Создатель КВН Cергей Муратов: «Александр Масляков сделал КВН семейным бизнесом»
Сегодня в КВН играют чуть ли не во всем мире. Телеигра, зародившаяся на советском телевидении ровно пятьдесят лет назад, стала одной из самых популярных и любимых у телезрителей. Даже четырнадцатилетний вынужденный перерыв не повлиял на популярность КВН. В незамысловатую и веселую викторину играли и тогда, когда она была строго-настрого запрещена руководством Советского Союза, а ее создатели считались персонами нон грата.
Не многие помнят, что легендарный КВН родился благодаря не менее популярному телепроекту — Вечер веселых вопросов (ВВВ). По крайней мере, «родители» у них одни — Альберт Аксельрод, Михаил Яковлев и Сергей Муратов. Именно Муратову пришла в голову идея основать на советском телевидении молодежную редакцию, а затем сделать веселую телевикторину. Четыре года сценарии КВНа писала знаменитая тройка авторов. Потом один за другим они покинули проект, но всю жизнь продолжали его опекать. «КВН — это как болезнь», — признается Сергей Муратов.
«Моими единомышленниками стали врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев»
— Официально КВН празднует свое пятидесятилетие, хотя на самом деле его история началась на четыре года раньше…
— Вы имеете в виду проект ВВВ? Было такое дело… В Москве в 1957 году проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Незадолго до этого я выступил на комсомольском собрании Центрального телевидения. Я был активным молодым человеком. Сказал, что это странно: в Москве состоится фестиваль молодежи и студентов, а на нашем телевидении нет даже молодежной редакции. И вот меня, так сказать, за инициативу самого и назначили ее создавать. Вначале не было ни комнаты редакционной, ни студии, ни стола. Помню, с авторами беседовал на подоконниках, в буфете.
— Тогда ведь и Останкино еще не было?
— Конечно! Все происходило на Шаболовке, 53. Я выпускал ежемесячный журнал под названием «Фестивальный». Там собирались интересные продвинутые студенты со многих вузов Москвы. Но кроме этого надо было еще что-то делать. И я нашел единомышленников — Альберта Аксельрода, Михаила Яковлева.
— И ни один из них не имел отношения к журналистике.
— Никакого! Аксельрод был начинающим врачом, а Миша — инженер электролампового завода. Но у обоих было потрясающее чувство юмора и удивительный слог. Они-то и стали соавторами моей первой передачи под названием ВВВ, где я был редактором. Все недоумевали, что это за название такое. Очень просто, говорили мы, вечер веселых вопросов. Следующий выпуск программы назывался ВВВВ — второй Вечер веселых вопросов. Успех был совершенно феноменальный! Мы, конечно же, выходили в прямой трансляции. В зале сидели зрители и отвечали на вопросы ведущих. Особенно приветствовался юмор. Последний выпуск передачи вышел в сентябре, после фестиваля молодежи и студентов.
— С этим была связана забавная история. Расскажите.
— Это сейчас она кажется забавной, а тогда нам было не до смеха. Ведущим ВВВ был известный всем композитор Никита Богословский. Не знаю, по какой причине, но Никита допустил оплошность при оглашении одного из конкурсов. Приз был обещан тем, кто придет в студию в шубе, шапке и валенках. Но Никита забыл добавить, что при этом надо иметь при себе газету за 31 декабря прошлого года. Собственно, это условие и должно было выдать шуточность задания, но Никита про газету забыл. Можете себе представить, в день съемки в здание МГУ, где снимали ВВВ, попасть было практически невозможно. Толпы людей стояли в валенках и шубах. Они смели милицейскую охрану (МГУ считался режимным объектом), и начался полный хаос! Меня, правда, в это время не было в Москве. Ребята все рассказывали в подробностях по телефону. В результате трансляцию прекратили, но передачу ничем решили не заменять. Так до конца вечера на телеэкранах и стояла заставка: перерыв по техническим причинам. Это был последний выпуск ВВВ.
«Сегодня никакого клуба по интересам нет, остался только коммерческий проект»
— Было ведь даже постановление ЦК КПСС по поводу вашего проекта.
— Его опубликовали уже после перестройки. Очень смешно описано все, что происходило на третьем эфире. Говорили, что мы прославляем буржуазный образ жизни, задаем дурацкие вопросы, к примеру, как кошка слезает с дерева — головой вверх или вниз? К сожалению, после этого постановления нашу молодежную редакцию закрыли, а я уволился с телевидения вместе с 30-ю сотрудниками. Заявление было написано с формулировкой «по собственному желанию»… Но через четыре года, в 1961-м, мне позвонили с телевидения опять. За это время так и не появилась программа, которая бы стала столь же популярной, как ВВВ. Редактор Елена Гальперина предложила: «А не сделать ли нам такую же программу, как была ВВВ? Я говорю: «Вы не забывайте, чем все это может закончиться». Она: «Я всю ответственность беру на себя». Это было совсем другое дело…
— Вы вновь позвали своих старых авторов?
