ПОИСК
Інтерв'ю

Ирина Алферова: «В КГБ меня вербовали, как в очень плохом кино»

8:00 31 травня 2012
Народная артистка России отмечает 40-летие творческой деятельности

На счету Ирины Алферовой несколько десятков ролей в театре и больше сорока в кино (»ТАСС уполномочен заявить…», «Снегурочку вызывали?», «Ночные забавы»). Но самой, пожалуй, звездной ее ролью стала Констанция Бонасье в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера». Именно она принесла Ирине славу самой красивой актрисы советского кино. Когда вышла картина, Алферова была женой Александра Абдулова. Вместе они прожили 17 лет.

*Ирина Алферова разменяла седьмой десяток, но выглядит просто потрясающе. До сих пор много работает

Сейчас Ирина замужем за актером Сергеем Мартыновым, уже отметили 20-летие совместной жизни. Она счастлива и выглядит в свой 61 год просто потрясающе. Говорит, расслабляться у нее нет времени — слишком много работы. Актриса играет в спектаклях через день. Даже в тяжелые 90-е, когда кино и театр были в полнейшем упадке, у нее было достаточно работы, как и сегодня. На днях с актрисой стряслась беда. Во время гастролей в Одессе она упала прямо на сцене и в двух местах сломала ногу. Однако смогла доиграть спектакль и только потом ее отвезли в больницу! Неделей раньше актриса побывала в Трускавце на фестивале «Золотая пектораль». Тогда-то она и дала эксклюзивное интервью «ФАКТАМ».

— Ирина, ровно 40 лет назад вы окончили ГИТИС, став профессиональной актрисой.

РЕКЛАМА

 — Да, хотя еще во время учебы снялась в трех картинах, среди которых и «Учитель пения» Наума Бирмана.

— Благодаря столь интересной работе многому научились?

РЕКЛАМА

 — Наверное, стала мудрее. Есть замечательные пьесы, написанные умными людьми. И когда начинаешь работать, разбираешь поступки героев, их истории. Конечно же, это хорошая школа жизни.

— К критике прислушиваетесь?

РЕКЛАМА

 — Я такой самоед, что только этим и занимаюсь. Мне бы ее меньше воспринимать. Меня муж очень поддерживает в этом плане. Вот сейчас новый спектакль вышел, я так радовалась, стихи написала, потому что в пьесе их не хватало. Изначально в спектакле было много нестыковок, которые я сумела убрать. В общем, из простой пьесы получилось нечто психологическое. Пришли на премьеру критики, после чего я читаю в прессе: «Не хватает эмоций». Что ж это за критики, если они вообще ничего не поняли?

Зато супруг сказал: «Я тебя умоляю, никого не слушай! Это потрясающе. Вот не играй, а просто будь на сцене собой». Мне, кстати, тоже не нравится, когда актеры играют. Обожаю Жана Габена и Роми Шнайдер, которые проживали свою роль.

— На экране поклонники вас, к сожалению, не часто видят. Отказываетесь от ролей?

 — В последнее время отказываюсь. А что делать?! Предлагают неинтересные сценарии, какие-то жуткие сериалы.

— Но ведь в этом и заключается актерская задача. Сколько примеров, когда роль проходная, а актер так сыграл, что зрители влюбились в героя.

 — Делаю так всю жизнь. Вы что, думаете, мне везло на режиссеров? Нередко я одна роль вытаскивала. Вот в «Трех мушкетерах» мне никто не помог, пожалуй, только Миша Боярский. Ни свет, ни музыка, ни костюмы не подсобили, режиссер со мной не работал. Читала роль и что хотела, то и делала в кадре. Но, признаюсь честно, на самом деле так интереснее. Я и в театре все меняю, импровизирую. Каждый раз репетирую и играю по-новому.

— А вы сложный партнер.

