Джамала: «В моей семье все болезни лечат татарским блюдом янтых. Это как чебурек, только в сто раз вкуснее»
Имя Джамалы стало известно в 2009 году, когда певица получила Гран-при на конкурсе «Новая волна» в Юрмале. После исполнения народной песни «Верше, мiй верше» члены жюри и даже Алла Пугачева аплодировали украинской исполнительнице стоя. Победа в конкурсе дала хороший старт девушке, закончившей Киевскую музыкальную академию по классу оперного вокала. Будучи лучшей выпускницей курса, Джамала планировала посвятить себя классической музыке и уехать на стажировку в знаменитый миланский театр La Scala. Но серьезное увлечение джазом, соул и народной музыкой кардинально изменило ее планы. После окончания консерватории певица стала солисткой мюзикла «Па» под руководством хореографа и продюсера Елены Коляденко, а после «Новой волны» начала сольную карьеру. Она сама пишет песни и готовит к выпуску второй альбом авторской музыки. Некоторые композиции из него 28-летняя певица уже представила во время гастрольного тура по Украине. Лирические композиции, по словам исполнительницы, соответствуют ее нынешнему состоянию.
«Песни, которые исполняю, почти не крутят по радио. Говорят, они слишком сложные»
— Новый альбом — это мои переживания и эмоции, — рассказала «ФАКТАМ» Джамала. — В них я еще больше раскроюсь, слушатели смогут лучше понять, какая я — Сусана.
— Какое имя для вас привычнее: Сусана или все-таки Джамала?
— Мама называет Сусаной. Так обращаются все, кто знал меня до того, как я стала Джамалой. С этим нет никаких проблем. Комфортно чувствую себя, используя два имени. Джамала — сокращенный вариант моей фамилии Джамаладинова. К тому же в переводе с арабского «джамал» означает «прекрасный».
*Джамала без сожаления рассталась со своими роскошными волосами, чтобы тратить меньше времени на прически
— Как чувствуете себя в сольном плавании?
— Я сама себе хозяйка, но со мной работает большая команда профессионалов. Евгений Филатов занимается аранжировками и общим звучанием моих альбомов, а Игорь Тарнопольский — главный человек в команде, продюсер, руководит работой в целом. Надеюсь, в конце апреля снимем клип на одну из новых песен, а к весне следующего года издадим и весь альбом. Открою секрет: вполне возможно, новая песня будет на русском языке.
— Несмотря на плотный график, у вас хватило времени принять участие в проекте «Звезды в опере» и победить в нем.
— Это очень красивый и по-настоящему вокальный проект, в жюри которого входили известная академическая певица Виктория Лукьянец, автор музыки оперы «Юнона и Авось» Алексей Рыбников и Сергей Пенкин, которого лично я считаю очень хорошим вокалистом. Отказаться я просто не имела права. Не очень люблю принимать участие в телевизионных шоу, но этот проект для меня очень подходил, так что участие в нем было вполне логичным.
— Как и победа в нем?
— Я была уверена в себе, узнав, что в проекте будут и опера, и оперетта, и мюзикл. И все это «вживую», с симфоническим оркестром. Запись велась в режиме онлайн. Мне повезло с партнером. Влада Павлюка посоветовала преподаватель Национальной музыкальной академии Украины Наталья Горбатенко. Я пришла к ней в поисках партнера. Она говорит: «У меня в классе есть хороший баритон». Влад спел всего две ноты, и я сказала: «Класс!» Увидела его горящие глаза, музыкальность. Сейчас в Украине такое количество талант-шоу, все поют. Но после окончания проектов куда-то пропадают. Найти комплексного певца, чтобы и душа была, и интеллект, и композиторские способности, очень сложно. А Влад оказался по-настоящему универсальным певцом. Поэтому мы вместе и пришли к победе. Это шоу — уникальный шанс для всех прикоснуться к настоящему искусству. Когда еще зрители услышат по телевизору «Кармен»?!
— А какую музыку слушаете вы?
— Американский соул, джаз, лучших поп-артистов, классику, современные рок-группы. Люблю смотреть телеканал «Меццо», по которому часто показывают оперные постановки. Во времена Советского Союза снимали замечательные фильмы-оперы — «Леди Макбет Мценского уезда», «Евгений Онегин», «Наталка-Полтавка». Многие снимались в Киевской опере. Сейчас-то этого нет. С голосами у нас нет проблем, чувствуется недостаток вкуса. А откуда ему взяться, если люди слышат по радио только (не хотела бы никого обижать) низкопробную попсу — «формат». Получается замкнутый круг: начинающие исполнители ничего не знают, кроме самого слова «формат», подстраиваются под него, ограничивая себя и тем самым заражая остальных. Это как вирус.
— Боретесь с этим вирусом?
— Мне непросто. Многие говорят: ни фига себе, выпускает сольный альбом, едет в тур по городам Украины с англоязычной программой, поет «вживую» с оркестром. Значит, люди хотят слышать и другую музыку.
— При этом ваши песни нечасто крутят по радио?
— Говорят, моя музыка слишком сложная. Smile взяли с условием, что вырежу бридж, в котором я демонстрирую вокальные техники разных народов. Кстати, недавно была просто поражена, случайно увидев на конкурсе «Мисс мира», как участницы идут по подиуму под сопровождение песни Smile. Я была шокирована, ведь знала наверняка, что к нам по этому поводу никто не обращался.
«Чтобы бороться с сутулостью, занимаюсь йогой»
— Вы не знали об этом?
— Услышала, случайно включив телевизор. Сейчас этим вопросом занимаются юристы. Я, конечно же, очень хочу, чтобы мои песни звучали как можно чаще. Но на «Мисс мира» другая певица перепела мою песню как свою. Только бридж оставили мой. Наверное, не осилили (хохочет). Выпускать второй альбом страшновато, но очень интересно. Сравнения с первым не избежать. Хочется сделать лучше, поэтому и боюсь. Но я готовлю своих поклонников к переменам.
— В том числе и внешним? Зачем отрезали такие роскошные волосы?
— После укладки с использованием лака волосы невозможно расчесать и помыть. И так после каждого выступления. В какой-то момент я решила: «Всё! Подстригусь, надоело тратить на прическу по два часа каждый день». Теперь управляюсь всего за 15 минут. Важна ведь не форма, а содержание.
— В начале карьеры вы формой своих нарядов поражали не меньше, чем голосом.
— Сейчас многие артисты делают акцент на концертных костюмах, невероятных прическах, сексуальности. После участия в конкурсе «Новая волна» у меня был шанс пойти по этому пути. Но очень быстро это наскучило. Люди спрашивали, в чем на этот раз появится Джамала, вместо того, чтобы интересоваться песней, которую спою. Мне стало неприятно, что все первым делом обсуждали высоту каблука, длину юбки и глубину декольте.
— Как вы умудрялись выходить на сцену на этих высоченных каблуках?
— Было очень сложно, а ведь я еще и танцевала. В период становления надо мной экспериментировали, это был поиск. Затем я сказала себе: «Сама буду принимать решения». Хотелось больше думать о песне, а не о том, чтобы не упасть, вовремя поправить короткую юбку или контролировать декольте. Образ не должен отвлекать от главного. Теперь раздаю свои старые костюмы. С недавних пор полюбила платья. Хочу на сцене быть легкой, такой юной девочкой (смеется). Мне очень нравится мода 60-70-х годов прошлого века. Дизайнеры того времени так красиво подчеркивали женственность. Обожаю Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка». Сейчас же складывается впечатление, что некоторые дизайнеры вступили в холодную войну с женщинами, навязывая им мешковатые платья, висящую до колен мотню, бесформенные штаны…
— За свободной одеждой можно спрятать недостатки фигуры.
— Это все выдумки. Идеальных фигур не бывает. Я, например, сутулюсь. Чтобы бороться с этим, занимаюсь йогой, а когда начинаю поправляться, не ем хлеб. Если с недостатками справиться не получается, нужно превращать их в достоинства и, как говорила Брижит Бардо, убедить весь мир, что ты красотка.
— Себя таковой считаете?
