы создавать и дальше, например как политический деятель.
— Не-е-т. Я не политик и не экономист, совершенно в этом не разбираюсь и не собираюсь этого делать. Быть честным человеком в политике невозможно. Некоторые мои коллеги пытались, но в итоге разочаровались. Я же себя уберег. Не стал проситься в партии, в Верховную Раду. Туда надо пробиваться, локтями распихивать.
— В шоу-бизнесе разве не так?
— Я хочу жить, не натирая на локтях мозоли и не обижая никого вокруг.
— Получается?
— Как видите. Не ломлюсь к чужой кормушке, создаю свою нишу и в ней работаю. Моя сфера — этно и рок. Здесь и работа, и друзья. Больше меня ничего не интересует в нашем шоу-бизнесе.
«Такой я человек — если что-то не получается, дается с большим трудом, сразу бросаю»
— Тем не менее вы участвовали в попсовом танцевальном проекте одного из телеканалов.
— Знаете, разочаровался и жалею, что потратил на это так много своего времени. На каждом эфире судьи «макали» меня больше всех и даже называли недоразумением тот факт, что Скрипка «доскакал» до финала. Изначально был интересен танцевальный опыт, а сейчас понимаю, что мне нечего делать в подобных проектах. Не понимаю людей, которые такое шоу смотрят.
На самом же деле очень люблю танцевать и умею это делать, но только в комфортных условиях. А в шоу как раз и создают для публичных людей некомфортные условия, провоцируют, чтобы поставить человека в неудобное положение и посмеяться над ним. Это не имеет никакого отношения ни к настоящим танцам, ни к культуре. Хотя полученный опыт не отбил у меня желания продолжать заниматься танцами дальше. Я ведь и раньше занимался пластикой, современной французской хореографией. Бальный танец оказался для меня сложнее, не посвятил бы ему свою жизнь. Такой я человек — если что-то не получается, дается с большим трудом, сразу бросаю.
— Но не каждый человек с легкостью может и петь, и писать музыку, и играть на многих музыкальных инструментах, как вы!
— Все это получается у меня естественно, без особых усилий.
— Не поверю, что вы не работаете над собой!
— Да, я развиваюсь, но не лошадиным трудом. Технической точности добиваюсь репетициями. Мой преподаватель в музыкальной школе, где я учился играть на баяне, сказал мне простую, но очень важную вещь: ты должен оттачивать технику, но на тех произведениях, которые тебе нравятся. А мне вдруг захотелось сыграть мелодию из советской программы «Время». Так в восемь лет я шпарил на баяне песни иностранных групп «Смоки», «Абба», щеголял умением перед гостями и получал сиюминутные эмоциональные дивиденды. И тогда и сейчас я не готов 20 лет пилить на скрипке, чтобы когда-нибудь стать великим музыкантом.
— Пение вам тоже далось без труда?
— Конечно. Мама, воспитательница детского сада, приобщила меня к пению еще с малых лет. В садике постоянно пел на утренниках. Ну а потом ждала школьная и институтская самодеятельность. Все получилось само собой.
— Вы семь лет прожили за границей. Не появилось желание вернуться туда?
— Пока нет, в этом нет необходимости. Пусть в Украине не так быстро все происходит, как хотелось бы, но меня устраивает. Кроме попсы (смеется). Для меня это как дорогое караоке. К сожалению, у нас люди очень плохо разбираются в качестве — начиная от продуктов питания и напитков, заканчивая музыкой. Вот их и пичкают ширпотребом. Из радиостанций звучат голоса однодневных певичек, а в магазинах продают шмурдяк вместо вина. Незнающего человека легче обмануть, продать ему некачественный товар. То есть экономически выгодно управлять необразованными людьми. К сожалению, в нашей стране так обстоят дела.
— Своих детей отправите учиться за границу?
— Предоставлю им право выбора. Мне кажется, для того чтобы украинцы жили лучше, их насильственно надо вывозить из Украины для обучения.
— А потом насильственно возвращать? Вряд ли потом кто-то захочет вернуться.
— Я же захотел! Просто надо любить свою страну и пытаться сделать ее лучше. А те, кто не любит ее, пусть живут там, где им хорошо. Тогда и нам легче будет (улыбается).
— Какими вы видите себя и группу «ВВ» через десять лет?
— Надеюсь, тогда будем думать, как отпраздновать 35-летие нашего коллектива.
— Вы и по поводу 25-летия не особо напрягаетесь…
— (Смеется.) Новые песни написали, к следующему юбилею еще напишем. На самом деле мы не зацикливаемся на времени. Работаем, как и четверть века назад. Надеюсь, еще как минимум столько же заниматься любимым делом.
1461Читайте нас у Facebook