 — Зато интересный. Вот взять новый спектакль, там такой дурацкий текст. Вдруг мне на сцене приходит в голову хорошая идея, и я говорю по-своему. Чтобы не загнать в тупик партнера, последнюю фразу произношу точно по тексту, и все прекрасно получается. Не знаю, мне кажется, что я интересная театральная актриса, очень обидно, что критики этого не понимают.

— Наверное, у вас много недругов.

 — Возможно, но я раньше не знала о них. Когда ушла из Ленкома, поняла, почему не все у меня получалось. Оказалось, многие работали не на конечный результат, а для того, чтобы напакостить. Я же не агрессивна, у меня свой путь. Не лезу вперед, а жду свои роли. И вот читаю о себе, будто что-то у кого-то отняла. Невероятно. Взять, к примеру, фильм «Три мушкетера». Были хорошие пробы, я понравилась режиссеру, меня утвердил худсовет. Вы же понимаете, раз комиссия утвердила — значит не было Констанции лучше, согласитесь.

*Возлюбленная Д'Артаньяна (Михаил Боярский) Констанция Бонасье (Ирина Алферова). Кадр из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». 1978 год

— Другую Констанцию трудно даже представить.

 — Но если бы мне, молодой актрисе, помог режиссер Юнгвальд-Хилькевич на площадке, это была бы не роль, а шедевр. Представляете, буквально неделю назад я прочитала невероятное: Наталья Варлей считает, что из нее Констанция была бы лучше. Она мечтала об этой роли, у нее якобы были хорошие пробы, но не утвердили из-за меня. Чушь какая-то.

— После ошеломляющего успеха «Мушкетеров» вас стали дразнить?

 — До сих пор дети вслед кричат: «Констанция!» Ну и хорошо. А почему нет? Меня спрашивают: «Не обидно, что вас ассоциируют с одной ролью?» Нет, не обидно. Потому что у многих хороших актеров, которых я люблю, нет подобной роли. Сыгранных ими героев сразу и не вспомнишь.

— В какие известные фильмы вы пробовались, но не прошли?

 — Много таких, но об одном жалею до сих пор. Считаю, картина очень потеряла из-за того, что меня не взяли. Помните, был фильм «Прости», в котором играли Наталья Андрейченко и мой любимый Игорь Костолевский. Меня не утвердили, сказали: «Вы такая хорошенькая, но…» А я уверена, что сыграла бы лучше, чем Андрейченко. Там такой поворот крутой в жизни главной героини. Она чистый человек, которого судьба ломает. Героиня узнает об измене мужа и пускается во все тяжкие. В финале картины ее насилуют подростки на каком-то пустыре. Так вот, если бы я пустилась во все тяжкие, было бы очень страшно, настоящее потрясение для зрителя, поскольку мне это не свойственно. А так… Андрейченко — она такая и есть и не скрывает этого. Сценарий великолепно написан Виктором Мережко, поэтому мне интересно было пробоваться. Я сказала: «Боже! Ничего не стоит переделывать, надо просто говорить этот текст». Возможно, дело еще в том, что у меня был очень плохой партнер на пробах, я и сама поняла, что ничего не получится. Если бы мы пробовались в паре с Костолевским, результат был бы другой. Конечно, неприятно, что меня считали хорошенькой (всё на месте: губки, глазки, милое личико), но в то же время никакой. Я слышала часто о себе подобное и расстраивалась сильно.

— Вас в КГБ в свое время вербовали?

 — Было дело, но я всегда знала, что этого нужно опасаться. Происходило все как в очень плохом кино: ко мне просто подошли люди в черных плащах и шляпах. С совершенно никакими лицами.

— И вы им отказали?

 — Да, но мне просто повезло. Я должна была ехать с министром культуры в Болгарию. Пожаловалась, и от меня убрали этих людей.

— Первую поездку за границу помните?