— Тут же позвонил Алеку и Мише. Через месяц мы представили сценарий новой программы. Только накануне спохватились, что у нее нет названия. Стали думать. В то время самым распространенным телевизором в СССР был КВН-49. Мы творчески начали расшифровывать эту аббревиатуру. Так и получилось: Клуб Веселых и Находчивых. Название оказалось очень удачным, снискав сумасшедшую популярность. КВН выходил в эфир каждый месяц. Впервые на нашем телевидении появились живые люди, участники программы, не читавшие по бумажке.
— Тяжело писались сценарии КВН?
— Что вы, это было самое замечательное время! Наверное, благодаря тому, что мы трое обожали встречаться друг с другом. Выбирали, у кого будем заседать в очередной раз, собирались вечером и, бывало, засиживались за чашкой чая до самого утра. Сами хохотали, как сумасшедшие, иногда даже нарывались на недовольство соседей.
— Кто же был первым ведущим КВН?
— Ведущие постоянно менялись. Сначала мы хотели, чтобы это была пара, потом стали приглашать по одному актеру. Помню, ведущей КВН была даже Наталья Фатеева. Где-то через полгода после первого эфира ведущим стал Алек Аксельрод, и это был правильный выбор. Альберт блестящий импровизатор! К тому же он был одним из авторов сценария. Потом к нему присоединилась Светлана Жильцова. Года полтора они бессменно вели КВН. Надо признать, программы более популярной в 60-е годы в СССР не было. Имена капитанов команд сразу становились всем известны.
— Почему же вы все-таки покинули проект?
— Всему виной стал уход Аксельрода. Руководству стало казаться странным, что человек с фамилией Аксельрод столь популярен у зрителей. Ему предложили уйти с роли ведущего и просто писать сценарии КВН. Алека страшно это оскорбило, и он ушел. Мы с Мишей в качестве протеста тоже написали заявления об уходе. После нас сценарии сочиняли другие, а мы лишь помогали командам, с которыми стали дружны. Впрочем, в те годы писать сценарии КВН было не таким уж сложным делом. Все шло по накатанной. Была система (разминка, битва капитанов), остальное на нее лишь нанизывалось.
— Никогда не жалели о том, что покинули КВН?
— Честно говоря, если бы не поступок Аксельрода, наверное, мы бы никогда этого не сделали. Позже даже обратились в бюро защиты авторских прав: мол, признайте нас авторами проекта со всеми вытекающими финансовыми моментами. Нам посочувствовали, но не более… А со временем КВН стал мало напоминать то, что мы создавали. Ведь изначально это был клуб — часто встречались с капитанами команд на какой-нибудь квартире или в ресторане, обсуждали игры. Это был именно клуб по интересам. А сегодня никакого клуба нет, есть коммерческий проект, из которого извлекают деньги, коммерчески-торговая передача. Поэтому и желания смотреть ее у меня нет.
«Игрокам запретили выходить на сцену с бородой — считалось, что это насмешка над Карлом Марксом»
— А ведь именно вы пытались спасти КВН, когда программу закрыло руководство Центрального телевидения.
— Это случилось, когда Центральное телевидение возглавил Сергей Лапин. КВН его явно раздражал. Цензура ужесточилась, программой стало заниматься КГБ. Дошло до того, что игрокам запрещали выходить на сцену с бородой — считалось, это насмешка над Карлом Марксом. Полный бред! И это несмотря на то, что генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев КВН очень любил. Но Лапин смог «дожать» и его. В конце концов передачу закрыли. Тогда появилась шутка: чем телевидение отличается от сумасшедшего дома? Тем, что в сумасшедшем доме здоровое руководство… Четырнадцать лет КВНа не было. Он возобновился лишь в 1986 году. Мы, кстати, вновь пришли туда с Алеком и Мишей, получив статус «родительского комитета». Но возродить былое настроение клуба нам не удалось.
*Александр Масляков вначале играл в одной из команд КВН, а потом ему предложили стать ведущим — партнером Светланы Жильцовой
— Сейчас КВН ассоциируется прежде всего с его ведущим — Александром Масляковым.
— Саша был сначала участником одной из команд. Когда руководство попросило «уйти» Аксельрода, стали усиленно искать, кто же станет новым ведущим. Масляков оказался довольно способным молодым человеком. Многие сегодня вообще полагают, что он и придумал КВН. Но Саша не имел к этому никакого отношения! Масляков сделал КВН семейным бизнесом. 12 ноября будут праздновать 50-летний юбилей КВН, меня тоже пригласили, но я вряд ли пойду. Признаться, мне сегодня «не вкусно» смотреть это шоу. Хотя бы потому, что нашим главным условием было то, что передача должна быть непредсказуема! А сейчас, если я собираюсь ее посмотреть, знаю, что произойдет дальше. Чем больше в программе предсказуемости, тем меньше в ней КВНа.
— Программа сделала вас богатым человеком?
— Шутите?! Ни в коей мере! Если бы я жил на Западе, став автором подобного проекта, уже давно озолотился. В России все иначе. Увы… Никаких денег КВН нам не принес. Лишь приятные (и не очень) переживания. Потому что «болеть» КВНом можно всю жизнь…
10195Читайте нас у Facebook