— Считаю себя привлекательной. Хочу, чтобы меня в первую очередь воспринимали как певицу, а потом уже все остальное.
«Очень хочу, чтобы моя музыка оставалась в сердцах людей»
— Родителей в родном Малореченском навещаете?
— Чаще они меня. Мама недавно была в Киеве почти месяц. Созваниваемся каждый день, общаемся по скайпу. Я не чувствую себя одинокой, ведь рано стала самостоятельной. В 14 лет поступила в музыкальное училище, тогда, наверное, и закончилось мое детство. Но никогда не забуду стойкий запах акации возле школы в Малореченском, где я выросла. И запах еды. У нас семья гурманов. Бабушка едой лечила все болезни. Есть такое блюдо татарское — янтых. Как чебурек, но в сто раз вкуснее. Тесто готовится на воде, тонко раскатывается, а внутрь кладется баранина, говядина. Янтых обжаривается с двух сторон на раскаленном железе. Именно это блюдо бабушка считала лекарством от всех болячек.
— И вы это готовите?
— Я не люблю стоять у плиты. Наверное, этим сильно отличаюсь от всех восточных и крымско-татарских девушек. Могу приготовить и украинский борщ, и татарские блюда, но не получаю от процесса особого удовольствия.
— А от чего получаете?
— От музыки и путешествий. За минувший год успела побывать в Испании, Португалии, Франции, Англии, на Кубе. После длительного перелета так приятно было вдохнуть необычайно свежий воздух и любоваться бирюзовой водой Атлантического океана. Если честно, мне жаль кубинцев. Такая красивая страна, а все вокруг в ужасном упадке. Очень напоминает ситуацию в Крыму. Больше на Кубу не хочется. Впрочем, и отдыхать сейчас некогда. В первой половине лета буду уже во второй раз выступать на лучшем джазовом фестивале России «Усадьба. Джаз» в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Мечтала об этом еще во время учебы в консерватории, и вот в феврале состоялось успешное выступление на зимней «Усадьбе» в Питере.
— Наблюдаете за перипетиями вокруг конкурсов «Евровидение», «Новая волна»?
— Буквально на днях вместе с Александром Ревзиным, Игорем Крутым и Константином Меладзе сидела в жюри отборочного тура конкурса «Новая волна». Мне нравится, что репертуар конкурсантов становится более интересным. Думаю, в свое время поспособствовала этому. В 2009 году пришлось отстаивать перед организаторами свои «неформатные» песни и манеру исполнения. В итоге я победила.
— Точно так же могло произойти и с песней Smile на «Евровидении», если бы вы туда поехали?
— Я уверена в этой песне. Трудно говорить о победе в таком конкурсе, как «Евровидение». В данном случае песня далеко не решающий фактор, как и музыка в целом. Это вообще не музыкальный конкурс, а шоу плюс политика.
— В Киеве уже обзавелись жильем?
— Не тороплюсь тратить деньги на квартиру. Мы очень много инвестируем в проект: съемки клипов, записи, студию, офис. Взять, к примеру, песню Goal, которую сочинили специально для финальной жеребьевки «Евро- 2012». Песню записали с полным составом симфонического оркестра, час работы которого стоит четыре тысячи долларов. А мы работали не один час. Некоторые мои коллеги посмеиваются: мол, люди за такие деньги роскошные машины покупают, а ты одну песню записываешь. Зато эту песню услышали в 150 странах мира.
— Не устали от конкурсов?
— Я думаю, в конкурсах больше участвовать не буду. Не люблю принципы спортивного соревнования в музыке: на старт, внимание, марш! Считаю, уровень соревнований уже переросла. Никогда не забуду слова Аллы Пугачевой: «Да, классная ты, Джамала, но неизвестно, что потом скажешь нам как личность». Для меня Алла Борисовна в этом плане огромный пример. Она писала песни о себе, своей жизни, рассказывала об этом людям, переживая драматические моменты на сцене. Поклонники страдали и радовались вместе с ней. Похожий подход и у Земфиры. Вот и я очень хочу, чтобы моя музыка оставалась в сердцах людей.
3567Читайте нас у Facebook