 — Нет, их было так много. Киноактерам хорошо было в те годы — поездки потрясающие, нас принимали в лучших отелях. Правда, суточные платили копеечные. С театром «Ленком» я часто бывала в Англии, Франции, Америке. Играли на Бродвее. Ощущение сумасшедшее, когда ты на сцене, а в зале сидит, к примеру, Жаклин Кеннеди. В 80-х годах Пьер Карден приглашал наш театр с постановкой «Юнона и Авось» во Францию и постоянно что-то устраивал. Созывал богатых, талантливых, известных людей, среди которых и знаменитый писатель Артур Миллер. Карден и сам интересная личность. А мы были молодые, голодные… Он не понимал, почему мы голодные. Ведь платил актерам приличные деньги, но нам-то их не отдавали. Для Пьера так и осталось загадкой, из-за чего мы худеем.

— Судя по тому, как замечательно выглядите, есть вы не любите.

 — Совершенно равнодушна к еде. Зачем тратить столько сил на готовку, когда можно купить салатные листья, помидоры, огурцы, свежий хлеб, масло, сыр, красное или белое вино? Ничего лучше нет. Я готовлю, конечно, хотя и не люблю. Очень неблагодарное дело. Стоишь-стоишь у плиты, а потом все съедается в одну минуту. Поэтому готовлю быстро, просто моментально. Гости еще раздеваются, а у меня уже стол накрыт. Кстати, муж не любит, когда в доме чужие люди. Мне приходится все делать по хозяйству самой — и стирать, и убирать. Но я считаю, что это зарядка. Вот сейчас приеду домой и первым делом быстро вымою всю квартиру.

— Во время путешествий что вас особо потрясло за последнее время?

 — Когда грянула перестройка, мы с антрепризами стали много ездить по России. Я уже раза четыре объездила ее вдоль и поперек. Знаете, что я вам скажу? Больше всего потрясают люди. Природа, города часто похожи, а вот люди… Недавно мы были в Магадане, где женщина моего возраста делала мне массаж. Я стала ее расспрашивать про семью. Оказывается, у нее четверо детей. Я спросила: «Вам здесь, наверное, тяжело?» Она говорит: «Да нет, нормально. Все сыновья закончили институты, а теперь хотят идти в армию, ведь мужчина должен послужить Родине». Я не могла поверить. Вот сейчас у нас в Москве все время идут массовые протесты, кто-то против чего-то выступает, требует, а я считаю, что все хорошо.

 — Вы бы на баррикады не пошли?

 — Никогда. Двое моих приемных детей живут в Англии. Мы их оттуда забрали в Россию, они закончили школу в Москве, но потом уехали обратно. Приезжая в Москву, вечно какие-то ужасы рассказывают про Россию, о которых им там говорят. Конечно, в стране есть недостатки. Но я вижу, что государство старается. Заботятся о стариках — пенсии увеличились. Прожить можно. А недовольные всегда будут. К тому же можно бороться за свои права. К примеру, организовать партию. Я понимаю, что, может быть, я могла бы претендовать на лучшую жизнь, но всегда говорю то, что думаю.

 — Не страдаете от этого?

 — Нет. Мне так легче, начинаю себя уважать. Способна заступиться за кого-то. Не хочу знать о гадостях, которые в театре обсуждают. Человеку, который много работает, некогда заниматься интригами. Журналисты иногда спрашивают: «Как вы настраиваетесь, готовясь к чеховской «Чайке»? Да никак. Зайду к маме и, увидев, что у нее в доме грязный пол, беру тряпку и начинаю наводить порядок. А через час играю Аркадину в «Чайке».

 — Ваши дети, кроме старшей дочери Ксении, не пошли в актеры.

 — Александр (его актриса усыновила в 1997 году после смерти сестры Татьяны. — Авт.) юрист. Анастасия и Сергей (дети супруга от первого брака. — Авт.) дизайнеры. За успехами Ксении (дочь от брака Алферовой с болгарским дипломатом Бойко Гюровым. — Авт.) вы можете сами наблюдать на экране.

4756

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів